Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое объединение как реализация неформального образования преподавателей и трансляции эффективного педагогического опыта

14.01.2019 550 972
Юсупова Светлана Анатольевна
Юсупова Светлана Анатольевна, преподаватель

Рынкова Светлана Анатольевна
Рынкова Светлана Анатольевна, зам.директора по УМР

Новосибирский автотранспортный колледж

Тенденция к переходу от полученного «на всю жизнь» образования к образованию «через всю жизнь» способствует развитию разнообразных форм образования, отличающихся от формального.Так какформальное образование развивается медленнее, и оно в целом консервативно, а педагогическим работникам необходимо гибко реагировать на требования времени, в современных условиях актуализируются неформальные способы профессионального развития и непрерывного образования.

Неформальное образование обладает организованностью и целенаправленностью, хоть и приобретается вне системы формального образования и проходит посредством участия педагогов в семинарах, круглых столах, открытых уроках, мастер-классах, в процессе взаимопосещений уроков преподавателями и в результате посещений уроков методистами и более опытными преподавателями с аналитическим сопровождением-отзывом. Благодаря такому обучению педагогический работник удовлетворяет потребность в самообразовании, расширяет свой культурный уровень, получает обратную связь, проводит анализ своей деятельности и формирует профессиональные навыки. Методическая служба колледжа также получает обратную связь, в соответствии с которой анализирует проведенную работу с преподавателями и планирует новые шаги по обеспечению профессионального роста преподавателей.

Рассмотрим реализацию неформального образования на примере областногоучебно-методического объединения преподавателей физики и электротехники. Учебно-методическое объединение создаетнеформальную образовательную среду для преподавателей физики, электротехники и электроники в форме обучающих семинаров, круглых столов, показательных открытых уроков, студенческих научно-практических конференций.

Семинары для преподавателей физики и электротехники, как правило, посвящены определенной теме, актуальной для профессионального образования, так, за последние 5 лет на семинарах рассматривались и анализировались следующие темы:

- «Организация и проведение лабораторных занятий по дисциплинам «Физика» и «Электротехника и электроника»

- «Организация исследовательской деятельности студентов в условиях СПО»

- Круглый стол преподавателей физики и электротехники «Формы и методы организации исследовательской деятельности студентов»

- «Интерактивные методы обучения на занятиях по дисциплине «Физика»

- «Использование современных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплины «Электротехника и электроника»

- «Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Электротехника и электроника» в профессиональных образовательных учреждениях»

- «Организация проектной деятельности обучающихся в процессе освоения дисциплины «Физика» и другие.

Семинары являются одним из способов трансляции педагогического опыта, дискуссионной площадкой, где выявляются наиболее актуальные формы проведения занятий, методические приемы, одним из видов диссеминации практического опыта, необходимого как для реализации начинающих, так и уже опытных педагогов.

Так, преподаватели знакомят слушателей семинара с программным обеспечением, позволяющим проводить лабораторные работы в электронном формате, с универсальным лабораторным комплексом LabSoft, который включает в себя инструкционные карты с теоретическим материалом, набор виртуальных лабораторных работ, электронных тестов и других оценочных средств, а также ноутбуки для персональной работы каждого студента.

Многие педагоги рассказывают о простых, но в то же время эффективных и нестандартных подходах к оцениванию. Всех участников семинара заинтересовали такие методы, как работа с опорными конспектами, кроссвордами в виде «морского боя», проблемными вопросами, составленными по выступлениям М. Задорного или по телевизионной передаче «Галилео», работа с терминами, незаконченными предложениями и определениями, банком электронных тестов.

Как должны формироваться фонды оценочных средств, каково должно быть их содержание и возможности, какими должны быть этапы формирования, о выборе методов оценивания, критериях и показателях оценки и что собой представляет комплекс оценочных средств по электротехнике – эти вопросы были пристально изучены на семинаре и явились одними из самых актуальных тем для дискуссии в рамках методического объединения. Не меньший интерес возник и к теме методовкритериального оценивания студентов, занимающихся проектной деятельностью, на примере пирамиды Бенджамина Блума.

На семинарах не раз отмечалась преподавателями эффективность индивидуального, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучению студентов колледжей. Например, особый интерес у коллег вызвалимодульно-рейтинговая система оценкикачества знанийстудентов, дихотомическая система оценок при символическом методе расчета переменного тока, модель внутрипредметной дифференциации, а также особенности обучения электротехники и электроники студентов сельской местности, воспитательной работы при изучении электротехники, о необходимости их обучения основам электробезопасности, применения графических организаторов в виде работ своих студентов.

Семинары обучающего характера целесообразно проводить и для опытных преподавателей, которые считают, что все уже известно, понятно и достигнуто, что, впрочем, не способствует профессиональному и личностному развитию. Необходим взгляд «со стороны», выход из зоны комфорта, осознание проблем и постановка цели и задач по их решению, сознательное конструирование педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию – только тогда возможен профессиональный рост. Преподаватели реализуют возможность получения информального образования, обсуждая с коллегами насущные проблемы обучения и воспитания.

На областных семинарах также ведется методическая подготовка к областным предметным олимпиадам по физике и электротехнике. Коллегиально утверждается тематика заданий, назначаются ответственные лица за формирование банка заданий для первого (дистанционного) этапа олимпиад. Таким образом обеспечивается объективность оценки знаний студентов, упрощается процедура выявления одаренных студентов.

Особое внимание на семинарах методического объединения уделяется развитию исследовательских способностей студентов. Для преподавателей, осуществляющих исследовательскую работу со студентами в колледжах Новосибирской области, была специально разработана анкета-опросник на основе критериев исследовательских способностей, выдвинутых А.И. Савенковым, позволившая определить уровень развития элементов исследовательской способности обучающихся. Анкетированиевыявило не только проблемные зоны, но и дало возможность проанализировать совместную деятельность преподавателя и студента, а также прогнозировать дальнейшие шаги по развитию исследовательских навыков. В результате анкетирования были выявлены те умения студентов, которые требуют постоянной поддержки в части организации исследовательской деятельности, а именно: формулировка вопросов, классифицирование, составлении плана действий, нахождение в тексте значимой информации, проведение экспериментов, нахождение причинно-следственных связей, доказательство своей точки зрения.

Результаты анкетирования подтвердили актуальность данного направления работы с обучающимися, а также роль и ответственность преподавателей в раскрытии возможностей студентов заниматься в режиме исследовательской практики. Они показали продуктивный характер работы в развитии исследовательских способностей студентов, а также с преподавателями по раскрытию возможностей обучающихся, по организации профессионального развития самих педагогов, по осуществлению неформального и информального обучения.

Необходимо отметить, что нередко средства неформального образования преподавателей плавно перетекают в средства информального образованияв виде спонтанного обсуждения профессиональных проблем и поиска их решений. Такое обучение становится практикоориентированным.

Одно из средств информального образования – демонстрация своего педагогического опыта через участие студентов в научно-практических конференциях. Методическое объединение преподавателей физики и электротехники организует конференцию «Профессия. Экология. Культура», в рамках которой работает от 6 до 8 секций, и около 160 участников различных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области.

Тематика секций конференции касается как гуманитарной, так и технической составляющей. Приведем темы секций 2018 года.

Секция 1. Культура России: традиции и современность

Секция 2. Актуальные проблемы экологии человека: чистая вода, воздух, земля – залог здорового общества

Секция 3. Технические науки – от теории к практике

Секция 4. Экологичность, безопасность и современные технологии на транспорте

Секция 5. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология

Секция 6. Электроэнергетика и электротехника в свете современных исследований

Тематика пересматривается каждый год в зависимости от актуальности тех или иных проблем науки и профессионального образования. По материалам научно-практической конференции выпускается сборник.

Областное методическое объединение преподавателей физики и электротехники охватывает большой пласт деятельности преподавателей, отражает педагогический опыт, является средством трансляции компетенций педагогов, обеспечивает межпредметную преемственность от дисциплин общеобразовательного цикла (физика) до общепрофессиональных дисциплин (электротехника и электроника), а затем реализацию сформированных студентами компетенций в профессиональных модулях («Устройство автомобилей», «Электрооборудование» и др.).

Приведенные формы неформального обучения педагогов системы среднего профессионального образования в рамках работы учебно-методического объединения преподавателей дисциплин «Физика» и «Электротехника и электроника» направлены на формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности и на их профессиональное развитие. Подготовка активных, творческих, гибко ориентирующихся в современной экономике обучающихся невозможна без преподавателя, способного быстро реагировать на изменения, стремящегося к постоянному профессиональному росту.

 

Оригинал работы:

Учебно-методическое объединение как реализация неформального образования преподавателей и трансляции эффективного педагогического опыта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*