Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология проблемного обучения

29.01.2019 1375 2618
Истомина Анжелика Вячеславовна
Истомина Анжелика Вячеславовна, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его обучающиеся стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности, высокую активность, стремление к познанию, умения добиваться поставленной цели всеми доступными средствами.

Я начала работать над темой над темой «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках Истории и Права». Технология проблемного обучения возникла в условиях, вызванных изменениями в обществе, требующими от личности проявления активного, осознанного отношения к жизни, умения общаться, что в свою очередь связано с воспитанием гармонично развитой личности. Многолетние наблюдения за познавательной активностью обучающихся показали, что при организации проблемного обучения формируются универсальные учебные действия, повышается уровень знаний оьучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности, умения организовать поиск решений в различных ситуациях.

В настоящее время в обществе существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у обучающихся колледжа универсальных учебных действий - одна из важнейших задач образовательного процесса ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», познавательная и мыслительная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека.

Что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.

В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. problema — «задача, задание»).

В широком смысле проблема — это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;

в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. (Ситуация — фр. situation — «положение, обстановка, совокупность обстоятельств»)

Что такое проблема?

Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта

Должна ли проблемная ситуация «создаваться» или естественно «вытекать» из самого характера материала?

Две точки зрения:

-Создание преподавателем проблемной ситуации, независимо от того, является ли она отражением реально существующего в науке противоречия

или носит методический характер (т. е. на данном этапе в науке вопрос ясен, но для активизации мышления учащихся преподаватель создает проблемную ситуацию).

-Нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

Как возникает проблема?

o проблема возникает на стыке известного (научного знания) и неизвестного, а не на уровне субъективного и научного знания.

Проблемный вопрос - это «одноактное» действие. Например, почему говорят: «Завтра ожидается теплый зимний денек?» (Видите противоречие: зимний, но теплый денек. Почему?) Ответ: потому что температура будет плюсовая , но в зимний период - циклон. Может ли быть жаренное мороженное, желтый снег и т.п.? Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать (вспомните вопросно-ответный метод Сократа!).

Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения школьнику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Например, возможна ли привязка данного типа сооружений в заданных условиях, скажем, типового проекта, к определенной местности? Это уже достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа

-действий или найти какие-то недостающие данные: провести разведку местности, сделать геодезическую съемку, исследовать в лаборатории грунт, определить розу ветров и т. п.

Проблемная ситуация - это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый.

Классификация проблемных ситуаций

По содержанию неизвестного X

X – цель

X – объект деятельности

X – способ деятельности

X – условие выполнения деятельности

по уровню проблемности

Возникающие независимо от приемов. Вызываемые и разрешаемые учителем. Вызываемые учителем, разрешаемые учеником. Самостоятельное формирование проблемы и решения.

по виду рассогласования информации

-несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)

-неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы)

-неожиданности

-конфликта

-предположения

-опровержения

по методическим особенностям

-проблемное изложение

-эвристическая беседа

-проблемные демонстрации

-исследовательские лабораторные работы

-непреднамеренные

-целевые

-проблемный фронтальный эксперимент

-мысленный проблемный эксперимент

-проблемное решение задач

-проблемные задания

-игровые проблемные ситуации

Четыре уровня проблемности в обучении

Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении обучающимися. Вспомните обще дидактический метод проблемного изложения! Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Обучающийся ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Обучающихся сам ставит проблему и сам ее решает.

Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Взаимодействие преподавателя и обучающегося

при решении проблемной ситуации Действия преподавателя

Действия обучающегося

Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы

Осознание проблемной ситуации, актуализация

усвоенных знаний

Направляющие указания

Анализ исходных данных; формулирование проблемы

Постановка наводящих вопросов,

сообщение необходимой информации

Выдвижение гипотезы, ее обоснование

Направляющие указания

Проверка гипотезы, решение проблемы

Постановка контрольных вопросов,

уточнения, исправления

Проверка решения, сопоставления его

с исходными данными

Анализ действий ученика в ходе

решения

Анализ хода решения; анализ ошибок

Включение результатов решения в

последующую учебную деятельность

Обобщение и переход к новому учебному материалу

Преимущества проблемного обучения

1)создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающегося;

2)развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;

3)обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник

Недостатки проблемного обучения

1)оно всегда вызывает затруднение у обучающегося в образовательном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении;

2)разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

Используя проблемный метод, учитываются готовность обучающихся в каждой группы к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на учебное занятие, опыт применения проблемного обучения в данной группе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данной группы.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает преподаватель. Не просто излагается материал, а размышляет, рассматривает возможные подходы и пути решения. Обучающиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении Истории и Права. Много спорных вопросов, которые необходимо решить в результате использования проблемного метода, а в частности использования поисковой беседы, смысл которой в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на учебном занятии проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда обучающиеся обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что обучающиеся стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Предпринимательская деятельность» обучающимся навязывалась тоска зрения что в СССР была запрещена такая деятельность, то в данный момент мы рассматриваем с ними кооперативы, которые действовали при определенных условиях и в СССР, они приводят примеры и высказывают свою точку зрения.

Исследовательская атмосфера учебного занятия проблемного обучения позволяет вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс. Меняется роль преподавателя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Преподаватель становится организатором самостоятельного учебного познания обучающихся. Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения преподавателя, то такое изложение не должно включать личного мнения преподавателя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу обучающихся.

Безусловно, решение проблемной задачи на каком-то этапе может зайти в тупик, преподаватель может и должен направить обучающихся в нужное русло.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как обучающиеся добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в методике. На учебных занятиях обучающимся предлагаются собственные варианты.

Таким образом, успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации обучающихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся студенты в процессе работы над текстом.

3. Задания должны быть посильными.

4. Новизна – важное условие повышение интереса обучающихся.

5. Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение активизирует познавательные способности обучающихся.

Этот опыт применим практически на всех учебных занятиях и предполагает высокую воспитывающую функцию, т.к. обучающиеся учатся мыслить, умению общаться, уважать друг друга, прислушиваться к мнению других, учатся добывать знания собственным трудом. Но также они задумываются о смысле жизни, учатся видеть в ней прекрасное, любить природу, Родину, различать радость и печаль, учатся сопереживать, сочувствовать.

 

Оригинал работы:

Технология проблемного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*