Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Стратегия управления конкурентоспособностью организации культуры на рынке культурно-досуговых услуг

28.01.2019 787 1436
Зырянова Анастасия Вячеславовна
Зырянова Анастасия Вячеславовна, преподаватель

Ардашева Марина Вячеславовна
Ардашева Марина Вячеславовна, студент

Вятский колледж культуры

Стратегия организации культуры – это совокупность её главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления. Разработать стратегию организации культуры – значит определить и обосновать общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определённом периоде, она является и функцией управления.

При выборе стратегии можно добиться большей определённости: руководство организации сможет предвидеть события во внешней среде и быстрее и точнее на них реагировать. Судя по результатам исследования, именно те организации, которые давно существуют, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов. Для обеспечения конкурентоспособности организация культуры должна использовать специальную стратегию. В настоящее время широко используются три типа конкурентоспособных стратегий: стратегия низких издержек; стратегия дифференциации; стратегия узкой специализации.

Реализация конкурентной стратегии – это залог успешного осуществления деятельности организации на рынке культурно-досуговых услуг. Эффективность любых стратегий, проектов, программ, планов определяется в сфере потребления, на конкретном рынке. Оценка фактической эффективности реализации стратегии осуществляется не её разработчиками, а конечными потребителями. Стратегия, не обеспечивающая конкурентоспособность выпускаемой продукции, принесёт не прибыль, а убытки, равные затратам на разработку и реализацию стратегии. Количественные задания дерева целей стратегии в инновационных проектах оформляются в виде более подробных мероприятий, являющихся результатом внедрения новшеств. В конечном счёте, реализация мероприятий обеспечивает достижение целей стратегии.

Рассмотрим диагностику стратегии организации и выбор стратегических альтернатив по методу SPAСE (Strategic Position and Action Evoluation). Метод SPAСE представляет собой комплексный подход, предназначенный для диагностирования ситуации и выбора варианта стратегии для организаций. Данный метод используется для оценки привлекательности и конкурентоспособности организации на рынке и основан на построении матрицы стратегического положения. При этом оценивают четыре группы факторов: факторы стабильности обстановки, факторы финансового положения организации, факторы конкурентных преимуществ, факторы привлекательности отрасли.

На основе этого метода выбираются возможные варианты стратегии организации культуры. При выборе стратегий организация культуры должна исходить из предварительно установленных стратегических целей и результатов тщательного анализа необходимых рыночных условий для её реализации, а также требований к организации процесса оказания культурно-досуговых услуг.

Основная характеристика, которая выражает степень отличия конкретной организации от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей покупателей, называется конкурентоспособностью. Именно конкурентоспособность отражает уровень развития учреждения культуры в сравнении с уровнем развития организации-конкурента.

Каждое учреждение имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. В свою очередь, под конкурентным преимуществом организации культуры подразумевается какая-либо уникальная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами.

Преимущества находятся во взаимозависимости с эффективностью использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей. Основополагающее качество конкурентоспособности проявляется в разработке стратегии для повышения уровня конкурентоспособности.

Конкурентная стратегия - это комплекс принципов деятельности организации культуры и ее связей с внешним и внутренним миром, перспективных целей предприятия. Конкурентная стратегия разрабатывается в форме плана или программы, которые направлены на достижение стратегических целей.

Основа эффективной конкурентной стратегии — это наличие точных знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, а также оценка внутреннего потенциала организации и выработка конкурентных преимущества и ведущих позиций на рынке культурно-досуговых услуг.

Выбор стратегии при поиске различных способов укрепления организацией культуры своих позиций на рынке, заключается в разработке стратегии реагирования на изменчивость рыночной среды.

На уровне организации в долгосрочном периоде конкурентная стратегия решает следующие задачи: анализ особенностей внешней и внутренней среды и сравнение их с реальными и будущими возможностями организации культуры, а также определение направлений экономического развития и структурных преобразований в организации; контроль за внешними и внутренними преобразованиями, влияющими на деятельность организации культуры; продвижение основных идей и нововведений, способствуя их развитию и восприятию кадровым персоналом, заинтересованных в существовании, функционировании и достижении целей организации.

Реализация конкурентной стратегии организации периодически сталкивается с проблемами и необходимостью корректировки действий в зависимости от изменений внешней среды, которые не поддаются контролю. Поэтому после разработки стратегии внедряется система оперативного управления реализацией данной стратегией. Эффективное управление реализацией стратегии выполняет следующие базовые функции: планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль.

Таким образом, конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным, значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. Для поддержания уровня конкурентоспособности разрабатывается стратегия, чаще всего на несколько лет вперед, конкретизируется в определенном направлении и отображается в программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.

Разработанные организацией стратегии служат ориентиром будущей ее деятельности в зависимости от уровня её конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих. На практике чаще используется совокупность стратегий в виде их рационального сочетания. Специалисты считают, что ни одна организация культуры не может достичь превосходства над конкурентами абсолютно по всем параметрам. Поэтому необходима четкая расстановка приоритетов и разработка стратегий, в наибольшей степени соответствующих условиям рыночной ситуации и способствующих развитию сильных сторон организации культуры — конкурентных преимуществ.

Организации культуры не смогут существовать на рынке культурно-досуговых услуг без конкуренции и механизма формирования конкурентоспособности.

Конкурентная среда становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. На данном этапе развитие организации культуры характеризуется изменением отношений на рынке культурно-досуговых услуг.

Современный этап развития конкуренции связан с инновациями. Конкурентоспособность организации культуры необходимо исследовать с учётом многообразия конкурентных отношений, внешних и внутренних факторов формирования конкурентных преимуществ.

Оценка конкурентоспособности предполагает учёт таких свойств, как: многоаспектность, относительность, конкретность, динамичность проявления.

К важнейшим особенностям конкурентоспособности следует отнести возможность оказывать на нее влияние, то есть управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития.

Источниками конкурентоспособности организации культуры являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование, характеризующееся ее адаптивностью в условиях внешней среды, а также инновационностью во всех сферах деятельности.

 

Список литературы

Айдинова, А. Т., Головко, Е. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 371-373.

Голова, И. М. Инновационная конкурентоспособность российских регионов/ И. М. Голова//Экономика региона.-2015.-№3.-С 294-311.

Горбашко, Е.А. Управление конкрентоспособностью. Теория и практика;Учебник для магистров/Под ред. Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева.-М.:Издательство «Юрайт», 2015.-447С.

 

Оригинал работы:

Стратегия управления конкурентоспособностью организации культуры на рынке культурно-досуговых услуг




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*