Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО

14.03.2019 477 3036
Осютина Светлана Александровна
Осютина Светлана Александровна, преподаватель

Няндомский железнодорожный колледж

На современном рынке труда востребованы не просто специалисты как носители определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а профессионалы. Каким должен быть выпускник? Востребованным и конкурентоспособным, готовым к эффективной профессиональной деятельности. Поэтому одним из значимых факторов современного процесса профессионального обучения является его ориентация на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.Определены цели образования с точки зрения компетентностного подхода:

1.Научить учиться, т.е. научить определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. Педагог осуществляет управление обучением.

2.Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, межкультурном взаимодействии и т.д.) и в мире духовных ценностей.

3.Научить решать проблемы профессионального характера, а также проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

Для реализации данных целей образования педагогический коллектив колледжа внедряет метод проектов, который, на наш взгляд, позволяет решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов.Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.

Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

На основе анализа опыта использования метода проектов можно построить их типологию. По предметно-содержательным областям:монопроекты (в рамках одной предметной области);межпредметные. По количеству участников: индивидуальные, групповые. По продолжительности выполнения проекта:мини-проекты (часть учебного занятия);краткосрочные (несколько занятий); средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). По доминирующей в проекте деятельности студентов:исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты), практико-ориентировочные (прикладные проекты). 

При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.

Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Можно выделить следующие этапы организации проектной деятельности студентов.Планирование работы над проектом: высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление тем проектов; формулирование темы проекта.

Аналитический этап: уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование обучающимися собственных знаний и опыта; обмен информацией с другими лицами; интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения: систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературыпозволяет повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности студентов. Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты. Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку обучающиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока используются для презентации подготовленных проектов. Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «Родное слово», «Великий, могучий язык», «Опасно ли сквернословие?».

Активизировать познавательный интерес студентов помогает разработанный дидактический материал: раздаточный материал,презентации, видеоматериалы с выступлениями обучающихся. Кроме того, в учебном кабинете оформлен альбом «Проектно – исследовательская деятельность обучающихся», методические материалы к разработке учебного проекта, где представлены памятки, советы и рекомендации для обучающихся.

Практико-ориентированные проекты имеют практический результат, выраженный в материальной форме: подготовка журнала, газеты, презентации, и др. В рамках предметной недели русского языка и литературы студенты выпускали газеты «Почему мы так говорим», «Знаешь ли ты свой язык».

Творческие проекты максимально активизируют познавательную активность студентов, способствуют активной выработке навыков и умений работы с документами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения. Так, при изучении повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое» предлагаю студентам подготовить творческий проект. На защите проекта каждая группа представляет собранные материалы. Результат работы – создание веб - страницы «Ф.А.Абрамов». При проведении недели русского языка и литературы студенты выполняли творческий проект – создание рукописной книги «Родное слово».

Для исследовательских проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала исследовательских методов, использование научных методов обработки и оформления результатов. Так, например, студенты 1 курса выполнялиучебно-исследовательские работы «В чем опасность сквернословия?», «СМС - сообщения как вид письменности». Эти работы были представлены на областных Ломоносовских чтениях учебно-исследовательских работ обучающихся.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация. Студентами выполнялись информационные проекты, посвященные творчеству И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, такжеискали информацию о словарях С.И. Ожегова. В.И. Даля, готовили сообщение «Олимпийские виды спорта», составляли словарь олимпийских терминов.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у студентов 1 курса выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную деятельность необходимо организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студентов возможности выбора индивидуальной формы работы. А вот в старших группах темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого студента и должны находиться в области их самоопределения, поэтому предпочтительны индивидуальные или парные формы работы.

Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых студенты:

1.самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);

2.используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);

3.развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);

4.учатся презентовать свои проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).

5.учатся совместному труду (ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).

С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у студентов и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.

Включение студентов в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал,что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список литературы

Дубровина О.С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II):Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.

Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.

Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.

Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.

 

Оригинал работы:

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*