Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктерское мастерство - особая сфера деятельности, навыки и умения в которой могут быть успешно использованы не только на сцене, но и в повседневной жизни. Способность быстро вливаться в новый коллектив, проявлять себя при разных обстоятельствах, не стесняться собственных движений, развить интуицию и научиться легко находить и устанавливать нужные контакты. Повышению данного мастерства успешно используются специальные тренинги. Благодаря таковым тренингом, человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой.
В танцах, как в спектакле или кино, необходимо чувствовать образ. Следя за координацией и пластичностью, нужно превращаться в людей, которые отличаются друг от друга своим характером и темпераментом. Поэтому обладать техникой актерского мастерства обязан любой танцор. Часто бывает так, что танец выглядит просто шикарно, но такое ощущение, что чего-то не хватает. Как говорил В.Д. Тихомиров «Как часто бывает так, что танец выглядит просто шикарно, но такое ощущение, что чего-то не хватает. И, глядя на танцоров, почему-то чувствуешь некоторое разочарование. Это все равно, что пить хорошее вино, разбавленное водой. А бывает и так, что мастерство танцоров далеко не на высоте, но находишься в состоянии эйфории от зрелищности выступления. И дело совсем не в том, что во втором случае танцуют твои хорошие друзья. Весь «изюм» кроется в актерском мастерстве.» [1]
Актёрское мастерство – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, которая состоит в создании сценических образов, а также вид исполнительского творчества.
Образность речи. Профессиональные тренинги по речи дают возможность правильно стоить высказывания и говорить образно, оригинально. Особенную значение в данном аспекте играет речевая импровизация. Уметь подать себя с помощью речи интересно, это уже почти сто процентов успеха.
В основу профессионального воспитания современного русского актера положена система К.С. Станиславского. Открытия Станиславского, обнаружившего важнейшие законы актёрского мастерства, коренящиеся в самой природе человека, произвели переворот в театральном искусстве и театральной педагогике. По системе К.С Станиславского хорошее движение на сцене есть не некая абстрактно существующая красивость, изящество, ловкость, а физическое действие, логическая, последовательная по смыслу исполнения. При это действие должно быть выразительным, то есть понятным зрителю, и эмоциональным, то есть воздействующего на него. [2, с.12]
В общую систему Станиславского входят:
1. Упражнения на развитие воображения и фантазии.
2. Упражнения на развитие эмоциональной и двигательной памяти, умение использовать для передачи образа, мимику, жесты, глаза, действие. Эмоционально двигательная память предлагает учащемуся из наблюдений окружающей жизни (будь то кинематограф, театр, видео и т. д.) на основе собственной эмоциональной памяти, создать образ дирижера или пирата, нашедшего клад и донести свой образ и действие до зрителя.
3. Сценическое действие, умение работать с вымышленными предметами или совершать путем пластической выразительности какие-либо условные действия, например, умение изобразить ветер, бурю, дождь или поиграть с вымышленным мячом в футбол.
4. Психологическая свобода и внимание. Упражнения на зрительное, слуховое и эмоциональное внимание к смене ритмов в музыке, внимание к партнеру и партнерам в групповой сцене или постановке. Психологическая свобода – умения и навыки, полученные путем наработанного опыта, избавляют учащегося от страха, неуверенности, зажатости на сцене пропадает «наблюдения» зрителя.
5. Творческое мышление. В постановках и этюдах для развития творческого мышления используется атрибутика (трости, шляпки, шпаги, свечи, фонарики) учащимся предлагается создать танцевальный или сценический образ с использованием предлагаемой атрибутики.
6. Музыкальное восприятие, умение слушать и понимать образный язык музыки, непринужденно двигаться в определенном ритме, танцевать саму музыку, а не под музыку. В этом хореографу помогают музыкальные этюды, в которых главной целью является научить юного артиста с помощью музыкального материала изобразить эмоциональное состояние своего героя, а также научиться менять настроение, ритм и темп движений вместе с музыкальным сопровождением.
Актерское мастерство в хореографии – это не только искусство перевоплощения путем жеста, мимики и пластики, - это умение при создании образа оставаться самим собой, осмысление собственного я, воспитание художественного вкуса, преодоление боязни ошибаться и пробовать, умение посредством сценической выразительности находить общий язык со зрителем. [3, с.2-3]
Период переживания - это созидательный период. Это главный, основной период в творчестве. При подборе творческих задач артист, прежде всего, должен решить ряд физических и элементарно-психологических задач. Как физические, так и психологические задачи должны быть связаны между собой внутренней связью, последовательностью, постепенностью, логикой чувства.
Период воплощения – это период, который начинается с переживания чувств, передаваемых с помощью глаз, лица мимики, а также слов. Слова помогают вытаскивать изнутри зажившее, но ещё не воплощённое чувство. Они выражают более определившиеся, конкретные переживания. Чего не могут досказать глаза, договаривается и поясняется голосом, интонацией, речью.
Период взаимодействия между актёром и зрителем. Зритель, ощущая на себе влияние актёра, пребывающего в сцене, в свою очередь влияет в актёра собственным активным прямым отзывом на сценический процесс
Решающее значение имеет духовное богатство человеческого «я» при перевоплощении в образ на современном этапе. Сущность образа и его отличие большей насыщенностью мыслью, глубоким личностным проникновением в сценический образ, предельной приближенностью к актеру, исполнителю, сдержанностью в использовании внешних изобразительных средств, вниманием к внутренней жизни героя. Два пути создания образа: «от себя» к образу и «от образа» к себе. Ошибочность противопоставления данных путей, их ограниченность. Опасность показа образа (представление), т.е. внешнего изображения. [3, с.30-31]
Таким образом, система Станиславского играет важнейшую роль в театральном искусстве. Она учит актёров быть «настоящими» на сцене, а режиссёров быть хорошими руководителями. Учения Станиславского помогают учащимся в работе над ролью, поэтапно, учат внутренней и внешней техники искусства переживания, тренируют воображение, воспитывают духовность.
Актерский тренинг – это настройка отдельных струн актерского инструмента, отдельных психофизических проявлений, таких, как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценическом внимании, в выработке навыков и умений сознательно пользоваться в сценическом действии теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий.
Виды упражнения на развитие техники актерского мастерства:
Сценическая воля.
Развитие внимания.
Развитие сценической воли, сценической свободы.
Согласование действий.
Развитие сценического воображения, сценической свободы. Упражнения на эмоционально-образную координацию движений рук.
Игры на непрерывное, активное, распределенное внимание.
Игры на развитие памяти.
Воображение и фантазия.
Этюды на выразительность жеста. Мимика, пантомимы.
Таким образом, упражнения на развитие техники актерского мастерства делятся на: сценическую волю; развитие внимания; развитие сценической воли, сценической свободы; согласование действий; развитие сценического воображения, сценической свободы. упражнения на эмоционально-образную координацию движений рук; игры на непрерывное, активное, распределенное внимание; игры на развитие памяти; воображение и фантазия; этюды на выразительность жеста. мимика, пантомимы;
На сегодняшний день немало рассказывается о потребности обучения актера - танцора, в безупречности владеющего выразительными способностями собственного тела - покорного, отлично настроенного «инструмента души».
Курс «Мастерство актера», равно как практическая наука, преподается в балетных училищах, где применяются основы сценической педагогики К.С. Станиславского. В программе по «Мастерству актера» указывается, то что основные задачи данного предмета - освоение внутренней техникой артиста, изящной выразительностью и методом работы над хореографическим образом.
В трудах Станиславского содержится развернутая программа факторов, составляющих физическое поведение на сцене. Задача танцовщика – сообщить художественный текст вплоть до созерцателя(наблюдатель), заполнив его «жизнью», психологической и художественной выразительностью. Для того чтобы исполнитель безупречно исполнял собственные функции, он должен не только лишь формально передавать заложенную в танце информацию, но сознательно «говорить», осознавая значение и роль любого воспроизводимого «слова», любой единицы хореографического текста.
Задача школы классического танца - сформировать у предстоящего танцора умение выполнять движения четко, обладать танцем в качестве пластической речи. С наиболее первых шагов изучения танцевальной лексики, как заявлял Н.И. Тарасов, необходимо, для того чтобы её элементы оценивались учениками никак не в качестве физических упражнений и малопонятных художественных символов, а равно как языковая система, с помощью которой возможно предоставить, пускай в том числе и условную, обобщенную вплоть до символа данные.
Положение классического танца – это главная его речевая единица и в то же время - это своего рода жест, происходящий с осознанного и четко выполненного действа, однако жест такой, в котором принимает участие все тело танцора. Базу танцевальной выразительности Н.И. Тарасов представлял в представлении танцевальной позы равно как жеста, а жест - это пластическая чувство, красочное выражение, эмоции, взаимоотношения.
С целью воспитания танцевальной выразительности необходимо направлять учащегося в достижение жестуальности – внутреннего психофизиологического состояния (чувства) при выполнении танцевального движения Жестуальность, равно как пластическое состояние-установка, с одной края основывается в импульсе – эмоции, возбуждаемой с помощью актерской психотехники, с другой – в осознанном, контролируемом сознанием ощущении исполнения движения. Другими словами, только лишь проявление жестуальности как момента реализации творческой установки танцовщика в исполнении танцевального движения всем телом (организмом как целостностью) предоставляет эффект выразительного танца. [4]
Художественный образ в танце – духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Более того, он складывается из множества связывающихся свойств и особенностей. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения.
Педагогические традиции русской танцевальной школы, способы и приемы обучения осмыслялись и воспринимались педагогами нового поколения индивидуально, шлифовались эстетическими требованиями времени. Лучшее, основное сохранилось, но многое, ценное, осталось невостребованным. В связи с этим снова и снова возникает необходимость обращения к истории отечественной хореографической педагогики, чтобы «вернуть к жизни» традиции воспитания артистизма и выразительности исполнения танцевальных движений.
Следующий период связан с именем А.Я. Вагановой, создавшей научно-обоснованную методику классического танца. В педагогической деятельности А.Я. Вагановой основное внимание уделялось задачам технического характера. Это были задачи художественного воспитания физического аппарата актера, обретение им высочайшей техники ради образного и выразительного танца. Результаты творческой работы А.Я. Вагановой были взяты за основу методики преподавания классического танца. Использование принципов этой методики в практике намного повысило качество обучения. Кроме того, изменился сам процесс усвоения учениками хореографической лексики. Задачу воспитания танцевальной выразительности А.Я. Ваганова определяла, как последовательную. В этот период требования к исполнителю в спектаклях «драмтанца» в отношении художественной выразительности воплощения хореографического образа были достаточно высокими. Психологическая сила действа жеста, мимики, действенность пластики и танца играли большую роль в раскрытии содержания хореографического произведения. Это был период, когда отечественная хореографическая школа заняла ведущее место в мире, которое утверждали ученики А.Я. Вагановой
Таким образом, обобщая краткий исторический анализ рассматриваемой проблемы, можно сказать, что художественно-творческие задачи хореографического образования оставались отделенными от задач «технического» характера и не получили достаточного обоснования.
Уроки по актерскому мастерству включают в себя:
Работу над избавлением от комплексов и страхов публичного выступления; развитие эмоциональности и непосредственности в танце и на сцене; развитие творческого мышления и воображения; снятие мышечных блоков и зажимов; работу над передачей эмоций и идей зрителям; также большое внимание уделяет импровизации.
Список использованных источников
1.Актерское мастерство в области хореографического искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studexpo.ru/88029/kulturologiya/akterskoe_masterstvo_oblasti_horeograficheskogo_iskusstva , свободный (11.11.2018).
2. Театральный тренинг в помощь хореографам как средство развития актёрских способностей в хореографическом коллективе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/teatralnyi-trening-v-pomoshch-khoreografam-kak-sre.html , свободный (11.11.2018).
3. Многообразие выразительных средств в хореографическом произведении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/89117 , свободный (11.11.2018).
4. Техника актерского мастерства в танце и танцевальных направлениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813503, свободный (5.11.2018).
Оригинал работы:
Особенности использования техники актёрского мастерства в хореографическом коллективе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.