Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тема добра и зла в пьесе «Отважный мангуст» П. Лукова

17.01.2019 643 980
Бураков Артем Александрович
Бураков Артем Александрович, преподаватель

Даровских Екатерина Игоревна
Даровских Екатерина Игоревна, студент

Вятский колледж культуры

«Добро - это все, что служит жизни; зло – все, что служит смерти. Добро - это уважение к жизни и все, что поощряет жизнь».

Эрих Фромм [9]

 

Актуальной мы называем такую тему, которая в данных условиях имеет более или менее крупное общественное значение [1].

Добро побеждает зло - такую фразу мы слышали с детства. С этой темой мы познакомились еще в этот период развития. Об этом говорилось в сказках, мультфильмах, баснях, именно так твердили нам бабушки, родители и учителя. Таким образом, из поколения в поколение, из уст в уста передавалась данная мысль, ставшая догмой для всего человечества.

Тем не менее, часто бывает так, что то, что для одного человека в конкретной ситуации будет являться добром, для другого же может восприниматься как зло. Следовательно, одни и те же действия могут оцениваться по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств происходящего и индивидуального к ним отношения человека. Из чего можно сделать вывод, что понятия добро и зло являются субъективными оценками человека и потому относительны.

Но что тогда такое добро, а что зло, и какие качества за собой несут эти понятия? Добро - это нравственное понятие, которое проявляется в безвозмездной помощи ближнему человеку. Зло - это то, что влечет за собой беды, несчастье, горе и страдания.

Необходимо научиться творить Добро, и для этого нужно знать такие качества, как: вежливость, благодарность и признательность. Но также для того чтобы творить Добро нужно владеть и сильными качествами, где нужны не только ум и силы, а еще и определенная смелость, и отвага.

В нашем современном мире дети выражают свои мысли и решают свои дела через социальные сети, не могут постоять за себя, решить вопрос корректно и без всяких ругательств. И все давно забыли, что через дело можно решить многое и за этим всем стоит такое сильное качество как смелость.

Примером может являться Рикки - персонаж пьесы Павла Лукова «Отважный мангуст», написанной по сказке Редьярда Киплинга.

Эта сказка учит тому, что нельзя судить о доблести по размерам, по внешнему виду, а следует ее оценивать только по подвигам и делам. И если самый маленький зверек не думает о страхе и о смерти в борьбе, то он стоит гораздо более сильных противников. Только ум, храбрость и преданность могут помочь в борьбе со злом и привести к полноценной победе.

Произведение знакомит читателей со сложным миром, в котором присутствуют добро, и зло; коварство и сострадание, а также такие качества как трусость и отвага.

Сказка раскрывает мир природы и учит детей любить животных, защищать и жалеть своих питомцев. Автор в своей сказке показывает, что сотворенное добро непременно вернется сторицей к людям честным и благородным [18].

Именно об этих качествах Луков Павел Николаевич и пишет в своей пьесе «Отважный мангуст».

Обоснование выбора литературного (драматургического) произведения

Произведение «Отважный мангуст» учит прямо смотреть опасности в лицо, не быть трусом и бороться за спокойствие и счастье в своей семье. Именно поэтому это произведение интересно не только детям, но и взрослым.

По мнению Гегеля, драма «высшая ступень поэзии». Он хоть и выделял эту первую, поэтическую сторону драматического произведения, тем не менее, добавляет, что «для непосредственного своего созерцания она должна исполняться на сцене» [2]. Называя драму поэзией, он, тем не менее, отмечает, что «потребность драмы вообще заключается в наглядном изображении поступков и отношений, сопровождающемся словесным высказыванием лиц, выражающих действие» [3].

Для лучшего восприятия нам помогает наглядное изображение и воспроизведение произведения на сцене, в этом нам поможет самый простой жанр литературы — это сказка, так как идеи воплощения образа более четко прослеживаются в драматургии для детей.

Контраст сказке придаст ее истоки написания - Индия - страна пестрых красок, ярких костюмов, песен и танцев. Произведение «Отважный мангуст» подойдет для реализации ее на сцене, так как позволит использование музыкального и сценического оформления в обширном формате.

Помимо этого, эта пьеса - возможность постановки спектакля в сценическом жанре как мюзикл, который сочетает в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусство.

Таким образом, выбор драматического произведения сочетает в себе не только актуальность темы и проблематику поколения, а также допускает отличную возможность постановки ее на сцене для полной реализации в помощи в воспитании подрастающего поколения и их родителей по средствам театрального искусства.

Джозеф Редьярд Киплинг родился 30 декабря 1865 года в Бомбее, в Британской Индии в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы (Макдональд) Киплинг. Имя Редьярд он получил, как полагают, в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в шесть лет будущего писателя отправили в Англию на попечение кальвинистской семьи [14].

Однако будущий писатель, видимо, не забыл «очарования Востока», потому что в октябре 1882 года Киплинг вернулся в Индию и устроился работать журналистом в редакции «Гражданской и военной газеты». В свободное время он писал короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются газетой наряду с репортажами [5].

Лучшие рассказы Киплинга выходили в Индии, в дешевых изданиях, и позже были собраны в книгах «Три солдата» и «Ви-Вилли-Винки».

Без сомнения, работа репортера помогла ему лучше понять различные стороны жизни страны, узнать ее легенды и мифы, а также рассказы о природе Южной Азии. Все это впоследствии стало основой для написания знаменитой «Книги джунглей» (1894, 1895), состоящая из двух частей, в которую входили, помимо стихов, сказка «Рикки-Тикки-Тави» [5].

К середине жизни он сменил манеру письма. Создавал произведения неторопливо, осмотрительно, тщательно выверяя написанное. Рассказы были посвящены английской истории и мифологии. Киплинг продолжал писать рассказы, издававшиеся сборниками [14].

Для произведений Киплинга характерен богатый язык, полный метафор. Писатель внёс большой вклад в сокровищницу английского языка [13].

В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе. В этом же году он удостаивается наград от университетов Парижа, Страсбурга, Афин и Торонто; удостоен также почётных степеней Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и Даремского университетов. Находясь на вершине славы и богатства, Киплинг был равнодушен к публичному успеху и не обращал внимания на враждебную критику. Он отказался от звания поэта - лауреата и многих других почестей.

Умер писатель в Лондоне 18 января 1936 [14].

Основной темой произведения пьесы «Отважный мангуст» является защита семьи. В каком бы ты социальном положении не был, твоя семья — это твое изначальное воспитание. Она закладывает глубокие психологические основы, которые с детства и до глубокой старости определяют поведение, мировосприятие и поступки человека, выстраивая сценарий его судьбы.

«Яблоко от яблони недалеко падает» - глубокая народная мудрость, свидетельствующая о том, что будущее наше потомство - это мы сами. Дети копируют поведение родителей, говорят, мыслят и ведут себя так же, как и их родители. И за всем этим стоит не только генетическая предрасположенность, но и воспитание. Воспитание- это не слово, воспитание - это дело, действие, поведение. 

Пьеса же учит тому, что даже если ты маленький, но у тебя храброе сердце, ты будешь честно делать то, что тебе предназначено природой.

Таким образом, мы можем сказать, что автор произведения показал Рикки с его самой лучшей стороны: защита его новой семьи - показатель воспитания в его прежней семье: «Но люди, которые спасли мне жизнь, находятся в опасности, и я не могу их оставить» - девиз Рикки, который сопровождает его на протяжении всей пьесы. И обретя свою новую семью, Рикки всеми силами пытается сохранить ее. Дабы навести тишину, и покончить с тревогой и робостью в саду, герой сказки убил змеиное семейство в частности и яйца - будущие копии своих жестоких родителей.

Главная идея пьесы «Отважный мангуст» заключается в том, что победу одерживают решительные и отважные. Рикки - очень смелый мангуст, он не побоялся двух огромных кобр и сумел по очереди победить обеих, в отличие от трусливой Чучундры или экспансивной Дарси.

Этим произведением автор призывает воспитывать в людях смелость, решительность, готовность всегда защитить своих близких.

Пьеса «Отважный мангуст» о мангусте, который во время наводнения теряет своих родителей. Очнувшись, он оказывается в саду дома, где живёт семья англичан. Он стал для них не только домашним питомцем, но и настоящим другом. Познакомившись со всеми обитателями новой для него территории, он узнал, что по соседству с людьми живет семья змей. Рикки выясняет, что кобры хотят убить живущих в доме людей. Поэтому защищая своих близких, он вступил со злодеями в настоящую схватку. Одержав победу над Нагом, Рикки понимал, что его жена Нагена начнет мстить, в связи с этим смелый зверек, рискуя собственной жизнью, решает покончить и с ней [18]. Он не только убивает Нагену, но и уничтожает всех ее детенышей, тем самым навсегда «очистив» сад от змей.

Литературным жанром выбранной пьесы «Отважный мангуст» является сказка.

Сказки о животных - это такие сказки, где часто мы даже не замечаем, что такие действия неприсущее животным. Это происходит именно потому, что за маской зверя мы видим человека, который ведет себя чаще всего неправильно. Часто в таких сказках действуют не только животные, но и люди. Но в любом случае, это только маски — аллегории. Аллегория - это иносказание, когда мы говорим одно, а подразумеваем совсем другое, и слушатель хорошо понимает этот скрытый смысл [16].

С помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации [10].

Основной механизм воздействия сказки - через эмоциональное переживание. Рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги и страхов у ребёнка. Именно благодаря «страшным эпизодам» дети узнают, что такое конфликт и учатся из него выходить, развивается способность противостоять внешнему миру, бороться со страхами [10].

Сказки для взрослых не менее важны, чем для детей. Мудрая сказка может оказать помощь, дать не только точный и своевременный совет, но и подсказать методы решения проблем.

К слову сказать, театр прибегает не к специально написанной для него пьесе, а инсценирует прозаическое произведение или сочиняет некий поэтический сценарий, инсценировка эта обретает все жанровые черты классической драматургии [12].

Композиция пьесы «Отважный мангуст»:

Экспозиция - Жители сада знакомятся с новым его обитателем – мангустом.

Завязка - Мангуст, который узнает, что одна из кобр съела птенца, велит больше не трогать их.

Развитие действий - Оскорбившись, и не позволив разговаривать с ними в таком тоне, кобры вступают в борьбу с Мангустом, входе которой после он убивает Нага.

Кульминация - Рикки уничтожает змеиные яйца кобры.

Развязка - Убив последнего представителя змей, Рикки «очистил» весь сад от них.

Эпилог - Друзья мангуста радуются победе.

Конфликт произведения «Отважный мангуст» - противоборство добра и зла, где противники боролись за свою позицию: Рикки-мангуст, который уследил за тишиной в саду, поборолся за сохранение своей семьи и предотвратил властвования кобр и Кобры (Наг и Нагена), которые хотели избавиться от мангустов и господствовать над садом, где исходом всех событий оказалась смерть змей, а значит —победа добра над злом.

Помимо этого, не будем забывать закон джунглей, который гласит: «Либо ты, либо тебя». Таким образом, еще раз подтверждая фразу «Добро побеждает зло», приходим к выводу, что еще немало важно умение бороться за свои правила, где важными качествами являются сила, решительность и отвага.

Основными героями пьесы «Отважный мангуст» являются: Рикки-главный персонаж, молодой мангуст; Наг и Нагена-кобры, враги Рикки; Чучундра-крыса, соратница Рикки, помогающая ему в борьбе с кобрами; Дарси-птица-портной, которая передает свои эмоции через песни.

Каждый герой пьесы «Отважный мангуст» обладает качествами, непохожими на других.

Рикки-небольшое хищное животное с вытянутым гибким телом и короткими ногами, водится в тропических странах [13]. Этот отважный маленький мангуст бесстрашно борется со змеями, спасая свою новую семью, а также спасает своих друзей сада. Рикки обладает такими качествами, как: уверенность, смелость, отважность, решительность. Он может постоять за себя и своих близких: «Если кому-то из людей будет угрожать опасность, ты умрёшь первой, злая кобра!» - отвечал Рикки. При всем при этом, он никогда не нападает первым, хотя может и спровоцировать на драку.Так же Рикии знает себе цену: «Тот, кто сражается со змеями, не станет возиться с мускусной крысой. Можешь быть спокойна и не бояться» - говорил Рикки Чучундре.

Дарси-птица-портной. Дарси очень ярко переживает события, происходящие в жизни ее и сада. Любит похвастаться, отчасти тщеславный. Но не зазнавшийся, ведь он обладает таким качеством как благодарность, и может похвалить за заслуги не только себя. Дарси всегда вкурсе событий, он обладает всей информацией. Он также боязливый, но при этом он помог Рикки и смог притвориться, что у него сломано крыло, чтобы привести на эту обманку врага.

Наг, кобра-самец, ядовитая очковая змея; сзади, чуть пониже головы, у нее узор, похожий на очки[13]. Наг держит в страхе сад, может припугнуть тех, кто младше его. Он не умеет решать вопрос, те, кто стоят на его пути и идут против его слов – смерть. Наг обладает смекалкой, он решает пойти на другие методы, чтобы скорее убить человека. Наг, как и его жена Нагена обладают высокой надменностью. При всем при этом он ценит свою семью и хвалит свою жену Нагену, которая далеко закопала будущих детенышей: «Ты очень мудрая змея, Нагена. Я этим очень доволен».

Нагена, кобра-самка. Нагена коварная и высокомерная. Уважает мужа и следует его условиям: «Наг – это мой муж. Его слово – моё слово». Она ценит семью и будущее их потомство. Нагена уверенная в себе кобра. Она требует к себе также высокого уважения.

Чучундра-мускусная крыса, обладающая противоположным качеством с Рикки – трусость. Она бывает в курсе событий только тогда, когда ей расскажут или, когда подслушает разговор кого- либо. Чучундра боязлива на столько, что даже с трудом выходит на середину комнаты в доме. При всем при этом, она вошла в доверие к мангусту и подсказала, где спрятаны яйца кобр.

Таким образом, обоснованием выбора пьесы явилось, желание донести суть произведения до зрителя младшего и старшего поколения по средствам театрального искусства. В ходе анализа творчества Киплинга удалось подтвердить точность в написании образов героев, их связь, а также природы Индии, что подтвердило пригодность пьесы в качестве средства для достижения режиссёрской задачи и объекта проведения идейно-тематического анализа.

Для достижения цели исследования был определен ряд задач, выполнение которых позволило бы нам провести идейно тематический анализ пьесы. Это легло в основу гипотезы исследования.

В процессе исследования удалось обосновать и теоретически доказать, что пьеса «Отважный мангуст» - это пьеса о победе добра над злом, где за добром стоят сильные качества. Это в свою очередь и является темой пьесы.

Главной идеей пьесы является мысль о том, что в борьбе побеждают умные, отважные и решительные. Конфликтом, двигающим действие пьесы, послужила борьба за свои правила между Рикки и Кобрами. Жанр пьесы автора Киплинга был определен как сказка про животных, по Лукову же - это пьеса-трагедия.

При проведении исследования были выполнены все поставленные задачи. Определив тему, идею и жанр драматургического произведения, выявив основной конфликт драматургического произведения, разработав систему художественных образов, удалось подтвердить, поставленную в начале исследования, гипотезу.

В ходе проведения идейно-тематического анализа пьесы удалось выявить глубокий воспитательно-нравственный смысл, заложенный авторами пьесы. 

Пьеса актуальна, и очень рекомендуема для постановок, как для детской аудитории, так и для взрослой, где каждый возьмёт из этой пьесы что-то для себя. Взрослые поймут, на что нужно обратить внимание при воспитании сильных качеств детей, а дети поймут, что Добро сильнее Зла.

Список использованных источников

Бородин А. Работа над пьесой. Как писать пьесу [Текст]/ – Москва: Художественная литература, 1935. – С. 128.

Гегель. [Текст]: Эстетика: В 4-х т. — М.: Искусство, 1969-1973, Т. 3, стр. 538.

Гегель. [Текст]: Эстетика: В 4-х т. — М.: Искусство, 1969-1973, Т. 3, стр. 539.

Джозеф Редьярд Киплинг - биография, информация, личная жизнь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stuki-druki.com/authors/Kipling.php(дата обращения — 10.12.2018)

Евсеев А. Автор «Книги джунглей» никогда там не был [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pravda.ru/culture/literature/forliterature/18-01-2011/1063812-redyardcipling-0/(дата обращения — 10.12.2018)

Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера : учебное пособие –[Электронный ресурс] : – СПб.: Лань, Планета музыки, 2013. – 456 с

Кнебель М.О. «О действенном анализе пьесы и роли» - Сборник «О том, что мне кажется особенно важным». - М.: Искусство, 1970, с. 59.

Кнебель М.О. «О действенном анализе пьесы и роли» - Сборник «О том, что мне кажется особенно важным». - М.: Искусство, 1970, с. 61

Колесник А.А. 1000 мудрых мыслей на каждый день [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://culture.wikireading.ru/49311(дата обращения - 09.12.2018)

Кочурова А.Д. Роль сказки в жизни ребёнка и взрослого [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://mama-au43.ru/Skazka.htm (дата обращения — 09.12.2018)

Пави П.[Текст]: Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991. — стр. 378.

Попов П. Режиссура. О методе [Текст]/ – Москва, 2003. – С. 12.

Проект Все сказки «Рикки – Тикки – Тави» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/kipling/1-jungle/rikki-tikki-tavi.html(дата обращения — 10.12.2018)

Редьярд Киплинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.labirint.ru/authors/18652/(дата обращения — 10.12.2018)

Сазонова Е.В [Текст]: Теория драмы и основы сценарного мастерство: теория драмы: учеб. Пособие / Е.В. Сазонова; Алтайская государственная академия культуры и искусств. – Барнаул: Изд-во Алт. Гос. Акад. Культуры и искусств, 2012. – 135 с.

Сказка как жанр. Виды сказок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/narodnaya-skazka/skazka-kak-zhanr-vidy-skazok(дата обращения — 10.12.2018)

Сказка рикки – тикки – тави [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://liksketchpad.com/skazka/skazka-rikki-tikki-tavi-571.html(дата обращения — 10.12.2018)

Сказка Рикки-Тикки-Тави [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kinderbox.ru/skazka-rikki-tikki-tavi/(дата обращения — 10.12.2018)

Степанова М.В. Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=29(дата обращения — 09.12.2018)

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. [Электронный ресурс] : учеб. пособие —[Электронный ресурс] : — СПб. : Лань, Планета музыки, 2017. — 400 с

Туманишвили М. Введение в режиссуру собой [Текст] / – Москва: Школа драматического искусства, 2005. – С. 272.

Чистюхин И.Н. О драме и драматургии [Текст] / – Москва, 2002. – С. 279.

 

Оригинал работы:

Тема добра и зла в пьесе «Отважный мангуст» П. Лукова




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*