Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эффективности использования сказкотерапии в воспитательном процессе

18.01.2019 558 932
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Туркова Полина Владимировна
Туркова Полина Владимировна, студент

Вятский колледж культуры

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки [3, с. 169].

В этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие) [2, с. 248].

Постепенно у ребенка начинает формироваться способность оценивать себя, не ориентируясь на оценки других людей, он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и личной [4, с. 6].

Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности [5].

Дети, имеющую адекватную самооценку, находчивы, активны, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с энтузиазмом ищут ошибки в своих работах,

Дети с высокой самооценкой отличаются высокой активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены, что собственными усилиями смогут добиться успеха во всем.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

Однако в этом возрасте у детей возникает немало трудностей в связи со сменой деятельности и коллектива. Каждый ребенок постепенно сталкивается с конкретными проблемами, иногда требующими мягкого решения, приносящего облегчение. В таких ситуациях могут помочь сказочные истории, ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории могут помочь детям найти выход из сложных ситуаций [3, с. 10].

Использования сказкотерапии в психокоррекции позволяет младшим школьникам актуализировать и осознать свои личностные проблемы и трудности, помогает найти варианты решений этих трудностей.

Сказочная форма, с одной стороны, уводит слушателя от внешней реальности, но ведет к внутренней, с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания человека. Она обеспечивает не только контакт с самим собой, но и корректирует контакт с другими людьми. Выделяют следующие группы тем, которые поднимаются в сказочных историях:

трудности в общении со сверстниками, родителями, педагогами.

чувство неполноценности. тревоги и страхи;

проблемы, связанные с возрастными изменениями [3, с. 8].

Таким образом, сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.

Для подтверждения эффективности методов сказкотерапии было проведено исследование.

Для определения самооценки детей была использована методика измерения самооценки Дембо-Рубиншейна.

Цель данной методики – выявление сформированности самооценки младшего школьника.

В ходе исследования можно было выделить

Результаты: Первое исследование самооценки показало, что в группе из 10 человек у 2 школьника (20%) имеют завышенную самооценку, у 5 (50%) школьников – адекватную самооценку, и у 3 школьников (30%) – заниженную.

После проведения исследования проводится коррекционно-развивающий тренинг с использованием методов и приемов сказкотерапии.

Данный тренинг рассчитан на школьников от 7 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 7-10 детей.

Цель тренинга – развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста.

Организация и построение занятия включает в себя следующее:

Ритуал приветствия и прощания

Начало и окончание занятия – это своеобразный ритуал, помогающий детям настроится на совместную деятельность и общение в начале тренинга, а в конце – поблагодарить друг друга и расслабиться.

в глаза и молча улыбаются друг другу.

Установка на внимание

Перед прочтением сказки необходимо успокоить детей и настроить их на прослушивание сказки.

Прочтение сказки

Материал необходимо соотносить с погодой, актуальными ситуациями в группе детей и проблемами конкретных детей.

Обсуждение

Это упражнение – ключевая, наиболее важная составляющая в программе сказкотерапии. Стоит обращать внимание на реакцию детей на ответы и по возможности пресекать насмешки. Главное правило при обсуждении – неправильных ответов нет. Приветствуется дискуссия во время анализа прочитанной сказки.

После проведения тренинга было проведено повторное исследование самооценки в группе, состоящей из 10 младших школьников.

Разработанный организационно-педагогический тренинг поспособствовал развитию и коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста. Это говорит об эффективности использования сказкотерапии в воспитательном процессе.

Психолого-педагогический эксперимент показал, что сказкотерапия – важная составляющая в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.

 

Список использованных источников

1. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б. С. Волков – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 343 с.

2. Крутецкий В. А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ. / М: Просвещение, 1986. – 336 с.

3. Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души [Текст]: методическое пособие. / М: Академический проект, 2016. – 175 с.

4. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. [Текст]: методическое пособие. / М: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/proekt-skazkoterapiya-osnova-hudozhestvennoy-kulturi-detey-doshkolnogo-vozrasta-62355.html (Дата обращения: 23.04.18)

 

Оригинал работы:

Эффективности использования сказкотерапии в воспитательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*