Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование фондов оценочных средств по профессиональным модулям и учебным дисциплинам в рамках актуализированных ФГОС СПО

14.01.2019 1101 2157
Василевская Галина Николаевна
Василевская Галина Николаевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Основной задачей среднего профессионального образования является формирование у обучающихся требуемых Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования результатов обучения - профессиональных и общих компетенций  основанных на практическом опыте, умениях, знаниях. В связи с этим актуальным является вопрос разработки и внедрения в процесс обучения  оценочных средств, которые позволяют  проводить объективную комплексную оценку сформированности у студентов компетенций, освоения ими умений и знаний, приобретения практического опыта.

Согласно требованиям ФГОС к оцениванию качества образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОП СПО): «Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОП СПО (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции».

Под фондами оценочных средств (далее - ФОС) понимается комплект методических и контрольных  материалов, используемых при проведении текущего контроля освоения результатов обучения и промежуточной аттестации. ФОС предназначены для контроля и управления процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных во ФГОС [2, с. 165].

ФОС по направлению подготовки специалиста среднего звена или квалифицированного рабочего (служащего) включают:

А) оценочные средства по учебным дисциплинам (далее - УД);

Б)  оценочных средства по профессиональным модулям (далее – ПМ):

- оценочные средства по междисциплинарным курсам (далее – МДК),

- оценочные средства по учебной и производственной практике (далее - УП и ПП),

- оценочные средства для экзамена квалификационного по ПМ.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

ФОС - это комплект методических и контрольных  материалов для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, предназначенных для оценивания знаний, умений, приобретенного практического опыта и компетенций студентов.

ФОС по ПМ – включают контрольные задания и критерии их оценки, а также описания форм и процедур для экзамена квалификационного по ПМ, предназначенные для определения качества освоения обучающимися профессионального модуля (готовность к выполнению вида профессиональной деятельности, владение ПК и ОК) [2, с. 168].

ФОС по УД/МДК/УП/ПП – включают задания и критерии их оценки, а также описания форм и процедур для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по УД/МДК/УП/ПП, предназначенные для определения качества освоения обучающимися результатов освоения УД/МДК/УП/ПП (умений, знаний, практического опыта, ПК и ОК).

Контроль освоения УД, МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов преимущественно теоретического обучения и практической подготовленности. Оценивание производит преподаватель УД, МДК, руководитель практики.

Контроль освоения УД, МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов преимущественно теоретического обучения и практической подготовленности. Оценивание производит преподаватель УД, МДК, руководитель практики.

Контроль освоения ПМ (экзамен квалификационный) в целом направлен на оценку овладения квалификацией - объективной готовности человека к выполнению определенного вида трудовой деятельности. Экзамен (квалификационный) проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя – носителей профессионального контекста. В перспективе она может быть дополнена процедурой добровольной сертификации (независимой внешней оценкой с последующим официальным признанием, подтвержденным в виде документа - диплома, сертификата и т.д.).

ФОС по УД/МДК должны обеспечивать поэтапную (текущий контроль) и интегральную (промежуточная аттестация) оценку умений и знаний студентов, приобретаемых при обучении по УД или МДК, направленных на формирование компетенций.

ФОС по УД/МДК должны отвечать основным  требованиям  оценивания:

- валидности  (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

- надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

- справедливости (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);

- своевременности (поддержание развивающей обратной связи);

-эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам);

- достаточного количества вариантов оценочных средств.

При формировании ФОС по УД/МДК должно быть обеспечено его соответствие:

- ФГОС СПО по соответствующей специальности/профессии (перечень контролируемых результатов – умений и знаний);

- учебному плану профессии/специальности (нагрузка, форма промежуточной аттестации);

- рабочей программе УД/ПМ (формы текущего контроля успеваемости);

- образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины (информационные, практико-ориентрованные и др.).

Формами текущего контроля по УД/МДК могут быть:

- контрольные работы;

- выполнение и защита лабораторных и практических работ;

- оценка качества выполнения самостоятельной работы студентов (доклад, сообщение, реферат, конспект, решение задач и др.);

- выполнение исследовательских, проектных и  творческих работ;

- курсовое проектирование;

- тестирование по отдельным темам и разделам МДК и УД;

- устный или письменный опрос на занятии;

- проведение круглого стола, деловой игры и др.

Формами промежуточной аттестации по УД/МДК могут быть  зачет, дифференцированный зачет, экзамен [3, с. 69].

По структуре ФОС по УД/МДК можно разделить на три блока:

А)Паспорт ФОС в котором описываются результаты оценивания, формы проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, основные принципы системы оценивания ФОС.

Б)Задания и спецификации (пояснения) к ним для текущего контроля успеваемости (контрольные работы, тесты и задачи по отдельным темам курса т.д.)

В)Задания и спецификация (пояснения) к ним для промежуточного контроля  (для З/ДЗ/Э).

ФОС по УД/МДК оформляется в макете, утвержденном локальным актом.

 

Список использованных источников:

  1. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности.
  2. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры.  // Вопросы образования. 2016. - № 2. - С.161-185.
  3. Давыдов JI. Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. 2017. - № 9. - С. 67-70.

 

Оригинал работы:

Формирование фондов оценочных средств по профессиональным модулям и учебным дисциплинам в рамках актуализированных ФГОС СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*