Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические и методические приемы формирования позитивной мотивации к изучению иностранного языка у студентов медицинского колледжа

25.01.2019 526 954
Вениаминова Ирина Павловна
Вениаминова Ирина Павловна, преподаватель

Чайко Лариса Александровна
Чайко Лариса Александровна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

Знание иностранных языков необходимо в современном мире, это уже аксиома. Иностранный язык обогащает и тренирует ум, формирует знания о культуре, истории, традициях и обычаях стран изучаемого языка, что способствует, в итоге, улучшению знаний о языке и культуре собственной страны. В системе среднего профессионального образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у студентов формируются умения и навыки пользования чужим языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний.

Изучение иностранного языка в медицинском колледже рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста. Современная концепция языкового образования нацелена на профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, которое представляет собой обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Знание иностранного языка дает возможность будущему медицинскому работнику повышать свою квалификацию, а также уровень своих знаний. Владение иностранными языками может помочь в изучении иноязычной медицинской литературы, аннотаций к лекарственным препаратам, медицинских статей, исследовательских работ, сайтов на иностранных языках. Хорошие знания в области иностранных языков могут способствовать также обучению и прохождению практики за рубежом, обмену опытом и медицинскими знаниями с иностранными коллегами, в том числе на международных встречах и конференциях.

В своей профессиональной деятельности, будущие медицинские работники могут использовать иностранный язык в следующих сферах общения: в беседе с пациентом-иностранцем (используя медицинские термины), в переводе медицинской документации (истории болезней, методы лечения, новые методики, процедуры, препараты, манипуляции и т.д.).

К сожалению, как показывает многолетний опыт работы, при обучении профессиональному языку в медицинском колледже неизбежно возникают различного рода трудности. Во-первых, студенты имеют разный уровень подготовки, во-вторых, достаточно небольшое количество часов, отводится на аудиторные занятия по дисциплине «Иностранный язык» при нерегулярности их проведения из-за большого количества практических занятий, и, в-третьих, недостаточная мотивация студентов к изучению, т.к. предмет не специальный.

Среди всех сложностей при обучении иностранному языку в медицинском колледже, именно недостаточное мотивирование студента способно привести к низким результатам обучения. Недостаточная мотивация при изучении иностранного языка начинается еще в школе. Очень незначительное количество выпускников школ достаточно свободно и на высоком уровне владеют иностранным языком. Просто хорошие и отличные оценки, с точки зрения психологии, – это негативная мотивация, которая имеет низкую эффективность.

По мнению многих специалистов, правильная мотивация - это основной психологический инструмент, который используется для достижения той или иной цели. Это же касается и изучения иностранного языка.

Что представляет собой мотивация с точки зрения психологии? Мотивация – это внутренний механизм, который стимулирует человека для достижения определенного результата, цели. Мотивация может быть двух видов, а именно позитивной или негативной. Позитивная мотивация основана на положительных мыслях и желаниях. Психологи рекомендуют больше опираться на позитивную мотивацию, так она является более эффективной. Негативная разновидность мотивации часто связана с возникновением отрицательных эмоций, в том числе и страха, что очень плохо сказывается на мышлении. Постановка правильной мотивации имеет огромное значение и в процессе изучения иностранного языка.

Для того чтобы мотивация при изучении иностранного языка была высокой, необходимы следующие условия:

У обучаемого должна быть цель, к которой он стремится. Человек способен достичь высоких результатов в любом деле и даже удивить самого себя, если он правильно мотивирован.

Обучение должно быть позитивным. Мотивация должна быть связана с позитивными эмоциями или чувствами. Процесс обучения должен быть максимально комфортным, приятным и радостным. Положительные эмоции очень важны для хорошего мотивирования и успешного усвоения знаний.

Необходима ситуация успеха. Если человек в процессе деятельности человек ощущает себя радостным, счастливым, он быстрее достигает высоких результатов.

Чем выше мотивация обучающихся, тем плодотворней будет изучение иностранного языка. Лучшая мотивация – всегда изнутри. Преподаватель может существенно повлиять на неё, создавая предпосылки , на основе которых у студентов возникает личная заинтересованность в изучении языка. У педагога получится лучше, если он попытается встать на место студента, перевоплотиться в него. Для этого преподаватель должен хорошо знать своих студентов и представлять себе весь арсенал мотивационных средств. Педагогу необходимо также соотнести содержание учебного материала на всём протяжении учебного процесса с соответствующими типами мотивации, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию.

Существуют два вида мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация определяется потребностями общества. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Внешняя мотивация соединяется с внутренней и подкрепляется ею. Внутренняя мотивация более близкая и актуальная, она появляется, если учебный процесс выстроен таким образом, чтобы студенты на каждом занятии испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для предмета иностранный язык.

Преподаватели иностранного языка Шадринского филиала Курганского базового медицинского колледжа всегда уделяют внимание повышению мотивации студентов, считая это основополагающим для успешного освоения программы по дисциплине «Иностранный язык». При этом на занятиях и во внеаудиторной деятельности используются следующие психологические и методические приемы формирования позитивной мотивации у студентов:

Использование на уроках аудиовизуальных средств (стихи, песни, музыка, фильмы и др.). Изучение иностранного языка с помощью интересных аутентичных текстов, фильмов и книг на иностранном языке является положительным эмоциональным фактором, который помогает запомнить новые слова, устойчивые выражения, грамматику. Музыка -это эффективный способ воздействия на чувства и эмоции обучающихся. Песни вызывают большой прилив энергии и представляют собой приятный подход к изучению культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончании занятия. Они являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на занятии. Это своего рода релаксация, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песни можно использовать, как на традиционных занятиях в качестве фонетической зарядки, так и на различного рода праздниках, конкурсах, фестивалях, ролевых играх и т.д.

Реализация междисциплинарных связей. Данный прием необходимо осуществлять постоянно, на каждом занятии. На первом курсе, когда студенты систематизируют и углубляют языковые знания, полученные в школе и еще не имеют дело с медицинскими предметами , мы опираемся в основном на знания общеобразовательных дисциплин, прежде всего русского языка, истории, обществознания. Это позволяет им перейти к изучению иностранного языка для профессиональных целей. В дальнейшем языковой профессионально-ориентированный материал вводится постепенно, с усложнением, по мере изучения студентами общепрофессиональных и клинических дисциплин и модулей. Студенты старших курсов имеют возможность на занятиях по иностранному языку закрепить знания, полученные на других предметах, таких как анатомия, фармакология, латынь, сестринское дело, терапия, хирургия, педиатрия и др.

Использование игровых технологий. Игра является универсальным приемом для мотивации, т.к. помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» студента. Именно в игре проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность, создается оптимальная ситуация успеха для любого участника. Более того, слабый по языковой подготовке обучающийся может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность студентам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями обучающихся. Игры могут быть фонетическими, лексическими и грамматическими, поэтому их применение возможно на любом этапе занятия. Благодаря вышесказанным свойствам игра становится универсальным средством, помогающим превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое студентами занятие.

Применение новых информационных технологий. Новые информационные технологии в преподавании иностранного языка являются  важнейшим аспектом совершенствования и оптимизации учебного процесса. Они обогащают методические средства и приемы, позволяют разнообразить формы работы и сделать занятие более интересным и запоминающимся для обучающихся, повысить мотивацию к изучению иностранных языков

Использование творческих способностей студентов при обучении, привлечение студентов к участию в различных мероприятиях. Перед преподавателем всегда стоит цель развития творческих способностей обучаемых, как основной части развития их творческого мышления. Иностранный язык, как и многие другие учебные дисциплины, дает широкие возможности для развития творческих способностей студентов в процессе обучения. Всегда актуален вопрос стимулирования интереса обучаемых к изучению иностранных языков через участие в различного рода мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, квестах, ролевых играх, фестивалях культур и других. Чаще всего для студентов это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках, своеобразный отчёт по овладению иностранным языком. Их проведение способствует повышению уровня практического владения языком, расширению лексического запаса, повышению интереса к предмету, формированию мотивации к изучению и применению иностранного языка на практике в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной. Ежегодно в нашем колледже преподавателями иностранных языков проводятся подобного рода мероприятия.

Применение метода проектов. Проектное обучение значительно повышает мотивацию студента. Важно, чтобы идея проекта отвечала интересам всех студентов. На первых курсах актуальны мини-проекты на такие темы как: «Моя будущая профессия», «Здоровый человек», «Больной человек». На старших курсах уже можно работать с такими темами как: « Моя программа здоровья», «Вредные привычки и здоровье», « Профилактика инфекционных заболеваний» и др. Метод проектов тесно связан с использованием компьютерных технологий, что так же повышает интерес студентов к изучению иностранного языка.

Встречи и дискуссии с носителями языка. Еще один прием, который повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка - это встречи и дискуссии с носителями языка. Трудно также переоценить опыт общения с носителями языка, который студенты приобретают во время таких дискуссий, преодолевая психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами. Такие встречи возможны для студентов медицинского колледжа благодаря занятиям в учебно-методическом центре им. Гете на базе Шадринского государственного педагогического университета.

В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития, меняется и растёт статус иностранного языка как учебного предмета. Современная методика направлена в сторону повышения мотивации при обучении иностранному языку, учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом обществе. Современное преподавание иностранного языка невозможно без привития мотивационного аспекта студентам. В данный момент ведётся поиск новых психологических и методических приёмов и методов для её повышения.

Согласно психологическим исследованиям мотивации при обучении иностранному языку, усилия преподавателя должны быть направлены на развитие внутренней позитивной мотивации студентов, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. При обучении иностранному языку необходим, прежде всего, личностно-ориентированный подход, при котором в центре внимания педагога находится личность студента.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Васильева, М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка [Текст] / М. М. Васильева // М.: Педагогика. - 1988. - С. 131

2. Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения [Текст] / М. В. Зайцева // М., ИД «Первое сентября», 2003.- С. 23


3.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. [Текст] / И.А. Зимняя // М., -1991.- С.42

 

Оригинал работы:

Психологические и методические приемы формирования позитивной мотивации к изучению иностранного языка у студентов медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*