Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время наблюдается снижение социального статуса воспитания в учреждениях образования, что неизбежно приводит к изменению ценностного сознания, утраты ценностных ориентиров. Гуманистические основы современного воспитания определяют самоценность детства и приоритет личности, которая способна к самореализации и самоопределению, как основную цель и содержание воспитания.
Гуманистические ценности воспитания в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Основа нравственного воспитания – моральная убежденность. Когда речь идет о моральном облике нового человека, в них вкладывают совершенно ясный и конкретный смысл: то, чем человек дорожит как собственной честью и достоинством, то, чем он не поступится ни при каких обстоятельствах. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец- общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского. Нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского:
-Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
-Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
-Богатство духовного мира, интересов и потребностей;
-Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
-Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
-Любовь к труду;
-Открытость сердца радостям и горестям других людей;
Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым. Сухомлинский идейное воспитание тесно увязывал с нравственным. Он был глубоко убежден в том, что идейное воспитание надо строить на основе прочного фундамента моральной культуры, что делает человека порядочным, духовно богатым. Отчего все же бывают пустые души? От духовной праздности и показной активности. Василий Александрович в этом видел главную причину. Он наблюдал и анализировал побудительные мотивы деятельности, поступков многих ребят и пришел к выводу, что руководят ими порой не добрые чувства, не светлые идеалы, а желание формально выполнить поручение, заслужить похвалу. Показная активность бывает и при отсутствии прочных идеалов. Выработать нравственные ценности, утвердить их в своей душе нелегко. Это требует много времени, активной духовной деятельности, внутренней работы мысли и сердца.
Пустая душа - причина правонарушений.
Как правило, проступки совершают дети, у которых низкий интеллектуальный уровень. Сухомлинский изучил жизнь 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие правонарушения и преступления. И перед ним предстала такая картина: чем тяжелее преступление, чем больше в нем жестокости, тем меньше интеллектуальные и моральные интересы семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление, не было моральных ценностей.
В практической деятельности учительского коллектива претворялась мысль Василия Александровича о том, что формирование гражданских взглядов, убеждений должно быть сердцевиной нравственного просвещения, чтобы ученики определили свою идейную и моральную позицию. Сухомлинский был глубоко убежден, что в школе необходимо с учениками изучать этические понятия, принципы и нормы. Многие учащиеся имеют весьма смутное, порой примитивное представление о нравственных понятиях. Само собой разумеется, что человек, глубоко не осознавший этические нормы, понятия и категории, не может их сделать своими убеждениями, мотивами поведения.
Если в школе не ведется нравственное просвещение, то развитие нравственного опыта ученика идет медленнее, становятся менее эффективными и остальные формы нравственного воспитания, а значит, усиливается опасность того, что на ученика могут влиять и антиобщественные силы. От того, какие нравственные ценности мы вложили в сердце ребенка в детстве, будет зависеть моральный облик человека.
«Мы не верим в то, что нравственные пороки - это результат исключительно пережитков капитализма в сознании, - писал Василий Александрович. - Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок, которому все позволено, или, наоборот, как бурьян - его никто не учит ни хорошему, ни плохому.
Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему». Но при этом Сухомлинский делает одно очень важное замечание: надо поменьше произносить высокопарных крикливых фраз о морали, которые непонятны ученику, а «побольше заботливой шлифовки человеческих поступков, оттачивания формирующихся привычек».
Сухомлинский говорил, что подростка надо так воспитать чтобы он видел себя глазами людей, чтобы его постоянен тревожила мысль, а что о нем подумают люди, если он пройдет равнодушно мимо зла, несчастья? Эта мысль является тем «тончайшим проводом, по которому от сердца в сознание идет эмоциональный сигнал: я перестану сам себя уважать, если закрою глаза на то, что творится вокруг меня. Только так моральное понятие входит в привычку» [6, c.19].
Приходили в школу дети, и Василий Александрович на уроках и во внеурочное время в задушевных беседах учил их любить Родину. Это очень сложное и тонкое педагогическое искусство. Оно требует большой душевной чуткости, умения и такта. Страшно, когда учитель произносит слова, которые ученикам непонятны, когда от частого употребления они стираются, обесцениваются и тогда превращаются в пустой звук и не задевают сердца детей.
Сухомлинский с детьми разговаривал так, что каждое слово оставляло след в душе, он учил ребенка всматриваться в окружающий мир, находить, видеть яркие примеры беззаветного служения Родине. «Научают слова, но увлекают примеры». Василий Александрович в воспитательной работе всегда руководствовался этой мудрой пословицей. Высокое и благородное чувство любви к Отчизне воспитывается с детства.
Родина открывается перед ребенком и в цветущих садах, и в зеленых лугах, и в склонившейся над прудом вербе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце и что воплощает в себе Родину, — это люди, благодаря которым возвышается имя народа, его могущество и слава. «Любовь к Отчизне и любовь к людям, — говорил Сухомлинский, -это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма» [2, c. 31]
Вся теория воспитания Василия Александровича пронизана социалистическим гуманизмом. Особенно это заметно в его нравственных исканиях. Очень важно научить ребенка любить людей, указывал Сухомлинский. Задача учителя — дать ребенку ни с чем не сравнимую радость любить людей и творить для них добро. Это благородное чувство у маленьких созревает постепенно, начинается со стремления творить добро прежде всего для матери и отца, дедушки и бабушки, для близких. «Любовь к матери, к отцу, к дедушке и бабушке, братьям и сестрам вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым -Родиной» [5, c.79].
В книгах «Как воспитать настоящего человека», «Родина сердце», «Сто советов учителю» и в других произведениях содержится глубоко гуманистическая идея о том, что воспитание у школьников любви к народу, к Родине должно начинаться с воспитания любви к родителям. «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твое счастья, -поучал своих питомцев Сухомлинский. - Вере их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать, - это их тру пот, усталость. Умей уважать труд родителей. Самое большое счастье для отца и матери -твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси дом радость, оберегай счастье семьи» [2, c.56].
Призывая учеников быть хорошими детьми, не доставлять родителям тревог, огорчений, обид, а приносить в дом толь мир и покой, радость, Сухомлинский делает такое заключение: «Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый чел век, готовый сложить голову за свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери» [2, c.58]. Сухомлинский советовал учителям так воспитывать своих питомцев, чтобы они доставляли радость родителям, чтоб юных лет в сердце ребенка жила тревога за родную мать отца, бабушку и дедушку, чтобы болело сердце, если у родных что-то неблагополучно, какие-то неприятности. Если же оберегать ребенка от этих тревог, вырастет человек с каменным сердцем. И не будет в его сердце места сыновней преданности, ласке, верности великим идеалам народа. «Кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом», — утверждал Василий Александрович [5, c.80].
Он побуждал детей творить радость родным и близким. Приходит ученик в школу. Ему советуют на приусадебном участке посадить материнское дерево, материнский куст винограда, цветы. Посадить яблоню отца, яблоню дедушки, бабушки. Ученик берет саженцы в школьном питомнике и сажает деревце отца, матери, бабушки, дедушки, брата, сестры. Ухаживает за ними и первые плоды несет родным. «От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству — это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира, патриотического труда, патриотической жизни» [2, c.81].
Таким образом, чтобы утвердить в сознании учеников идейные и нравственные ценности, недостаточно дать ученику определенный объем знаний, необходимо еще зажечь факел его духовной жизни, чтобы он занялся самовоспитанием, чтобы увидел себя как бы со стороны, чтобы ему захотелось стать настоящим человеком. В книгах «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», в статье «Мысли о школьном воспитании» и в других произведениях Сухомлинский много страниц посвятил очень важной нравственной проблеме — воспитанию ответ венного отношения к браку, подготовке юношей и девушек семейной жизни, воспитанию у них идеала отцовства и материнства. Он поучал молодежь дорожить святым и благородным чувством любви Сухомлинский изучил причины разводов 200 молодых семей и пришел к выводу, что 189 разводов произошли из-за неумения молодых супругов понять друг друга. Поэтому Сухомлинский предложил в старших классах средней школы читать факультативный курс «Культура взаимоотношений в семье».
Список использованных источников:
1. Сухомлинский, В.А. Воспитание личности в советской школе / Сост. и авт. вступ. ст. М.И. Мухин / В.А. Сухомлинский. – Киев, «Рад. Школа», 1965
2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). – Киев, 1975. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. – М. .: Педагогика, 1979.
3. Сухомлинский В. А. Письма о любви (письма и дочери). И кн.:Родительская педагогика. – М.: Педагогика, 1978.
4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором / В.А. Сухомлинский // Избр. педагог. соч.: в 3 т. – М.: Педагогика, 1979–1981. Т. 3: 1981
5. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М., 1978. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/Пер. с укр. – М., 1971.
6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям // Избр. педагог. соч: В 3 т. / В.А. Сухомлинский – М. Педагогика, 1979 –1981. – Т.1, 1979.
7. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979, т. 2. Сухомлинский В. А. Человек — высшая ценность/Мир человека,—М., 1971
Оригинал работы:
Воспитательные ценности в педагогическом наследии А.М.Сухомлинского
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.