Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как развивать самостоятельность обучающихся

15.01.2019 472 749
Фетюхина Валентина Павловна
Фетюхина Валентина Павловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Перед современным образованием стоит пробле­ма повышения уровня самостоятельности учебного труда обучающихся в процессе обучения, вооружения их умением самостоятельно приобретать новые знания из разных источников информации. При этом главная задача  оптимальный выбор методов обучения, чтобы они наилучшим образом обеспечивали образование, воспитание и развитие обучающихся. Используемые в настоя­щее время методы обучения многообразны, но самым важным способом освоения новых знаний, умений, навыков я считаю самостоятельную работу.

Учебный процесс — управляемое педагогическое явление. Эффективному управлению обучением и воспитанием способствуют мно­гие факторы: чёткое планирование и прове­дение урока, умелое сочетание разнообраз­ных методов и приёмов работы, применение различных средств наглядности, и прежде всего химического эксперимента. Использо­вание в процессе обучения химического эксперимента позволяет ознакомить обучающихся не только с веществами и явлениями, но и с методами химической науки. В учебном про­цессе применяю демонстрационный экспе­римент, лабораторные опыты, практические занятия, тематические практикумы. Химиче­ский эксперимент может быть иллюстратив­ным и исследовательским.

Демонстрационный химический экспери­мент — важнейший из словесно-наглядных методов обучения. В своей практике я широ­ко использую ученический демонстрационный эксперимент, который можно рассма­тривать как один из дополнительных путей формирования экспериментальных умений, в частности при закреплении изучаемого материала или опросе. Особенно важно при­менять демонстрационный экс­перимент при изучении нового материала по хи­мии. При формировании понятий о простых и сложных веществах предлагаю кому-либо из обучающихся пригото­вить смесь порошков железа и серы.Затем кодной части смеси обучающийся подносит магнит:железо притягивается к нему. Щепотку смеси бросает в воду: железо тонет, сера плавает на поверхности воды. Вторую часть смеси он нагревает в пламени спиртовки. Смесь рас­плавляется, ощущается резкий запах выде­лившегося газа. Образовавшуюся массу уже невозможно разделить магнитом или водой. Обучающийся объясняет, что атомы железа и серы соединились и получилось новое веще­ство, которое обладает другими свойствами. Это сложное вещество, или химическое соединение, — сульфид железа.

Изучая типы химических реакций,обучающиеся сами, проводят несколькоопытов.

Примером реакции соединения служит окисление медной пластинки в пламени. На­гревая зелёный порошок — малахит, обучающиеся убеждаются в том, что это вещество разлагается на три новых вещества: оксид меди(ІІ), воду и углекислый газ, от которого известковая вода становится мутной. В раст­вор сульфата меди (II) опускают железный гвоздь, который через некоторое время покрывается красным налётом,ониотмечают, что атомы железа вытеснили атомы меди. Другим примером реакции замещения может служить взаимодействие цинка и со­ляной кислоты. Реакцию обмена обучающиеся наблюдают при взаимодействии раствора серной кислоты с оксидом меди(ІІ). При этом они убеждаются в том, что реакция быстрее проходит при нагревании. Наблю­дая химические реакции, обучающиеся сами на­зывают их типы, делают выводы, затем мы совместно составляем уравнения реакций. После этого они без труда определя­ют типы всех реакций, уравнения которых записывают.

При изучении состава воздуха предлагаю нескольким обучающимся накрыть горящие све­чи стеклянными колбами различного объ­ёма. Разную продолжительность горения свечей они легко объясняют наличи­ем в сосудах разного объёма кислорода.

Обучающиеся могутсамостоятельно опытным путём доказать, что в состав воды и кислот входит водород. Соблюдая правила безопасности, обучающийся опускает в воду ку­сочек кальция и подносит к отверстию про­бирки горящую лучинку. Характерный звук доказывает выделение водорода. Затем обучающийся опускает в раствор кислоты цинк и аналогичным образом проверяет выделяю­щийся газ.

Эксперимент — это вид само­стоятельной работы. В процессе обу­чения использую такие его формы, как лабо­раторные опыты и практические занятия.

Цель лабораторных опытов — приобре­тение обучающимися новых знаний, изучение нового материала.

Я придаю существенное значение пра­вильному выбору темы для самостоятельного изучения, так как не всякое содержание обучающиеся могут усвоить без предваритель­ного объяснения. Успех лабораторного опы­та на уроке зависит и от его подготовки. Перед началом работы необходимо обратить вни­мание на правила безопасности.

Расскажу, как я организую самостоятель­ную работу обучающихся при изучении карбоновых кислот.

В начале занятия знакомлю обучающихся с составом, строением, общими свойствами кислот, генетической связью кислот с альде­гидами. Затем провожу инструктаж, в ходе которого разъясняю цель и значение работы, сообщаю последовательность и методику из­учения нового материала. Цель самостоятель­ной работы по изучению темы указана в ин­струкции, которая имеется на каждом столе.

Инструкция

Цель: самостоятельно изучить химические свойства карбоновых кислот.

  • Испытайте раствор уксусной кислоты индикатором и составьте уравнение её элек­тролитической диссоциации.
  • Наличие каких химических свойств у ис­следуемой кислоты можно предположить по аналогии со свойствами неорганических кис­лот? Средивыданных веществ (магний, гидроксид натрия, оксид меди(ІІ), карбонат на­трия) найдите те, с которыми реагирует эта кислота. Проделайте опыты.

Какой вывод о подвижности атома водо­рода в кислотах по сравнению со спиртами можно сделатьна основании проведённых вами опытов?

  • Прочитаете материал в учебнике (указа­ны страницы) с цельюпроверки выполненной работы и выводов.

Напишите молекулярные и ионные уравне­ния реакций.

Обучающиесязнакомятся с инструкцией и обдумывают задания. Выясняю, все ли поня­ли, что им нужно усвоить на уроке и как они должны выполнять работу,затем при­ступают к изучению нового материала под руководством преподавателя. Во время работы одни обучающиеся работают полностью самостоятель­но, другие нуждаются в незначительной по­мощи, а третьи — в детальной. Поэтому важно внимательно наблюдать за работой группы заранее предусмотреть все возможные за­труднения, тактично и своевременно оказать необходимую дифференцированную помощьтем, которые по каким-либо при­чинам не имеют необходимого запаса опор­ных знаний и умений.

Для того чтобы развивать у обучающихся чув­ство времени,в ходе урока несколько раз предупреждаю,когда они должны закончить работу.

В ходе выполненияэксперимента можно выделить следующие этапы:

  • Осознание цели опыта;
  • ознакомление с набором выданных ве­ществ;
  • сборка прибора;
  • выполнение опыта;
  • составлениеотчёта: анализ результатов, выводы, запись уравнений химических ре­акций.

Обучающиеся должны понимать, для чего они выполняют опыт и что следует сделать, чтобы решить поставленную проблему. Выполнение опыта требует владенияопределёнными при­ёмами, умений наблюдатьи замечать особен­ности процесса, отличать важные изменения от второстепенных. На основании самостоя­тельного анализа своих наблюдений обучающиеся должны сделатьвывод. Не следует недооце­нивать процесс составления отчёта, посколь­ку при этом обучающиесяучатся кратко и точно формулировать мысли. Отчёт должен быть написан на уроке сразу же посте выполнения опыта. Иначе психологический процесс фор­мирования действий скажется незавершён­ным и прервётся.

Лабораторные опыты можно проводить индивидуальноив группе. Так на семинаре-практикуме по теме «Углеводы» в конце урока предлагаю  групповую практическую работу. Одна группа проводит реакцию глюкозы с гидроксидом меди(II), вторая — крахмала с йодом, третья заполняет таблицу «Сравнение свойств глюкозы, сахарозы и крахмала» (химическая формула, относитель­ная молекулярная масса, агрегатное состоя­ние, цвет, запах, растворимость, гигроско­пичность, качественная реакция).

По окончании работы представители групп сообщают результаты, записывают на доске уравнения реакций, дают объяснения. После этого обучающиеся с успехом справляются с тестами по теме.

Практические занятия обычно провожу в конце изучения темы, они служат для за­крепления, совершенствования и конкрети­зации знаний, формирования практических умений. Подготовка к практическому заня­тию должна быть проведена на предыдущем уроке. Выделяю два вида практических за­нятий: проводимые по инструкции и реше­ние экспериментальных задач. Инструк­ция — это ориентировочная основа деятель­ности обучающихся, она составлена с учётом сформированности практических умений. Экспериментальные задачи составляют сво­его рода экспериментальную контрольную работу. Их целесообразно распределять по вариантам, чтобы добиться большей само­стоятельности и активности в про­цессе работы.

Используя на уроках различные формы химического эксперимента, можно достичь желаемого результата, так как продуманная организация, выбор доступных методик и интересных объектов исследования сделает учебную экспериментальную работу обучающихся важным фактором воспитания у них само­стоятельности, творческой активности.

 

Литература:

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001.
  2. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб. 2002.
  3. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М., 2001.
  4. Зайцев О.С. Методика обучения химии. - М.: Химия, 1999.
  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Москва, 2007.
  6. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт.школа. – 1998. - №2.
  7. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л., 1982.
  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-28300.html?page=3

 

Оригинал работы:

Как развивать самостоятельность обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*