Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение ФГОС СПО по топ-50: Проектирование образовательного процесса в рамках учебной дисциплины «Техническая механика»

09.01.2019 648 1244
Трегубова Ольга Павловна, преподаватель

Краевой политехнический колледж

Целью данных работы является внедрение ФГОС СПО по ТОП-50: проектирование образовательного процесса в рамках учебной дисциплины «Техническая механика» через проектирование учебно-методического комплекта (УМК) и контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Учебная дисциплина «Техническая механика» входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) входящей в состав укрупненной группы специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.

В результате проведения анализа требований к результатам освоения образовательной программы по ФГОС среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 года и ФГОС среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2017 года выявлены различия в требованиях к результатам подготовки специалистов среднего звена, которые представлены в таблице 1.

В таблице 1 можно наблюдать существенные различия в номенклатуре и ориентации общих компетенций, что связано с учетом требований профессиональных и международных стандартов. Однако, требования к результатам освоения образовательной программы в рамках профессиональных компетенций не изменились. В тоже время во ФГОС по ТОП-50 в приложении 2 намного шире представлен перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) таблица 2. А также в приложении 1 перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательных программ среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) таблица 3, чего нет во ФГОС по данной специальности.

При сравнении двух ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) выявилось, что требования к знаниям и умениям во ФГОС представлены в структуре программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки (таблица 3, ФГОС) разбиты по циклам, дисциплинам и МДК. В тоже время как во ФГОС по ТОП-50 присутствуют как требования к знаниям, умениям, так и требования к практическому опыту и представлены они в минимальных требованиях к результатам освоения видов деятельности образовательной программы СПО по данной специальности.

Структурированность и конкретизация требований по учебной дисциплине с одной стороны дает четкое представления о целях и задачах реализации образовательной программы, а с другой стороны устанавливает жесткие рамки и не позволяет ОПОП быть гибкой, мобильной и быстро перестраиваться под современные требования рынка рабочих мест и запросы работодателей. Такую мобильность дает новый ФГОС по ТОП-50, в котором представлена структура ОПОП, но предъявляются сквозные требования профессиональных и международных стандартов, тем самым расширяя возможности образовательно организации в реализации регионального компонента.

Актуализацию рабочей программы учебной дисциплины «Техническая механика» с учетом требований ФГОС по ТОП-50 и профессионального стандарта 16.090 «Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования» необходимо проводить через ожидаемые результаты. Результаты отражены в ПС в виде практических навыков и во ФГОС в основных видов деятельности, которые отрабатываются на практических занятиях и лабораторных работах.

Рассмотрим на примере:

Раздел «Детали машин» тема «Общие сведения о передачах» учебной дисциплины «Техническая механика» согласно примерной программы ФГОС подразумевала проведение практической работы «Кинематический расчет привода» через освоение определенных знаний и умений (таблица 4) и стандарт ФГОС по ТОП-50 предполагает проведение данной работы через освоение знаний, умений и получение практического опыта (таблица 4). В этом плане кардинально менять данную практическую работу нет необходимости, однако, обращаясь к профессиональному стандарту 16.090 «Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования» (профессия, входящая в ТОП-50) в обобщенных трудовых функциях данных знаний, умений и практического опыта не требуется. Поэтому возникает необходимость составления спецификации новых результатов обучения и корректировки тематики разделов учебной дисциплины и отведенного учебного времени для их изучения.

Результатами, указанными в требованиях к структуре образовательной программы ФГОС по ТОП-50 устанавливаются требования к универсальным и профессиональным компетенциям. Универсальные компетенции имеют сквозной характер и дифференцируются по видам программ среднего профессионального образования. Универсальные компетенции соответствуют общим компетенциям действующих стандартов и обеспечивают формирование у обучающихся общесоциального и мировоззренческого уровня. Пересмотр их наименования и содержания связан с необходимостью выстраивания непрерывных траекторий в профессиональном образовании и приведение их в соответствие с международными практиками. В ФГОС по ТОП-50 среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) общие компетенции полностью совпадают с универсальными компетенциями. Поэтому в спецификации новых результатов обучения (таблица 5) они отмечены в виде соответствующего сокращения. В целом в таблице 5 указана спецификация новых результатов освоения учебной дисциплины «Техническая механика» в рамках раздела «Детали машин».

В результате проведения анализа требований к результатам освоения образовательной программы по ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), обобщённых трудовых функций профессиональных стандартов, выявлены ряд различий в требованиях к результатам подготовки специалистов среднего звена. Проведенный анализ выявил ряд «узких» мест в рабочей программе учебной дисциплины «Техническая механика» раздел «Детали машин», реализуемой по ФГОС-3. В данном конкретном случае наиболее оптимальным будет использовать механизм разработки программы на основе ФГОС. Данная методика анализа позволит актуализировать рабочую программу учебной дисциплины «Техническая механика» с учетом требований ФГОС по ТОП-50.

Наряду с программой разрабатывается учебно-методический комплекс, включающий основные требования к организации учебного процесса, контрольно-измерительные материалы.

Таблица 1 – Анализ требований ФГОС и ФГОС-50

ФГОС

ФГОС по ТОП-50

Формирование общих компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.

Организация простых работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования;

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;

ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов.

Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники;

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники;

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

Организация деятельности производственного подразделения

Организация деятельности производственного подразделения.

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения;

ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей;

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Таблица 2 – Перечень профессий рабочих, должностей служащих

ФГОС

ФГОС по ТОП-50

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

18590

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

 

 

Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов

 

19933

Электрослесарь строительный

 

18596

Слесарь-электромонтажник

 

19778

Электромеханик по лифтам

 

19861

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Таблица 3 – Перечень профессиональных стандартов в ФГОС по ТОП-50

Код профессионального стандарта

Наименование профессионального стандарта

20.006

Работник по эксплуатации грузоподъемных механизмов гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций

16.050

Электромеханик по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту эскалаторов и пассажирских конвейеров

16.019

Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов

16.090

Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования

40.177

Техник по обслуживанию роботизированного производства

40.121

Наладчик-ремонтник кузнечно-прессового оборудования

40.157

Наладчик холодно-штамповочного оборудования

40.150

Наладчик-ремонтник пневмо- и гидрооборудования металлорежущих станков

40.077

Слесарь-ремонтник промышленного оборудования

40.113

Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений

17.029

Работник по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию канатных дорог

16.003

Электромеханик по лифтам

Таблица 4 – Требования к освоению ОПОП

ФГОС

Основной вид деятельности

Практические навыки

Умения

Знания

-

-

Определять передаточное отношение; читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения

Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условное обозначение на схемах; кинематику механизмов, соединение деталей

машин, механические передачи, виды и устройство

передач;

ФГОС по ТОП-50

Основной вид деятельности

Практические навыки

Умения

Знания

Организация простых работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования

Выполнении работ по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования;

Определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем; эффективно использовать материалы и оборудование;

Классификацию и назначение электроприводов, физические процессы в электроприводах; выбор электродвигателей и схем управления;

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Внедрение ФГОС СПО по топ-50: Проектирование образовательного процесса в рамках учебной дисциплины «Техническая механика»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*