Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация групповой формы обучения на занятиях по физике, как способ мотивации учения у студентов

12.03.2019 543 2107
Скиндерева Екатерина Сергеевна
Скиндерева Екатерина Сергеевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Главной целью для методики обучения физике является поиск условий повышения эффективности обучения. При работе со всеми учащимися группы одновременно, преподавателю неизбежно приходится ориентироваться на «среднего» учащегося группы. Что влечет за собой средний темп работы на занятии, среднее количество выполненных заданий, и это в любом случае задерживает развитие одних студентов и одновременно создает трудности для других.

Для повышения качества обучения студентов немаловажным фактором будет являться овладение учителем современных педагогических технологий, ориентированных на личность ученика. Если организация обучения будет основана на педагогической технологии группового обучения, то это позволит не только учесть индивидуальные образовательные потребности каждого студента, но и предоставить условия для самореализации, саморазвития и формирования у них компетенций, необходимых для дальнейшей успешной реализации себя в будущей профессии.

От мотивов учения студента зависит напрямую его отношение к учебной деятельности, а также к себе – как субъекту образовательного процесса.

По мнению Выготского Л.С. групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем коллективная и даже индивидуальная форма. Групповая форма «втягивает» в активную работу пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно в такой форме обучения возникает установка на соревнование, успех, желание быть не хуже других.

Проведение занятий по физике с использованием групповой формы обучения способствует увеличению и внешней и внутренней мотивации. Внешняя мотивация может быть определена через самовыражение в среде однокурсников, учебная деятельность может быть рассмотрена студентом как один из способов общения со сверстниками. В деятельности группы создаются благоприятные условия для активного, личностного включения в процесс обучения через обмен результатами учебной деятельности.

Внутренняя мотивация у студента будет обусловлена отсутствием учительского давления, возможностью проявить большую самостоятельность в работе, а также применением своих знаний и демонстрацией умений в группе. Конечно, значительное влияние на мотивацию будет оказывать успех, полученный в ходе учебного процесса. Он вдохновляет студента, и постоянное удовлетворение от достигнутых результатов формирует положительное отношение к предмету и к своей деятельности. Это является одним из главных аспектов в изучении такой сложной дисциплины как физика. При групповой форме занятий, на начальном этапе, необходим подбор простых заданий, оценки в группе ставятся одинаковыми, поэтому возникает удовлетворение от учебной деятельности всех студентов.

Использование групповой формы обучения предполагает индивидуализацию учебного процесса. Одной из наиболее интересных и востребованных технологий, основанных на групповой и индивидуальной форме обучения, считают интегральную образовательную технологию. Согласно закону Йеркса-Додсона, который он сформулировал несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от «силы мотивации». Из этого следует, что чем сильнее побуждение студента к действиям, тем более результативна будет его деятельность. Однако эффективность учебной деятельности будет снижаться, если поставленные учебные цели будут достигнуты, а «сила мотивации» продолжит расти.

Этого негативного эффекта возможно избежать при использовании интегральной образовательной технологии, так, именно в этой технологии, предусмотрен переход из одной группы в другую с повышением уровня знаний. В основу интегральной технологии положена концепция развития человека, как объекта, обладающего индивидуальностью и как коллективного субъекта. Структура учебного занятия, основанного на интегральной образовательной технологии, имеет несколько аспектов. Для преподавателя структура учебного процесса выступает как программа организации учебной деятельности студента, для студента – это систематизированный алгоритм действий, который он исполняет с учебным материалом, подлежащим усвоению.

При использовании интегральной технологии на занятиях по физике, появляется возможность учета индивидуальных особенностей студентов (учебной мотивации, способностей, уровня обученности и обучаемости, а также тип мышления), повышения их самостоятельности, что будет способствовать более качественному усвоению учебного материала. В интегральной технологии собран целый ряд идей и концепций, которые были успешно реализованы в других образовательных системах. Например, концепция укрупнения дидактических единиц, идея группового, модульно-рейтингового обучения и др. Осуществление трехуровневого планирования результатов учебной деятельности, в интегральной технологии, осуществляется на основе совокупности задач.

На занятиях в разные периоды учебного процесса могут присутствовать студенты с разным уровнем знаний (некомпетентные, т.е. не достигшие минимального уровня знаний, достигшие минимального уровня, достигшие общего уровня, продвинутого уровня).

Студентам, обладающим минимальным уровнем знаний, соответствует умение воспроизводить теоретический материал, который им необходим для усвоения темы согласно требованиям стандарта образования. Общий уровень предполагает овладение умениями выделять и объяснять суть изученного материала. Для продвинутого уровня обязательным для студентов является умение переносить знания между предметами, решать нестандартные задачи и задачи повышенного уровня сложности. Проектирование образовательного процесса происходит на основе психологических и кибернетических закономерностей с использованием целого комплекса методов и средств обучения, а также широкого спектра организационных форм занятий.

Дадим более подробное описание организации учебного занятия по физике с использованием групповой формы обучения, способствующей мотивации учения у студентов.

Речь пойдет о такой форме организации учебного занятия с групповой формой обучения, где нет связи учителя и ученика, а осуществлен переход к тройственным отношениям, включающим в себя учителя, группу и ученика. Важным является то, что в определенные периоды учебного занятия могут присутствовать студенты, принадлежащие к трем типологическим множествам. Выделяют три типа групп обучающихся. В первом типе содержатся группы «выравниванивающие» студентов. Особенность этих групп заключается в том, что они должны осуществить переход некомпетентных студентов на минимальный уровень. Во втором типе групп собраны более «однородные» ученики, которые осуществляют поддержку друг друга. Третий тип – это группы «развития», в которых ученики более высокого уровня способствуют развитию учеников более низкого уровня (в зоне ближайшего развития).

Выполняя групповую работу, преподаватель поочередно присоединяется к разным группам и осуществляет консультирование студентов. Общаясь в группе, учитель хорошо ориентируется в затруднениях, возникающих у студентов. Безусловно, успешность использования групповой формы обучения зависит от правил комплектования групп:

создание групп происходит на этапе закрепления изученного материала. Состав групп напрямую зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель, а также от результатов, которые он хочет получить на этапе контроля;

продолжительность существования группы напрямую зависит от времени, отведенного для решения предложенного задания;

группе предоставляется лишь определенное время, для решения поставленной задачи, по истечении которого группа должна предоставить результат своей деятельности. Была ли решена задача - не важно, здесь важнее сам процесс поиска решения;

студент, который предоставляет отчет о проделанной работе, выбирается преподавателем непосредственно перед ответом;

оценка за проделанную работу всем студентам одной группы ставится одинаковая.

Такая групповая форма организации занятия имеет ряд преимуществ. Во-первых, ни один студент из группы не знает, кто будет осуществлять отчет для учителя, и поэтому в решении задания должны разобраться все. Более сильные студенты помогаю более слабым, тем самым закрепляя свои знания и повышая знания одногруппников. Технология группового обучения позволяет развивать мотивацию учения, что будет способствовать достижению более высоких результатов в обучении физике.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т / Л.С. Выготский /Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. – Т.1.

2. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС / В.В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Просвещение, 1988.

 

Оригинал работы:

Организация групповой формы обучения на занятиях по физике, как способ мотивации учения у студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*