Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование методов активного обучения студентов в профессиональной подготовке будущих специалистов

09.01.2019 1255 2480
Николаева Ольга Владимировна
Николаева Ольга Владимировна, преподаватель

Волгоградский колледж управления и новых технологий

Подходы к реформированию среднего профессионального образования определены основными направлениями развития профессионального образования. Одним из главных направлений реформирования системы среднего профессионального образования является «обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация на удовлетворение запросов и образовательных потребностей личности и реализацию права личности на получение соответствующего уровня профессионального образования и квалификации». Среднее профессионального образование развивается как важное звено в системе непрерывного образования. В тоже время, образовательная политика в обществе требует конкурентоспособных специалистов, обладающих природной мобильностью, готовностью к непрерывному самообразованию. Выпускнику необходимы природная культура, целеустремлённость, богатые знания в избранной деятельности. В условиях конкурентной борьбы высоко ценятся компетентные специалисты, способные постоянно совершенствовать свои знания, быстро и адекватно реагировать на изменение условий профессиональной деятельности.

Познавательная активность является формой самоорганизации и самореализации студентов, результатом усилий преподавателя в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней. В связи с этим становится очевидным, что формированию профессионально-познавательной активности студентов, способствует применение преподавателями в учебном процессе методов активного обучения.

Активное обучение реализуется через систему активных методов обучения. Активные методы обучения — это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Активные методы производственного обучения — методы, требующие активной мыслительной продуктивной деятельности уча­щихся, проявляющейся в способности корректировать собственные действия, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, в планировании своего труда, анализе и пред­отвращении ошибок, в производственной смекалке.

Активные методы обучения, являющиеся одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки специалистов на основе принципов проблемности и моделирования профессиональной деятельности, имеют характерные особенности, отличающие их от традиционного обучения. Во-первых, активные методы обучения активизируют мышление обучаемых. Во-вторых, активность обучаемого методами активного обучения длительная и устойчивая. В-третьих, активные методы обучения обслуживают самостоятельное принятие студентами творческих по своему содержанию эмоционально окрашенных и мотивационно оправданных действий и решений. В-четвертых, какой бы из активных методов обучения ни применялся, процесс обучения в этих случаях имеет коллективную основу (взаимодействие с преподавателем и с другими студентами) и строится по определённому алгоритму. В-пятых, активные методы обучения представляют собой интенсивные методы, повышающие результативность обучения не за счёт увеличения объёма перерабатываемой информации, а благодаря глубине и скорости её переработки [1].

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися.[2]

Проблемное обучение - это форма организации умственного процесса при приобретении знаний путём решения проблем. От других видов обучения проблемное обучение отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся (студентов).

Важным этапом является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для обучающихся.

Преимущество проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Интерактивное обучение - обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивные методы обучения часто применяются для проведения лабораторных занятий и занятий учебной практики по профессиональным модулям. Центральное место занимают не отдельные студенты, а группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга.

При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется когда, люди коллективно ищут истину. Используются такие методы как:

а) дискуссионные (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры; контригра;

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства) [3].

Не имитационные активные методы обучения включают в себя проблемную лекцию, проблемно-активно-практическое или лабораторное занятие, активно проводимый семинар, самостоятельное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику на рабочем месте, олимпиады, студенческие научные конференции и т. д. [3].

Имитационные активные методы обучения могут быть неигровыми и игровыми. К неигровым имитационным активным методам обучения относятся метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения на нахождение студентами известного преподавателю решения, тренинг.

Сущность указанных методов заключается в моделировании реальных объектов и ситуаций без наличия свободной игры, переменных величин и исполнения ролевых функций.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой:

ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала;

ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы;

ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить её;

ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

Возникает задача развития у студентов способности к коллективным действиям [1]. Одной из точек соприкосновения между теоретическими и практическими знаниями студента является выполнение самостоятельных работ в виде разработанных творческих проектов по дисциплинам общетехнического профиля и специальным дисциплинам.

Работа над творческими проектами способствует реализации творческой активности студентов, учит соединять теорию и практику для решения конкретных задач, приобретать и развивать универсальную способность человека – потребности в самообразовании. Современному выпускнику необходимы не только прочные знания, но и применение их для решения технических задач. В самостоятельной работе студенты могут реализовать свои творческие способности через выполнение проектно-исследовательских работ. Одно из традиционных направлений проектной деятельности студентов является исследование и изучение современных достижений техники и их влияние на здоровье человека.

Способность к коллективным действиям в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах учащихся к самой задаче и её решению. На втором - путём организации групповой работы над конкретной ситуацией у студентов формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п.

Реализация этих принципов осуществляется в выполнении самостоятельной работы студентов в виде докладов, сообщений, творческих проектов на внеурочных занятиях кружка при кабинете Технические измерения.

Уверена, что начало успеха любой деятельности - это правильный выбор темы, которая должна соответствовать интересам студента, а также давать необходимую «пищу для ума». Началом любой деятельности является интерес, вызвать его можно лишь в том случае, если тема проекта вызывает личную заинтересованность студента и находит реальное применение в учебном процессе.

Традиционно реализация проектов проходит на научно-практических конференциях, которые проводятся ежегодно в конкурсах, которые проводятся на неделе «Специалиста» и в «День машиностроителя России».

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала;

4) формировать познавательную активность будущих специалистов.

Формированию профессионально-познавательной активности студентов способствуют активные методы обучения - способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только педагог, но активны и студенты, которые готовятся стать будущими специалистами.

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Балаев, А. А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. - М.: Академия, 2010.- 94с.

2. Казначеева, С. Н. Студенческий возраст и организация познавательной деятельности [Текст] / С.Н. Казначеева // Психология обучения. - 2007. - № 5. - С. 96-97

3. Смирнов, С. С. Психологические факторы успешной учебы в вузе. - М., 2010. [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (24.04.10)Академия, 2011.

4. Ярославова, Е. Н. Факторы формирования познавательно-профессиональной активности студентов. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-faktory-formirovaniy

 

Оригинал работы:

Использование методов активного обучения студентов в профессиональной подготовке будущих специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*