Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение некоторых форм и методов обучения слабоуспевающих студентов

28.01.2019 561 984
Бессарабова Лариса Алексеевна
Бессарабова Лариса Алексеевна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Анализ психолого-педагогической литературы [2] показал, что недостаточно разработаны как теоретически, так и практически формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися. Эти учащиеся не стремятся получить знания, легко отвлекаются, характеризуются такими личностными свойствами как неспособность к общению, инертность, пассивность, неуверенность. Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися очень хорошо разработаны. Однако в группе обучаются и сильные ученики, на работу которых часто опирается преподаватель. Поэтому обучать надо и сильных и слабых одновременно.

Одним из решений данной проблемы может быть применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, разработанной народным учителем СССР В.Ф. Шаталовым, которая до сих пор успешно применяется как указал Г.К. Селевко в своей статье [1], «открывая огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения». Эта технология как раз ориентирована на обучение всех учащихся, с любыми индивидуальными данными, и позволяет решить проблему их совместимости в одной группе.

Составление опорных схем и работа с ними чаще применяется в школах при изучении общеобразовательных дисциплин. В системе профессионального образования эта технология применима не на всех занятия общетехнических и специальных дисциплин. Однако её возможное использование на уроках показывает хорошие результаты, особенно если преподаватель задался целью работать со слабыми студентами.

Практика показала, что материал лучше воспринимается, если он построен по принципу пирамиды. У любого преподавателя во время ведения занятия в голове всегда существует мысленная пирамида излагаемого материала. Для преподавателя всё понятно. А слабый студент, если начать объяснение не с вершины пирамиды, не может сразу понять главную мысль и быстро утомляется. Поэтому объяснение нового материала надо начинать с уяснения главной мысли (цель), а затем идёт уровень углублённой информации, каждый элемент которой может развиваться далее. Анализируя учебный материал, студент легко воспринимает каждую последующую информацию: особенности, классификацию, пояснения и т.д. Опорный конспект, построенный студентами в виде пирамиды, позволяет представить содержание изучаемого материала в виде структурно-логической схемы с её чёткими горизонтальными и вертикальными связями. Все звенья схемы должны быть связаны между собой и подтверждать главную мысль содержания, находящуюся на вершине пирамиды. Восприятие материала обучающимися становится более лёгким. Экономится время для выполнения практических заданий, в которых для освоения умений уже можно использовать более сложные приёмы и другие технологии обучения.

Схема-пирамида развивает образное мышление слабоуспевающих студентов, которого так не хватает в наше время клипового восприятия информации. Пирамиду можно также представить как моделирование информации, и в дальнейшем развивать такой способ моделирования.

Надо помнить, что один из приёмов технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей это многократное повторение основного материала, что очень важно при обучении.

Слабые студенты есть почти во всех группах. Поэтому преподаватель должен иметь свой заранее разработанный порядок работы со слабыми обучающимися во время урока. Основные формы деятельности преподавателя в этом направлении:

1. Использование на уроке индивидуальных заданий, не связанных с общей самостоятельной работой всего коллектива.

2. Работа над ошибками. Часто пренебрегают этой формой работы, а она очень важная, так как позволяет выделить и закрепить именно слабо изученный материал.

3. Применение дифференцированных заданий при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Ликвидация пробелов в знании естественно осуществляется во внеурочное время. Для этого должны быть заранее разработаны учебно-дидактические материалы, позволяющие в доступном виде и быстро освоить необходимый минимум знаний.

Работа на практических занятиях при выполнении лабораторных и практических работ, всегда интересна всем обучающимся. Здесь разница между слабыми и сильными студентами менее заметна. Поэтому использование индивидуальных заданий, не связанных с общей самостоятельной работой всего коллектива, как правило, не применяется. При необходимости можно уменьшить объём выполняемой работы.

Следует отметить, что и на учебной практике слабые ребята более уверены и достаточно хорошо осваивают умения и навыки.

Как видно из вышеизложенного работа со слабоуспевающими студентами – это огромный труд. Но он необходим, так как только в этом случае можно продвигаться вперёд, интенсифицируя и оптимизируя процесс обучения всех студентов.

 

Источники информации

1 Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. – Ярославль: ИПК, 1996.

2 http://www.sochuroki.com/ РгоEdu Причины слабой успеваемости учащихся

 

Оригинал работы:

Применение некоторых форм и методов обучения слабоуспевающих студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*