Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрактически ежедневно возникают новые требования к компетенциям педагогических работников в связи с процессом динамичных изменений, в котором находится система среднего профессионального образования: актуализация ФГОС СПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, внедрение ФГОС по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям (ТОП-50), внедрение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, развитие цифровой образовательной среды, активное внедрение дистанционного обучения и т.д. Педагоги должны быть в курсе всех современных тенденций развития образования, не просто реагировать на изменения, но и действовать на опережение.
Важным условием непрерывного, целенаправленного и опережающего развития педагогических работников является грамотное методическое сопровождение. В целях наиболее эффективной информационной и методической поддержки педагогических работников целесообразно использовать дистанционные и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии обеспечивают планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, способствуя оптимизации методической деятельности образовательного учреждения.
Явные преимущества использования ИКТ в процессе сопровождения методической работы: доступность, индивидуализация, интенсификация. Имеется возможность хранения большого, постоянно обновляемого и пополняемого объема информации, с легким доступом к нему с разных устройств (с любого компьютера, подключённого к сети Интернет, планшета, смартфона и т. п.). Одни и те же документы при необходимости могут одновременно просматривать и редактировать несколько педагогов. Каждый из педагогов работает в удобном для него темпе, в удобное время. Повышается оперативность, снижаются затраты времени на методическую работу за счет ее автоматизации с помощью различных программ, приложений и сервисов, что очень актуально при высокой загруженности педагогов.
Кроме этого, использование ИКТ и дистанционных технологий в процессе методической работы повышает мотивацию педагогов к их освоению и использованию, а также способствует росту профессионального мастерства - позволяет глубже изучить данные технологии и с успехом применять их в образовательной деятельности. Актуальность и важность этих компетенций для педагогов подчеркивает профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н), в котором среди необходимых знаний и умений педагога прописаны:
-знание электронных образовательных и информационных ресурсов, необходимых для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ;
-знание психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- знание возможностей использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации;
- умение при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
Цифровые навыки (так называемые digital skills) – важная составляющая в компетентности педагога в цифровую эпоху. Не просто знания, а именно навыки, способность уверенно владеть ИТ-инструментарием. Digital skills необходимы каждому члену современного цифрового общества.
Цифровые технологии с каждым днем все больше внедряются как в нашу повседневную жизнь, так и в профессиональную деятельность. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р) отмечено, что в системе образования расширяется применение цифровых технологий, однако численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Это также подчеркивает важность и актуальность освоения и активного использования различных цифровых технологий в деятельности педагогов.
В Указе Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» говорится о формировании информационного пространства, основанного на знаниях (далее - информационное пространство знаний), целями которого являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора. Для формирования информационного пространства знаний, наряду с другими задачами, предлагается:
- усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
- использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ.
Именно с целью усовершенствования механизмов обмена информацией, создания условий для удовлетворения потребности педагогов в непрерывном развитии, получении новых компетенций, на формирование в колледже информационного пространства знаний, направлено методическое сопровождение педагогов.
В Государственной программе Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» образование также названо одной из приоритетных сфер применения цифровых технологий.
Кроме того, особенности образовательной организации также способствуют активному внедрению информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных технологий. НКЛПиС – одно из крупнейших образовательных учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области, в котором более 600 студентов обучаются по образовательным программам шести специальностей и трех профессий. Это также одно из современных, динамично развивающихся профессиональных учебных заведений:
- на базе колледжа функционирует федеральное учебно-методическое объединение в системе СПО по укрупненной группе профессий, специальностей 29.00.00 Технологии легкой промышленности;
- на базе НКЛПиС создан специализированный центр компетенций, аккредитованный по стандартам Ворлдскиллс (национальный статус по компетенции Технологии моды);
- колледж является ресурсным центром в лёгкой промышленности и сервисе Новосибирской области;
- в колледже внедрено обучение по специальности из списка ТОП-50 «Гостиничное дело», НКЛПиС является Центром проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Администрирование отеля», аккредитованным по стандартам Ворлдскиллс Россия.
В связи с этим, велика загруженность педагогов колледжа, в том числе профессиональная, социальная, коммуникативная и психологическая. В таких условиях цифровые технологии позволяют сократить время, затрачиваемое педагогами на методическую работу, в какой-то мере автоматизировать ее, позволяют осуществлять взаимодействие педагогов и методиста в удобной для них форме и в удобное время.
Кроме этого, территориально НКЛПиС находится в двух районах города, удаленных друг от друга: 1-й корпус в Кировском районе, 2-й корпус в Дзержинском районе города Новосибирска, что усложняет коммуникации педагогов с методическим отделом. Цифровые дистанционные технологии помогают решать и эту проблему.
Таким образом, тема «Использование цифровых, информационно-коммуникационных технологий в процессе сопровождения методической деятельности педагогов» является важной и актуальной для колледжа и системы СПО в целом, с помощью внедрения данных технологий в методическую работу, можно добиться повышения ее эффективности.
Согласно Положению о методической, научно-методической и экспериментальной деятельности в ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса», под методической работой понимается система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства и, как следствие, рост уровня образованности и качества профессионального образования обучающихся, образовательной деятельностью которых руководят педагоги. Содержание методической и научно-методической деятельности в колледже включает в себя:
- повышение квалификации педагогов;
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- разработку учебно-методических комплексов;
- создание банка данных учебно-методической литературы, электронных ресурсов;
- создание банка данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, новых технологий обучения;
- организацию проведения методических семинаров, конференций, круглых столов и пр.
В соответствии с этим, с целью повышения эффективности сопровождения методической деятельности педагогов колледжа были выделены следующие направления работы:
-обучение, повышение квалификации педагогов с использованием дистанционного обучения и открытых общедоступных электронных обучающих курсов;
-организация внутрикорпоративного обучения и консультирования по методическим вопросам с использованием дистанционных технологий;
-улучшение ресурсного обеспечения профессиональной деятельности педагогов с помощью ИКТ, наполнение электронной базы УМК,
-продвижение активного использования педагогами в качестве информационных ресурсов в профессиональной деятельности электронных библиотек;
-использование возможностей сети Интернет для трансляции и распространения позитивного педагогического опыта (публикация статей и методических материалов, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства);
-создание электронного портфолио, в котором аккумулируются достижения педагогов и студентов под их руководством.
Список использованных источников
Постановление Правительства Новосибирской области от 04.03.2015г. № 70-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.