Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О преподавании курса ботаники в ГАУ АО ПОО Амурском медицинском колледже на специальности «Фармация»

11.01.2019 566 944
Баташова Наталья Анатольевна
Баташова Наталья Анатольевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Одной из приоритетных задач, стоящих перед СПО, является повышение качества обучения будущих специалистов. Для этого необходимы новые методические подходы, обеспечивающие, наряду с интенсификацией учебного процесса, пути, педагогические приёмы и новации, которые смогли бы обеспечить комфортное и успешное усвоение знаний студентами.

Не секрет, что позитивная мотивация у студентов формируется, прежде всего, личностью педагога, его высоким профессионализмом, ровным отношением к студентам и умением найти с ними общий язык без «заигрывания», доброжелательной требовательностью и объективностью, умением  сосредоточится на самых трудных для усвоения вопросах конкретной темы, раздела и дисциплины в целом.

При этом очень важно заострять внимание студентов не только на теоретической значимости дисциплины, её роли в формировании начал интеллигентности и расширении научного кругозора личности, но и в чисто прикладном аспекте для работы будущего специалиста.

Стартовой профессионально ориентированной учебной дисциплиной на отделении Фармации, в соответствии с ФГОС СПО является ботаника, которая изучается студентами I курса в течение одного семестра.

Её преподавание в медицинском колледже  по сравнению с биологическими факультетами классических университетов, имеет ряд специфических особенностей. Наряду с преподаванием базовых элементов ботаники, преподавание дисциплины будущим фармацевтам требует формирования медицинской ментальности. Вместе с тем, студенты фармацевтической специальности из-за отсутствия во ФГОС СПО такой «пропедевтической» дисциплины как «Введение в специальность» очень слабо ориентируются в обычной медицинской лексике и терминологии. 

При попытке охарактеризовать медицинское значение того или иного лекарственного растения первокурсники часто используют недопустимые для фармацевта современного уровня и просто культурного человека обывательские выражения типа «от головы,  от живота, от спины, от ног».

Обучение студентов осуществляется по очной и заочной форме. Каждая форма обучения имеет свои особенности: разные учебные планы, рабочие программы.

Обучающиеся на очном отделении - это, как правило, выпускники средних школ, а «заочники» - это студенты, имеющие среднее специальное образование, а некоторые и высшее, в том числе и медицинское.

Однако все выпускники отделения получают диплом фармацевта единого образца.

В связи с этим требования к знанию растительного мира по результатам изучения ботаники, несмотря на разные формы обучения, едины.

Учебным планом для изучения ботаники при очном обучении  предусматривается 69 часов (4х часовые практические занятия - 20 учебных часов и 26 часов лекционных, 23 часа самостоятельной внеаудиторной работы), а на заочном отделении за весь учебный семестр - 24 часов аудиторных практических занятий и 16 часов лекций, внеаудиторная самостоятельная работа 29 часов. Таким образом, для студентов заочного обучения самостоятельная внеаудиторная работа является основной формой изучения дисциплины.

Несмотря на различие форм обучения, основной задачей при изучении ботаники является необходимость формирования у всех обучающихся знаний морфологических и физиологических признаков отдельных видов растений, их положение в систематических группах растительных сообществ.

В лабораторных условиях студенты осваивают методы микроскопического и визуального исследования растительных образцов, работают с определителями и атласами растений.

Все студенты обеспечиваются необходимой учебной и методической литературой, методическими разработками к каждому занятию. Лекционный материал предваряет практические занятия.

Алгоритм практического занятия  заложен в методической разработке для студентов, которая служит одновременно протоколом выполнения заданий по практическим занятиям и дополнительным информативным учебно-методическим пособием, дополняя и конкретизируя тем самым учебник.

В ней к каждому практическому занятию наряду с латинской терминологией, разработкой конкретных практических умений и навыков, обеспечивающих углубленное изучение основ предмета, тестовыми заданиями для самоконтроля, освещается учебный материал, связанный с медицинским значением конкретных лекарственных растений, их воздействием на организм и  использованием в фармацевтической практике.

Перечень основной и дополнительной литературы, приведенной в методической разработке к занятию, способствует привитию навыков самостоятельной творческой работы с учебной литературой.

Углубить, закрепить знания, полученные на практических занятиях и лекционном курсе, их систематизировать помогают олимпиады по дисциплине. Целью олимпиады является стимулирование познавательного интереса студентов к углублению знаний, развитие навыков умственного труда и логического мышления. При этом происходит
актуализация полученных теоретических знаний, выработка умения применять их при выполнении соответствующих заданий. Нельзя не отметить развитие творческой составляющей личности студента, его эрудиции, что позволяет получить в дальнейшем отличные и хорошие оценки на практических занятиях по ботанике у большинства обучающихся.

Для оценки уровня усвоения знаний студентами текущий контроль обычно проводится в традиционной форме беседы со студентами. Периодический и итоговый завершающий контроль проводится  в виде тестирования, показавший его высокую эффективность: 80% студентов сдает дифференцированный зачет (с оценкой) «с первой попытки».

Известно, что «теория без практики мертва».

К большому сожалению, в последние годы из нашего учебного плана ушла учебно-полевая практика по ботанике. Именно в этот период студенты имели возможность в реальных условиях освоить технологии сбора, сушки и гербаризации растений, взятых в различных регионах Амурской области, а также на территории города Благовещенска либо его окрестностей.

Студенты заочного отделения, используя атласы растений, учебные пособия рекомендации преподавателя, самостоятельно готовили гербарии, заготавливали лекарственное растительное сырье. Все эти материалы в дальнейшем использовали как методический материал для проведения занятий по Фармакогнозии, Технологии изготовления лекарственных форм, Контролю качества лекарственного растительного сырья.

Изучение ботаники на этапах теоретического и практического обучения студентов специальности Фармация уже на первом курсе способствует формированию необходимых профессиональных знаний и навыков у будущих фармацевтов. На мой взгляд, учебно-полевая практика должна вернуться в базовый курс подготовки фармацевтов.

Таким образом, все выше изложенное помогает оптимизировать изучение и преподавание дисциплины, способствует формированию интереса к познавательной, творческой, практической деятельности, повышает учебную мотивацию, дает возможность само реализоваться студенту, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии.

Так же изучение ботаники вооружает специалистов – фармацевтов мировоззрением бережного отношения к растительному миру нашей планеты, что в настоящее время является чрезвычайно актуальным для человека, как на региональном, так и глобальном уровнях.

 

Список литературы

 

1. Бокий Г.В. Роль дисциплины ботаники в формировании профессиональных компетенций у студентов-провизоров // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: межд. конф. (Ростов-на-Дону, 16 декабря 2014). Ростов-на-Дону, 2014. С. 38-42.

2. Бокий Г.В. Основные тенденции в обучении фармацевтической ботанике как средства повышения и совершенствования качества подготовки провизора // Материалы XIV Российской научнопрактической конференции с международным участием «Обмен веществ при адаптации и повреждении (Дни молекулярной медицины на Дону)» (Ростов-на-Дону, 15-16 мая 2015). Ростов-наДону, 2015. С. 177-179.

3. Бокий Г.В. Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики по ботанике // Достижения науки и образования, 2016. № 6 (7). С. 64-66.

4. Касимовская Н.А., Несвижский Ю.В. Основные формы и методы активного обучения: методические материалы для преподавателей. М.: Изд-во Первого МГМУ, 2014. 28 с.

5. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена приказом Минпромторга России от 23.11.09 № 956.).  М., 2009.  70 с.

6. https://classinform.ru/fgos/33.02.01-farmatciia.html

 

Оригинал работы:

О преподавании курса ботаники в ГАУ АО ПОО Амурском медицинском колледже на специальности «Фармация»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*