Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание как компонент содержания дисциплины «Музыкальная литература» для специальности «Теория музыки»

28.12.2018 349 623
Парфенова Людмила Викторовна
Парфенова Людмила Викторовна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего нашей страны. Решение этих задач становится всё более актуальным. Принята государственная программа по патриотическому воспитанию, которая предполагает системную и целенаправленную деятельность в образовании в этом направлении. Патриотическое воспитание считаю ключевым в образовании. Оно должно присутствовать во всех его сферах и, особенно, в содержании гуманитарных дисциплин. Дисциплина «Музыкальная литература» изучается на протяжении всего периода обучения в СПО и завершается защитой выпускной квалификационной работы (в дальнейшем ВКР). По новым федеральным государственным образовательным стандартам (в дальнейшем ФГОС) среднего профессионального образования (в дальнейшем СПО) поколения 3+ по специальности 53.02.07 Теория музыки в рамках государственной итоговой аттестации (в дальнейшем ГИА), особое внимание уделяется подготовке и защите ВКР – «Музыкальная литература». В представленной работе я попыталась разобраться в проблемах эффективного выбора актуальной тематики, содержания и планирования. Работа над ВКР начинается с первого курса обучения и выбор патриотической тематики позволит эффективно работать над формированием соответствующих качеств личности. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна преподавателям, работающим на отделении Теория музыки средних специальных учебных заведений.

Введение

ВКР занимает важное место в содержании образования. Она должна стать итогом эффективной работы над формированием следующих компетенций:

понимание сущности и социальной значимости будущей профессии и проявления интереса к ней;

организация собственной деятельности, определение методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества;

принятие решения в нестандартных ситуациях;

осуществление поиска, сбора, обработки, анализа и оценки информации;

использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;

музыкально-просветительская деятельность;

использование умения и знания профессиональных учебных дисциплин;

использование навыков в работе с музыкальными и литературными текстами, профессиональной и другой литературой;

выполнение теоретического анализа музыкального произведения;

эффективное общение с коллегами;

использование корректорских и редакторских навыков в работе с литературными текстами.

Залогом будущей эффективной работы над ВКР и убедительным её итогом является выбор тематики. Обязательным требованием стандарта является соответствие её содержанию одного или нескольких профессиональных модулей (в дальнейшем ПМ). Для эффективной реализации этого требования считаю необходимым, чтобы тематика ВКР предоставляла следующие возможности:

патриотического воспитания как важнейшего качества личности, актуальность которого всё более возрастает.

раскрыть разные аспекты профессии, чтобы на протяжении обучения студент мог получить практический опыт и, возможно, даже наметить область, объекты и виды будущей профессиональной деятельности;

работать на стыке разных общепрофессиональных дисциплин (музыкальная литература, анализ музыкальных произведений) и профессиональных модулей (основы музыкально просветительской и творческой деятельности; основы журналисткой деятельности в области музыкального искусства);

Необходимо учитывать при этом:

уровень профессиональной подготовленности студента;

индивидуальные особенности интеллекта, возможностей и личности студента;

интенсивность профессионального роста, чему способствует участие в разных профессиональных конкурсах. Состязательность стимулирует интерес к работе студента и повышает интенсивность его профессионального развития. Широкие аспекты содержания работы открывают перспективы соответствовать тематике разных конкурсов и дают возможность принять участие в них.

Аналитическая часть

Для формирования выше изложенных компетенций удобной и выигрышной считаю тематику, связанную с жизнью и творчеством композиторов-земляков и их местом в культурной жизни региона.

Предыдущий опыт работы над дипломом показал, что подготовку к ВКР желательно осуществлять в несколько этапов на протяжении всего периода обучения и планировать по курсам.

Обучение на первом курсе считаю подготовительным этапом к началу работы над ВКР. Ставлю следующие задачи:

оценить способности, уровень подготовленности, индивидуальные склонности и качества личности студента, а также проблемы, которые будут решаться в процессе обучения;

научить студента работать с разными источниками информации: осуществлять её поиск, анализ, давать критическую оценку и уметь встроить в раскрываемую тематику.

наметить будущую тематику ВКР, чтобы на каникулах предложить студенту изучить имеющуюся литературу по данному вопросу.

Для обучения работе с разными источниками информации проводится в конце второго семестра индивидуальный урок зачетного типа, который помогает решать сразу несколько задач. Проблематика его не обязательно должна координироваться с будущей ВКР, но и может быть выбрана исходя из учебных задач, решаемых по дисциплине музыкальная литература на первом курсе. (см. Приложение А)

На втором курсе студент пишет курсовую работу по дисциплине музыкальная литература, воспринимаемую как начало работы над дипломом (ВКР) и как непосредственное вхождение в тему. Тематика курсовой работы может соответствовать теме диплома (ВКР), или одной из глав будущей выпускной работы.

На данном этапе ставится задача изучить имеющийся в регионе материал по предложному вопросу и, опираясь на навыки работы с разными источниками, полученными на первом курсе, пытаться логично выстроить его, подчиняя определённому ракурсу раскрытия темы. Это могут быть монографии, статьи в сборниках и периодических изданиях… Информация порой собирается буквально по крупицам. Проблемой для студента будет работа с большим количеством разнообразных источников, а также сам их поиск. Задача преподавателя - научить ориентироваться в них, выбирать направления, а также ценить мельчайшие детали и собирать в единое целое.

На третьем курсе студент пишет курсовую работу по анализу музыкальных произведений.

Её тематика также координируется с ВКР. Это позволит сосредоточиться на одном из аспектов творчества композитора и подготовить материал для одной из глав. Логичен ракурс творчества композитора, связывающий его с регионом.

На четвёртом курсе формируется глава, подводящая итог ещё одной важной работе, которая началась еще на первом курсе. Жизнь и творчество композитора - земляка обычно в центре внимания большого количества публичных мероприятий региона. Как можно раньше необходимо заинтересовать студента культурной жизнью региона, научить следить за событиями и, по возможности, принимать участие в них. Студент посещает концерты, фестивали, конференции, выставки, музеи, общается с краеведами…. Если на младших курсах будущий выпускник просто описывает события культурной жизни, то на старших пишет рецензии. Приобретается практический опыт разработки информационных материалов о событиях и фактах в области культуры, корреспондентских материалов разных жанров. Студент учится готовить информационные материалы по текущим событиям музыкальной жизни, осуществлять сбор информации об актуальных событиях культуры. По итогам обучения он должен знать общие сведения о современных формах музыкальной журналистики.

Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления.

Создаваемое учебно-методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры учащихся. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:

самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;

извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);

переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

отделять основную информацию от второстепенной;

критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;

передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;

создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

Дипломная работа может содержать приложения, которые могут быть положены в основу, например, экскурсии по местам, связанным с пребыванием композитора в регионе. Материал их также собирается на протяжении всего периода обучения. Студент приобретает опыт музыкально-просветительской работы, учится формировать лекционные программы с учётом восприятия слушателей различных возрастных групп и узнаёт особенности лекторской работы с различного типа аудиторией.

Практическая часть

Новгородская область гордится двумя композиторами, рожденными на её земле. Именно они во многом определяют развитие культуры в нашем регионе. Речь идёт о С. В. Рахманинове и А. С. Аренском. Мне показалось удачным в качестве тематики дипломных работ сосредоточиться именно на них, распределив между двумя однокурсницами. Одна тема называлась «Сергей Рахманинов и Новгородская земля «И у меня был край родной…», другая - «Новгород – родина Антония Степановича Аренского». Так сложилось, что оказалось много параллелей в судьбах С. В. Рахманинова и А. С. Аренского, близки творческие индивидуальности и, наконец, их соединяла дружба. Творческую близость земляков почувствовали и их современники. Я понимала, что возникнут перекрёстные связи между двумя работами и однокурсницы смогут, в том числе, учиться работать эффективно в коллективе и общаться как коллеги.

Тема первого диплома особенно близка для нашего региона. Новгород, безусловно, сыграл важную роль в судьбе Сергея Васильевича. Среди его произведений нет ни одного написанного на Новгородской земле, но связи с её природой и бытом неразрывны. Малая родина, где прошли детство и юность, сформировала личность и приоритеты в искусстве, дала толчок становлению его как художника. На Новгородской земле началось формирование музыкальных идиом, которые питали его творчество: народная песня, колокольные звоны, интонации духовных песнопений, органичная связь с музыкой быта.

О Рахманинове написано немало, но именно о новгородском периоде его жизни известно меньше всего, он наименее изучен, сохраняется много «белых пятен». Документальных данных о пребывании С. Рахманинова в Новгородской губернии долгое время не было выявлено вообще. Архивных документов о жителях Онега и его окрестностей за 1870-е годы не сохранилось. В мемуарной литературе именно онежский период детства композитора представлен крайне бедно.

Структура работы также отражала актуальную проблематику последнего времени в плане восстановления памяти на малой родине о великом земляке, повышения значимости региона в культуре России, а также последних тенденций в музыковедении. В дипломе присутствовал хроникальный обзор с разработкой информационных материалов о событиях и фактах в области культуры, причём впервые они были объединены. Особое внимание уделялось самым важным мероприятиям последних десятилетий и рассказ о них выделялся в отдельную главу. В работе излагались положения полемики по актуальным вопросам новгородского рахманиноведения. Рассказ о людях, важных для Сергея Васильевича, а также о тех, кто сохранял память о нём на Новгородской земле, выделялся в отдельные главы, разделы и приложения.

В рахманиноведении за последние годы наметились новые направления и иные контексты рассмотрения актуальных, в том числе стилевых проблем, приводящие к пересмотру традиционных клише. Например, осмысление значительной роли духовной музыки как важнейшей стилевой составляющей композитора, которая, несомненно, была заложена в детстве.

Чтобы обобщить интонационный багаж новгородских впечатлений и разобраться в степени важности его для творчества Рахманинова, было решено в заключительной главе сконцентрироваться на мелодическом стиле Прелюдии D-dur, ор. 23 №4 . Выбор пьесы не случаен. У многих, кому повезло созерцать онежские пейзажи, именно эта фортепианная миниатюра непроизвольно возникала в памяти. Выводы из исследования подкреплялись точками зрения известных музыковедов.

В главе о мелодике Рахманинова привычное в рахманиноведении использование термина микротематизм относительно позднего периода творчества перенесено на более ранний период. Предположение об одном из жанровых истоков микротемы прелюдии D-dur, а именно интонациях духовных песнопений, высказанное на Всероссийском конкурсе в 2013 году, к радости автора диплома нашло подтверждение в материалах Музыкальной академии за 2014 год. Известная прелюдия D-dur, привычно ассоциировавшаяся с определенным типом содержания, зазвучала в ином контексте и стала интересной темой для исследования. Пока, на уровне студентки ССУЗа, это, скорее всего, только постановка проблемы, но она может стать перспективной темой для дальнейшего исследования.

Материал каждой из глав оказался настолько концентрированным, что мог бы претендовать на самостоятельное исследование. Несмотря на разнообразие тематики четырёх глав и четырёх приложений они логично выстроены и прослеживается генеральная идея, изложенная во введении.

Особенно объемной и значимой частью работы стали приложения. Ссылки на их материал позволили глубже рассмотреть каждый аспект.

Уникальным стал материал приложения I «Рахманиновские места Новгородской области и В. Новгорода», в котором систематизированы сведения по географическим объектам, имеющим отношение к С. Рахманинову и его родственникам. Информация эксклюзивна даже для музыкантов и может быть использована, в том числе, как путеводитель или основа для экскурсии по рахманиновским местам. Сама идея экскурсии давно витает в воздухе и может стать брендом В. Новгорода - одного из туристических центров. Город нуждается в профессиональных кадрах, способных её реализовать.

В приложении II «Хранительница» рассказывается об удивительной женщине, стоявшей у истоков рахманиновского движения на Новгородской земле - Т.Ф.Самсоновой.

В приложении III «Полемика о месте рождения» воспроизводятся основные аргументы спора, не утихающего до сих пор. Удивительно, что даже такие, казалось, очевидные факты из жизни великого музыканта, вызывают вопросы.

Перед студенткой были поставлены сложные задачи на стыке нескольких музыкальных дисциплин (музыкальная литература, анализ музыкальных произведений), профессиональных модулей (основы музыкально просветительской и творческой деятельности; основы журналисткой деятельности в области музыкального искусства) и даже немузыкальных дисциплин (краеведение и география: студентка работала с картами новгородского региона начала и конца ХХ века). Решение их в комплексе позволило расширить возможные сферы проявления будущей профессиональной деятельности выпускницы.

Разработка темы диплома потребовала четырёх лет кропотливой, планомерной, в том числе не только кабинетной работы по сбору материала и его систематизации. Студентка изучала печатные источники (профессиональную, мемуарную и эпистолярную литературу, а также периодические издания СМИ), информацию Интернета. Она посещала важнейшие культурные мероприятия региона, в том числе в рамках "Года Рахманинова" на Новгородской земле, который удачно совпал с заключительным этапом работы над дипломом, а его события стали важным источником информации; общалась с людьми, компетентными в вопросах рахманиноведения. Выезжала на памятные места Новгородской области и по- новому знакомилась с родным городом в контексте темы дипломной работы. На начальных этапах направляющие действия преподавателя были просто необходимы. Я посещала со студенткой все культурные события, вместе писали отчеты; стимулировала её следить за периодическими изданиями СМИ. На заключительных этапах работы над дипломом я поняла, что внимательно следить за культурной жизнью региона стало профессиональной потребностью студентки, и она в дальнейшем сама проявляла инициативу.

На начальных этапах разработки тематики перед студенткой, соответственно уровню профессионального развития и индивидуальным особенностям, были поставлены достаточно скромные задачи. В дальнейшем (на третьем и четвёртом курсах), она приняла участие в двух Всероссийских конкурсах, что позволило расширить и углубить разработку темы, и в обоих случаях была удостоена звания Лауреата I премии.

В итоге тема диплома оказалась раскрыта разносторонне и явилась успешной попыткой собрать воедино разрозненные материалы и наметить ракурсы рассмотрения темы в будущем.

Темой второго диплома, как было выше сказано, стал А.С. Аренский. Отношение к творчеству нашего земляка А.С. Аренского в отечественном музыковедении достаточно сложное, тема мало разработана. Материалов по жизни и творчеству Аренского крайне мало. Имя композитора упоминается в основном в справочных изданиях, в учебниках и пособиях для изучения музыкальной литературы в училищах и ВУЗах. Обычно приводится краткая биографическая справка и обзорная характеристика творчества. Нет современной монографии о композиторе. Ноты в России достать практически невозможно, многие не переиздавались годами. Вокруг имени нашего земляка сложилась непростая ситуация, накопились большие проблемы. Молодой специалист неминуемо сталкивается с недостатком информации. Тем не менее, для него, планирующего свою деятельность в нашем регионе, именно эта тема особенно актуальна и востребована.

Чтобы взять в качестве дипломной работы эту интересную тематику нужно было, без лишнего ложного пафоса, обладать смелостью и любить свой край и его культуру. Поиск самого материала оказался самой сложной задачей.

На первом этапе была поставлена задача: найти имеющиеся источники и постараться их осмыслить.

Удачным оказалось совпадение начального периода работы на первом курсе с "Годом Аренского" на Новгородской земле. Студентка окунулась в его культурные события и они, в свою очередь стимулировали интерес к важнейшим мероприятиям, связанным с именем композитора и за рамками "Года Аренского". В течение дальнейшего периода работы над дипломом студентка скрупулёзно осуществляла сбор информации - следила за культурными явлениями региона, посещала все мероприятия, разрабатывая материалы. Параллельно, благодаря печатным источникам СМИ, она знакомилась с важнейшими мероприятиями предыдущего периода. Возникла идея проследить и обобщить все крупнейшие события по сохранению памяти о земляке в Великом Новгороде в хронологическом следовании не только последних лет, но и предыдущих десятилетий, а также события последнего времени. Так сформировалась вторая глава, материал которой собран буквально по крупицам.

На втором курсе перед студенткой была поставлена задача, систематизировать имеющийся материал о периоде жизни Аренского в Новгороде, разрозненный по разным источникам. Она была решена в форме курсовой работы. Собранный материал в будущем составит основу третьей главы и будет дополнен приложением, в котором рассказывается о сохранившихся в Великом Новгороде объектах, связанных с А. Аренским и его семьёй.

На четвёртом курсе возникла идея заключительной главы. В афишах, тематике конференций и выставок, презентациях, которые посещала студентка, с именем Аренского почти всегда соседствовало имя Рахманинова. Стало понятно, что без изучения этих параллелей в разных ракурсах общая картина будет недостаточно полной. По сути, итог большой работы стал акцентом, подчеркнувшим уникальность нашего города на культурной карте России.

Заключение

По признанию студентки, писавшей диплом на тему «Сергей Рахманинов и Новгородская земля «И у меня был край родной…», наиболее интересной и соответствующей её индивидуальности показалась глава, работа над которой помогла формированию компетенций журналиста. Именно это направление она выбрала для дальнейшего профессионального роста и поступила в ВУЗ по профилю «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ».

Деятельность второй выпускницы в настоящее время связана с педагогикой. Она работает в новгородском регионе. По её признанию работа над дипломом не только стала открытием для неё творчества Аренского, но и началом глубокого детального знакомства с городом в музыкальном контексте, в котором она училась (студентка приехала из другого района области). В своей профессиональной деятельности она поставила задачу включить в традиционные учебные программы ДМШ Новгородской области знакомство с творчеством Аренского. Ныне в педагогической работе она уделяет достойное внимание композитору – земляку и вносит свой скромный вклад в сохранение памяти о нём. Дипломная работа помогла ей собрать и систематизировать имеющийся материал по Аренскому, необходимый профессиональной деятельности.

 

Оригинал работы:

Патриотическое воспитание как компонент содержания дисциплины «Музыкальная литература» для специальности «Теория музыки»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*