Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательные ценности в педагогическом наследии А.М.Сухомлинского

17.01.2019 1491 2763
Мышкова Наталья Ивановна
Мышкова Наталья Ивановна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

В последнее время наблюдается снижение социального статуса воспитания в учреждениях образования, что неизбежно приводит к изменению ценностного сознания, утраты ценностных ориентиров. Гуманистические основы современного воспитания определяют самоценность детства и приоритет личности, которая способна к самореализации и самоопределению, как основную цель и содержание воспитания.

Гуманистические ценности воспитания в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Основа нравственного воспитания – моральная убежденность. Когда речь идет о моральном облике нового человека, в них вкладывают совершенно ясный и конкретный смысл: то, чем человек дорожит как собственной честью и достоинством, то, чем он не поступится ни при каких обстоятельствах. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец- общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского. Нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского:

-Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

-Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

-Богатство духовного мира, интересов и потребностей;

-Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

-Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

-Любовь к труду;

-Открытость сердца радостям и горестям других людей;

Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым. Сухомлинский идейное воспитание тесно увязывал с нрав­ственным. Он был глубоко убежден в том, что идейное вос­питание надо строить на основе прочного фундамента моральной культуры, что делает человека порядочным, духовно богатым. Отчего все же бывают пустые души? От духовной праздности и показной активности. Василий Александрович в этом видел главную причину. Он наблюдал и анализировал побудительные мотивы деятельности, поступков многих ребят и при­шел к выводу, что руководят ими порой не добрые чувства, не светлые идеалы, а желание формально выполнить поручение, заслужить похвалу. Показная активность бывает и при отсутствии прочных идеалов. Выработать нравственные ценности, утвердить их в своей душе нелегко. Это требует много времени, активной духовной деятельности, внутренней работы мысли и сердца.

Пустая душа - причина правонарушений.

Как правило, проступки совершают дети, у которых низкий интеллектуальный уровень. Сухомлинский изучил жизнь 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие правонарушения и пре­ступления. И перед ним предстала такая картина: чем тяже­лее преступление, чем больше в нем жестокости, тем меньше интеллектуальные и моральные интересы семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление, не было моральных ценностей.

В практической деятельности учительского коллектива претворялась мысль Василия Александровича о том, что фор­мирование гражданских взглядов, убеждений должно быть сердцевиной нравственного просвещения, чтобы ученики опре­делили свою идейную и моральную позицию. Сухомлинский был глубоко убежден, что в школе необхо­димо с учениками изучать этические понятия, принципы и нормы. Многие учащиеся имеют весьма смутное, порой прими­тивное представление о нравственных понятиях. Само собой разумеется, что человек, глубоко не осознавший этические нормы, понятия и категории, не может их сделать своими убеждениями, мотивами поведения.

Если в школе не ведется нравственное просвещение, то развитие нравственного опыта ученика идет медленнее, стано­вятся менее эффективными и остальные формы нравствен­ного воспитания, а значит, усиливается опасность того, что на ученика могут влиять и антиобщественные силы. От того, какие нравственные ценности мы вложили в сердце ребенка в детстве, будет зависеть моральный облик человека.

«Мы не верим в то, что нравственные пороки - это ре­зультат исключительно пережитков капитализма в сознании, - писал Василий Александрович. - Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок, которому все позволено, или, наоборот, как бурьян - его никто не учит ни хорошему, ни плохому.

Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему». Но при этом Сухомлинский делает одно очень важное замечание: надо поменьше произносить высокопарных крикливых фраз о морали, которые непонятны ученику, а «побольше заботливой шлифовки человеческих поступков, оттачивания формирующихся привычек».

Сухомлинский говорил, что подростка надо так воспитать чтобы он видел себя глазами людей, чтобы его постоянен тревожила мысль, а что о нем подумают люди, если он пройдет равнодушно мимо зла, несчастья? Эта мысль является тем «тончайшим проводом, по которому от сердца в сознание идет эмоциональный сигнал: я перестану сам себя уважать, если закрою глаза на то, что творится вокруг меня. Только так моральное понятие входит в привычку» [6, c.19].

Приходили в школу дети, и Василий Александрович на уроках и во внеурочное время в задушевных беседах учил их любить Родину. Это очень сложное и тонкое педагогическое искусство. Оно требует большой душевной чуткости, умения и такта. Страшно, когда учитель произносит слова, которые ученикам непонятны, когда от частого употребления они стираются, обесцениваются и тогда превращаются в пустой звук и не задевают сердца детей.

Сухомлинский с детьми разговаривал так, что каждое сло­во оставляло след в душе, он учил ребенка всматриваться в окружающий мир, находить, видеть яркие примеры беззаветного служения Родине. «Научают слова, но увлекают примеры». Василий Александрович в воспитательной работе всегда руководствовался этой мудрой пословицей. Высокое и благородное чувство любви к Отчизне воспитывается с детства.

Родина открывается перед ребенком и в цве­тущих садах, и в зеленых лугах, и в склонившейся над прудом вербе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце и что воплощает в себе Родину, — это люди, благодаря которым возвышается имя народа, его могущество и слава. «Любовь к Отчизне и любовь к людям, — говорил Сухомлинский, -это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма» [2, c. 31]

Вся теория воспитания Василия Александровича прониза­на социалистическим гуманизмом. Особенно это заметно в его нравственных исканиях. Очень важно научить ребенка любить людей, указывал Сухомлинский. Задача учителя — дать ребенку ни с чем не сравнимую радость любить людей и творить для них добро. Это благородное чувство у маленьких созревает постепенно, начинается со стремления творить добро прежде всего для матери и отца, дедушки и бабушки, для близких. «Любовь к матери, к отцу, к дедушке и бабушке, братьям и сестрам вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым -Родиной» [5, c.79].

В книгах «Как воспитать настоящего человека», «Родина сердце», «Сто советов учителю» и в других произведениях содержится глубоко гуманистическая идея о том, что воспитание у школьников любви к народу, к Родине должно начинаться с воспитания любви к родителям. «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твое счастья, -поучал своих питомцев Сухомлинский. - Вере их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать, - это их тру пот, усталость. Умей уважать труд родителей. Самое большое счастье для отца и матери -твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси дом радость, оберегай счастье семьи» [2, c.56].

Призывая учеников быть хорошими детьми, не доставлять родителям тревог, огорчений, обид, а приносить в дом толь мир и покой, радость, Сухомлинский делает такое заключение: «Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый чел век, готовый сложить голову за свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери» [2, c.58]. Сухомлинский советовал учителям так воспитывать своих питомцев, чтобы они доставляли радость родителям, чтоб юных лет в сердце ребенка жила тревога за родную мать отца, бабушку и дедушку, чтобы болело сердце, если у родных что-то неблагополучно, какие-то неприятности. Если же оберегать ребенка от этих тревог, вырастет человек с каменным сердцем. И не будет в его сердце места сыновней преданности, ласке, верности великим идеалам наро­да. «Кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом», — утверждал Василий Александрович [5, c.80].

Он побуждал детей творить радость родным и близким. Приходит ученик в школу. Ему советуют на приусадебном участке посадить материнское дерево, материнский куст ви­нограда, цветы. Посадить яблоню отца, яблоню дедушки, ба­бушки. Ученик берет саженцы в школьном питомнике и са­жает деревце отца, матери, бабушки, дедушки, брата, сестры. Ухаживает за ними и первые плоды несет родным. «От чувства любви и уважения к матери к чувству го­товности отдать все свои силы служению Отечеству — это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира, патриотического труда, патри­отической жизни» [2, c.81].

Таким образом, чтобы утвердить в сознании учеников идей­ные и нравственные ценности, недостаточно дать ученику оп­ределенный объем знаний, необходимо еще зажечь факел его духовной жизни, чтобы он занялся самовоспитанием, чтобы увидел себя как бы со стороны, чтобы ему захотелось стать настоящим человеком. В книгах «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», в статье «Мысли о школьном воспитании» и в других произведениях Сухомлинский много страниц посвятил очень важной нравственной проблеме — воспитанию ответ венного отношения к браку, подготовке юношей и девушек семейной жизни, воспитанию у них идеала отцовства и материнства. Он поучал молодежь дорожить святым и благородным чувством любви Сухомлинский изучил причины разводов 200 молодых семей и пришел к выводу, что 189 разводов произошли из-за неумения молодых супругов понять друг друга. Поэтому Сухомлинский предложил в старших классах средней школы читать факультативный курс «Культура взаимоотношений в семье».

Список использованных источников:

1. Сухомлинский, В.А. Воспитание личности в советской школе / Сост. и авт. вступ. ст. М.И. Мухин / В.А. Сухомлинский. – Киев, «Рад. Школа», 1965

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). – Киев, 1975. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. – М. .: Педагогика, 1979.

3. Сухомлинский В. А. Письма о любви (письма и дочери). И кн.:Родительская педагогика. – М.: Педагогика, 1978.

4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором / В.А. Сухомлинский // Избр. педагог. соч.: в 3 т. – М.: Педагогика, 1979–1981. Т. 3: 1981

5. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М., 1978. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/Пер. с укр. – М., 1971.

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям // Избр. педагог. соч: В 3 т. / В.А. Сухомлинский – М. Педагогика, 1979 –1981. – Т.1, 1979.

7. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979, т. 2. Сухомлинский В. А. Человек — высшая ценность/Мир человека,—М., 1971

 

Оригинал работы:

Воспитательные ценности в педагогическом наследии А.М.Сухомлинского




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*