Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности подготовки кадров для цифровой экономики в Тульском регионе

21.01.2019 586 1 1148
Татьянкина Татьяна Владимировна
Татьянкина Татьяна Владимировна, преподаватель

Козлова Светлана Дмитриевна
Козлова Светлана Дмитриевна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В статье рассмотрены ключевые направления развития цифровой экономики, характеристики востребованных профессий, приведены «сквозные» профессиональные компетенции, описаны особенности подготовки кадров для цифровой экономики в Тульском регионе.

Ключевые слова: цифровая экономика, профессии будущего, региональные проекты, профессиональное образование, компетенции, кадры

Современный мир невозможно представить без информационных технологий, которые изменили и облегчили различные сферы деятельности, открыли новые рыночные возможности. Появление новых цифровых инфраструктур, развитие технологий вычислительной техники и цифровых коммуникаций порождают новые возможности в области информационных технологий, их внедрения в социально-политическую и экономическую жизнь общества, формируют новую систему международной экономики – цифровую.

Какие направления будут стремительно развиваться? Куда двигаться?

Информационные технологии. Мир Интернета поглощает все больше и больше людей. Сегодня проще и выгодней вести бизнес через Интернет. Легче и прибыльнее продавать товары через Интернет-магазин. Поэтому и развитие информационных технологий стоит на первом месте.

Многофункциональность. Сейчас компании хотят видеть в своих командах профессионалов, обладающих знаниями одновременно в нескольких областях.

Увеличение количества фрилансеров. Все чаще мы сталкиваемся с предложениями компаний, которые ищут работников-фрилансеров и удалённых сотрудников. Это позволяет сэкономить, как минимум на аренде офисов.

Универсальность. Человек, который владеет несколькими иностранными языками, понимающий основы менеджмента, финансов и маркетинга – универсальный работник, который будет 100% востребован в будущем.

Если брать во внимание все эти направления, можно составить список самых востребованных профессий будущего:

IT-специалист. Компьютеры, Интернет, смартфоны изменили способ ведения бизнеса, общения, жизни. С развитием технологий IT-специалисты, такие как программисты, специалисты по безопасности, разработчики будут пользоваться спросом. Те, кто хочет работать в этой отрасли должны иметь аналитическое мышление и творческий подход к различным вопросам, идти в ногу с быстрыми изменениями, искать новые «фишки» и передовые курсы, постоянно совершенствовать свои навыки и изучать что-то новое.

Инженерные специальности. Как прогнозируют специалисты, в будущем инженерные специальности будут актуальными. Без них мы даже не сможем представить научно-технический прогресс.

Маркетинг и продажи. Мир наполнен товарами и услугами. Всё большее количество конкурентов, стремление компаний находить новых клиентов, занимать другие рынки, гарантируют специалистам по продажам и маркетингу работу на ближайшие несколько десятков лет. Но эта отрасль тоже быстро меняется и развивается, поэтому останутся только те, кто готов идти в ногу со временем.

Аналитики и бизнес-консультанты. Все больше людей хотят вести свой собственный бизнес, а любой бизнес поддается риску, поэтому специальности аналитиков и бизнес-консультантов будут очень востребованными.

Нанотехнологии. Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. По прогнозам, будут востребованы специальности, связанные с нанотехнологиями, которые охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

Специалисты в области альтернативной энергии. Альтернативные источники энергии всё больше завоёвывают популярность. Для работы в этих областях нужны учёные, инженеры, специалисты по маркетингу. Те, кто любит научные исследования, передовые технологии и заботится об окружающей среде, должны обратить внимание на эту сферу.

Международное право. Мировой бизнес, торговля, международные организации – все должны играть по каким-то правилам. Поэтому специальности, связанные с международным правом, будут очень востребованными.

Создание контента. Всё больше людей ищут информацию через Интернет, а бизнесмены продают там свои товары и услуги. Поэтому те, кто умеет красиво писать, вести блоги, продавать с помощью текста будут всё более востребованными 3.

Компетенции XXI века, входящие в вариативную Модель цифровой компетентности, преемственно формируются в сферах общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и в процессе профессиональной и повседневной деятельности человека. Таким образом, «сквозными» базовыми навыками являются:

• управление вниманием, концентрация, осознанность

• эмоциональная грамотность

• цифровая грамотность

• творчество, креативность

• экологическое мышление

• кросскультурность

• способность к [до-, само-, пере-, раз-] учению.

Одним из базовых направлений развития цифровой экономики в России является сегмент «Кадры и образование». Подготовка кадров для цифровой экономики должна быть не в тепличной обстановке учебного заведения, а в «боевых» условиях практической профессиональной работы. Это тесно перекликается с концепцией soft skills - гибких навыков (способностей), позволяющих человеку быть успешным в любой профессии и во внепрофессиональной жизни. К гибким навыкам относят умение убеждать и находить общий язык с людьми, способность работать в команде, способность охватывать своим пониманием сложные системы, находить нестандартные решения, стремление к постоянному саморазвитию, в том числе профессиональному.

Такой подготовке кадров в Тульском регионе способствует развитие дуального обучения, сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий области.

«Прорывные» знания и навыки нельзя получить в системе образования, потому что их там нет и быть не может. Такие знания и умения формируются только в «прорывных» проектах, где совпадают роли носителя и создателя новых компетенций.

В Тульской области реализуется несколько региональных проектов, направленных на изменения в подготовке и переподготовке кадров: «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Социальные лифты» и др.

Инструментом для реализации этих проектов являются созданные в регионе многофункциональные центры профессиональных компетенций, минитехнопарки, центры опережающей профподготовки кадров на базе учреждений среднего профессионального образования 2. Такие центры позволяют по-новому организовать профориентационную работу.

В современном мире при переходе к цифровой экономике профориентация становится не просто получением необходимых сведений, а профессиональным ориентированием: умением разбираться в мире профессий, строить образовательную траекторию к цели, адаптироваться к стремительно обновляющимся профессиональным требованиям.

В рамках проекта «Стратегия опережающего развития системы среднего профессионального образования Тульской области» в регионе созданы центры опережающей подготовки (ЦОП) по трём направлениям «Строительство, сельское хозяйство и транспорт», «Машиностроение, аддитивные и цифровые технологии», «Химико-биологические технологии, питание, красота». По первым двум направлениям созданы ЦОП и на базе нашего техникума. Обучение в них ведётся по согласованным с работодателями региона программам дополнительного образования для школьников, студентов и взрослого населения: основы цифровой экономики, блокчейн, финансовая грамотность, основы предпринимательской деятельности, разработка мобильных приложений, умный дом, подготовка к участию в чемпионатах WSR и др.

Так в 2018 году студенты ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» приняли участие в III региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в компетенциях «Предпринимательство» (1 место), «Веб-дизайн и разработка» (1 место и медаль «За мастерство»), «Графический дизайн» (3 место), а также успешно выступили в новых презентационных компетенциях «Разработка решений с использованием блокчейн технологий», «Программные решения для бизнеса», «Бухгалтерский учет».

На базе ЦОП в техникуме студенты и школьники с большим удовольствием посещают занятия по программам дополнительного образования «Графический дизайн», «Умный дом», «Финансовая грамотность» и др.

Ежегодно на протяжении трёх последних лет преподаватели и студенты техникума участвуют во всероссийских и региональных профориентационных проектах «Неделя без турникетов», «ПрофОриентир», «Урок успеха от чемпиона», «Фестиваль профессий», «Мотиватор на профессию», «Тульский день профориентации» и др., в пилотном региональном проекте «Наставник».

Таким образом, на лицо системные изменения в образовании, направленные на реализацию комплексного инновационного подхода в подготовке кадров Тульского региона. Такой подход несомненно приведет к технологическому прорыву в нашей стране и построению цифровой экономики.

 

Список литературы

 

1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. №204.

2. Направления реализации приоритетного проекта в сфере образования. Доклад министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. 5 июля 2018 г., Сочи.

3. Атлас новых профессий интернет-ресурс. Режим доступа: https://asi.ru/reports/34983/ (дата обращения 20.11.2018)

 

Оригинал работы:

Особенности подготовки кадров для цифровой экономики в Тульском регионе




Назад к списку

Комментарии
Спасибо авторам за актуальную содержательную статью. Особый интерес вызвала информация о ЦОП. Обязательно зайду на сайт образовательной организации.
Ирина Санникова
заместитель директора по УМР,
ГБПОУ "Чайковский техникум промышленных технологий и управления"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*