Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПеред современным образованием стоит проблема повышения уровня самостоятельности учебного труда обучающихся в процессе обучения, вооружения их умением самостоятельно приобретать новые знания из разных источников информации. При этом главная задача оптимальный выбор методов обучения, чтобы они наилучшим образом обеспечивали образование, воспитание и развитие обучающихся. Используемые в настоящее время методы обучения многообразны, но самым важным способом освоения новых знаний, умений, навыков я считаю самостоятельную работу.
Учебный процесс — управляемое педагогическое явление. Эффективному управлению обучением и воспитанием способствуют многие факторы: чёткое планирование и проведение урока, умелое сочетание разнообразных методов и приёмов работы, применение различных средств наглядности, и прежде всего химического эксперимента. Использование в процессе обучения химического эксперимента позволяет ознакомить обучающихся не только с веществами и явлениями, но и с методами химической науки. В учебном процессе применяю демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты, практические занятия, тематические практикумы. Химический эксперимент может быть иллюстративным и исследовательским.
Демонстрационный химический эксперимент — важнейший из словесно-наглядных методов обучения. В своей практике я широко использую ученический демонстрационный эксперимент, который можно рассматривать как один из дополнительных путей формирования экспериментальных умений, в частности при закреплении изучаемого материала или опросе. Особенно важно применять демонстрационный эксперимент при изучении нового материала по химии. При формировании понятий о простых и сложных веществах предлагаю кому-либо из обучающихся приготовить смесь порошков железа и серы.Затем кодной части смеси обучающийся подносит магнит:железо притягивается к нему. Щепотку смеси бросает в воду: железо тонет, сера плавает на поверхности воды. Вторую часть смеси он нагревает в пламени спиртовки. Смесь расплавляется, ощущается резкий запах выделившегося газа. Образовавшуюся массу уже невозможно разделить магнитом или водой. Обучающийся объясняет, что атомы железа и серы соединились и получилось новое вещество, которое обладает другими свойствами. Это сложное вещество, или химическое соединение, — сульфид железа.
Изучая типы химических реакций,обучающиеся сами, проводят несколькоопытов.
Примером реакции соединения служит окисление медной пластинки в пламени. Нагревая зелёный порошок — малахит, обучающиеся убеждаются в том, что это вещество разлагается на три новых вещества: оксид меди(ІІ), воду и углекислый газ, от которого известковая вода становится мутной. В раствор сульфата меди (II) опускают железный гвоздь, который через некоторое время покрывается красным налётом,ониотмечают, что атомы железа вытеснили атомы меди. Другим примером реакции замещения может служить взаимодействие цинка и соляной кислоты. Реакцию обмена обучающиеся наблюдают при взаимодействии раствора серной кислоты с оксидом меди(ІІ). При этом они убеждаются в том, что реакция быстрее проходит при нагревании. Наблюдая химические реакции, обучающиеся сами называют их типы, делают выводы, затем мы совместно составляем уравнения реакций. После этого они без труда определяют типы всех реакций, уравнения которых записывают.
При изучении состава воздуха предлагаю нескольким обучающимся накрыть горящие свечи стеклянными колбами различного объёма. Разную продолжительность горения свечей они легко объясняют наличием в сосудах разного объёма кислорода.
Обучающиеся могутсамостоятельно опытным путём доказать, что в состав воды и кислот входит водород. Соблюдая правила безопасности, обучающийся опускает в воду кусочек кальция и подносит к отверстию пробирки горящую лучинку. Характерный звук доказывает выделение водорода. Затем обучающийся опускает в раствор кислоты цинк и аналогичным образом проверяет выделяющийся газ.
Эксперимент — это вид самостоятельной работы. В процессе обучения использую такие его формы, как лабораторные опыты и практические занятия.
Цель лабораторных опытов — приобретение обучающимися новых знаний, изучение нового материала.
Я придаю существенное значение правильному выбору темы для самостоятельного изучения, так как не всякое содержание обучающиеся могут усвоить без предварительного объяснения. Успех лабораторного опыта на уроке зависит и от его подготовки. Перед началом работы необходимо обратить внимание на правила безопасности.
Расскажу, как я организую самостоятельную работу обучающихся при изучении карбоновых кислот.
В начале занятия знакомлю обучающихся с составом, строением, общими свойствами кислот, генетической связью кислот с альдегидами. Затем провожу инструктаж, в ходе которого разъясняю цель и значение работы, сообщаю последовательность и методику изучения нового материала. Цель самостоятельной работы по изучению темы указана в инструкции, которая имеется на каждом столе.
Инструкция
Цель: самостоятельно изучить химические свойства карбоновых кислот.
Какой вывод о подвижности атома водорода в кислотах по сравнению со спиртами можно сделатьна основании проведённых вами опытов?
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
Обучающиесязнакомятся с инструкцией и обдумывают задания. Выясняю, все ли поняли, что им нужно усвоить на уроке и как они должны выполнять работу,затем приступают к изучению нового материала под руководством преподавателя. Во время работы одни обучающиеся работают полностью самостоятельно, другие нуждаются в незначительной помощи, а третьи — в детальной. Поэтому важно внимательно наблюдать за работой группы заранее предусмотреть все возможные затруднения, тактично и своевременно оказать необходимую дифференцированную помощьтем, которые по каким-либо причинам не имеют необходимого запаса опорных знаний и умений.
Для того чтобы развивать у обучающихся чувство времени,в ходе урока несколько раз предупреждаю,когда они должны закончить работу.
В ходе выполненияэксперимента можно выделить следующие этапы:
Обучающиеся должны понимать, для чего они выполняют опыт и что следует сделать, чтобы решить поставленную проблему. Выполнение опыта требует владенияопределёнными приёмами, умений наблюдатьи замечать особенности процесса, отличать важные изменения от второстепенных. На основании самостоятельного анализа своих наблюдений обучающиеся должны сделатьвывод. Не следует недооценивать процесс составления отчёта, поскольку при этом обучающиесяучатся кратко и точно формулировать мысли. Отчёт должен быть написан на уроке сразу же посте выполнения опыта. Иначе психологический процесс формирования действий скажется незавершённым и прервётся.
Лабораторные опыты можно проводить индивидуальноив группе. Так на семинаре-практикуме по теме «Углеводы» в конце урока предлагаю групповую практическую работу. Одна группа проводит реакцию глюкозы с гидроксидом меди(II), вторая — крахмала с йодом, третья заполняет таблицу «Сравнение свойств глюкозы, сахарозы и крахмала» (химическая формула, относительная молекулярная масса, агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость, гигроскопичность, качественная реакция).
По окончании работы представители групп сообщают результаты, записывают на доске уравнения реакций, дают объяснения. После этого обучающиеся с успехом справляются с тестами по теме.
Практические занятия обычно провожу в конце изучения темы, они служат для закрепления, совершенствования и конкретизации знаний, формирования практических умений. Подготовка к практическому занятию должна быть проведена на предыдущем уроке. Выделяю два вида практических занятий: проводимые по инструкции и решение экспериментальных задач. Инструкция — это ориентировочная основа деятельности обучающихся, она составлена с учётом сформированности практических умений. Экспериментальные задачи составляют своего рода экспериментальную контрольную работу. Их целесообразно распределять по вариантам, чтобы добиться большей самостоятельности и активности в процессе работы.
Используя на уроках различные формы химического эксперимента, можно достичь желаемого результата, так как продуманная организация, выбор доступных методик и интересных объектов исследования сделает учебную экспериментальную работу обучающихся важным фактором воспитания у них самостоятельности, творческой активности.
Литература:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.