Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация. В статье рассматривается проблемы оценки качества социального обслуживания населения в сельской местности Ставропольского края. Раскрыты основные детерминанты организации социального обслуживания населения, выделены основные виды предоставляемых социальных услуг в сельском муниципальном образовании. Представлены результаты экспертной диагностики качества социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в отделении социального обслуживания на дому сельского поселения.
Ключевые слова: социальное обслуживание населения, социальная защита населения, социальные услуги, потребители социальных услуг, пожилые граждане, инвалиды, качество социальных услуг.
Социально-политические изменения в России обнажили незащищенность человека в экономической, социальной и политической сферах, привели к ухудшению условий жизнедеятельности граждан. Необходимость поддержания социальной стабильности предопределила актуальность обеспечения эффективной, качественной социальной поддержки нуждающихся членов общества, формирования и совершенствования системы социальной защиты населения.
Под социальной защитой населения сегодня понимают систему мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Система социальной защиты должна выступать гарантом организационной и консультативной поддержки малообеспеченного населения со стороны специалистов соответствующего профиля [1].
Система государственного призрения, ориентированная на оказание социальной помощи и поддержки нуждающихся слоев населения, получила целостное оформление и развитие в эпоху императорской России (конец XIX – начало XX вв.), в дальнейшем переросла в систему социального обеспечения [2]. К концу XX века система социального обеспечения, включающая региональные системы социального обслуживания, была реорганизована в систему социальной защиты населения, а социальные услуги выделены в самостоятельное направление [4]. В указанный период был определен категориальный аппарат, используемый при организации различных видов социальной защиты населения. В частности определено, что социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений [2]. Кроме того, социальное обслуживание населения представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. А социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т.ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. К сегодняшнему дню понятие «социальная услуга» становится ключевым в модернизации всей системы социальной защиты населения Российской Федерации. На первый план выдвигается проблема обеспечения качественной помощи нуждающимся гражданам, при понимании существенных различий в оценке качества социальной услуги её потребителем (нуждающимся социальным субъектом), заказчиком (государством, обществом), поставщиком (государственным, унитарным или муниципальным учреждением, общественной организацией, индивидуальным предпринимателем) [6]. В указанном контексте оказывается актуализированным выявление особенностей организации социальной поддержки наиболее пораженных в правах граждан: одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, определение детерминант качественной социальной услуги с их точки зрения.
Российские исследователи и практические работники сферы социального обслуживания неоднократно обращались к проблеме определения эффективности социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. Например, В.Г. Бочарова концентрировала свое внимание на изучении проблем эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов [3]. В.Р. Пациорковский основное внимание уделял социальной работе в системе социального обслуживания [5].
В Ставропольском крае система социального обслуживания пожилых людей и инвалидов представлена государственными центрами социального обслуживания (стационарными и нестационарными), включающие в качестве подразделений отделения срочного социального обслуживания и отделения социального обслуживания на дому.
Наиболее распространенной формой получения социальных услуг пожилыми людьми и инвалидами является надомное социальное обслуживание, организуемое ЦСОН соответствующего муниципального образования. К 2014 году отделения социального обслуживания на дому организованы во всех муниципальных образованиях края и городах краевого значения. Лучшие из них действуют в государственных учреждениях социального обслуживания Александровского, Красногвардейского, Кочубеевского, Предгорного, Петровского, Грачевского, Изобильненского, Шпаковского районов.
Комплексный центр социального обслуживания населения Шпаковского района (г. Михайловск) обеспечивает: социальное обслуживание на дому (с организацией социально-медицинского обслуживания); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; организацию стационарного социального обслуживания в соответствующих (стационарных) учреждениях социального обслуживания; срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь.
В соответствии с законодательством РФ КЦСОН Шпаковского района предоставляет клиентам социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, социально-реабилитационные, социально-экономические и срочные социальные услуги, нацеленные на решение срочных и перманентных социально-значимых проблем клиентов – потребителей соответствующих услуг. Предполагается, что развитие социального обслуживания зависит от качества предоставления социальных услуг специалистами и социальными работниками КЦСОН, и в частности, от качества социальных услуг, предоставляемых потребителю каждым отделением социального обслуживания, расположенным в отдаленных сельских поселениях.
Одной из неясных в организации работы районного КЦСОН оказалась ситуация в Цимлянском отделении, где направления деятельности соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и профессионального стандарта, однако есть отказы клиентов от обслуживания при сохранении востребованности социальной помощи. Указанное положение потребовало организации социологического исследования по определению детерминант качества социальных услуг, предоставляемых отделением п. Цимлянского, в оценках потребителей.
Экспертами стали клиенты отделения социального обслуживания населения (4 женщины и 1 мужчина, все старше 58 лет). Все респонденты стояли в очереди на социальное обслуживание, ими востребованы как социальное обслуживание, так и постоянный уход.
Респонденты пользуются как социальным обслуживанием на дому, так и полустационарным социальным обслуживанием (дневное пребывание в отделении). Востребована и срочная социальная помощь. Следует отметить, что потребности пожилых людей и инвалидов разнообразны, хотя большая часть касается состояния здоровья.
Эксперты отметили, что наибольшую потребность испытывают в социально-медицинском обслуживании и обеспечении лекарствами. Низкий уровень организации медицинского обслуживания предопределен отсутствием в поселке не только каких-либо учреждений здравоохранения, включая ФАП или аптеку, но и квалифицированных врачей или специалистов среднего звена (фельдшеров или медицинских сестер). Социально-медицинское обслуживание предоставляется только в виде скорой / неотложной медицинской помощи с госпитализацией в Шпаковском районном отделении больницы.
Респонденты отметили, что социально-психологические услуги в отделении социального обслуживания населения п. Цимлянского не предоставляются и необходимо обращение в Центр социального обслуживания населения г. Михайловска. Указанная ситуация ухудшает материальное положение клиентов, поскольку требует материальных (транспортных) затрат, много времени и усилий. Эксперты отметили, что отделением социального обслуживания не предоставляются досуговые услуги (проведение концертов, кружков, организация межличностного общения и др.), хотя эти услуги могут значительно повысить не только благоприятное самочувствие клиентов, изменить их социально-психологическое состояние, не требуют больших затрат.
Качество социального обслуживания зависит не только от профессиональных и личных качеств специалистов, но и от отношения клиентов к учреждению социального обслуживания. В отделении социального обслуживания населения п. Цимлянский, по мнению клиентов, высокий уровень компетентности специалистов социальной работы. Респонденты отметили своё уважительное отношение к своему социальному работнику, которого охарактеризовали как доброжелательного, ответственного, уважительного, позитивного и внимательного. В тоже время респонденты отметили, что качество предоставляемых социальных услуг оставляет желать лучшего, нужно расширять и улучшать номенклатуру услуг. Востребованы не только социально-медицинские, досуговые, но и социально-правовые, социально-трудовые услуги. Нужны и консультативные услуги по вопросам наследования, восстановления связей с близкими и пр.
Для уточнения особенностей ситуации было организовано дополнительное исследование в форме углубленного интервью с социальным работником отделения. Анализ результатов показал, что важнейшими проблемам при обслуживании пожилых людей и инвалидов специалист считает:
недостаточность знаний основных методов и приемов при оказании социальных услуг потребителям;
недостаточная выдержка и самообладание при социальном обслуживании;
негативное отношение некоторых клиентов к социальному работнику из- за личной неприязни и недоверия;
незнание технологий социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами;
отсутствие психологической готовности специалистов при оказании социального обслуживания инвалидам и пожилым людям;
недостаток знания, умения и навыков у социальных работников;
некомпетентность менеджера социальной работы.
Таким образом, проведенное исследование выявило, что социальное обслуживание пожилых и инвалидов в отделении п. Цимлянского представлено сокращенной номенклатурой социальных услуг, предлагаемых одиноко проживающим пожилым людям и инвалидам и полностью не удовлетворяет клиентов социального учреждения (удовлетворенность равна нулю).
Учреждение социального обслуживания предоставляет услуги, пользующиеся спросом у большей части населения (типовые), но не готово предоставлять адресные услуги. Отсутствие необходимого количества качественных социальных услуг для пожилых и инвалидов в отделении СОН говорит о плохой организации социального обслуживания.
Для повышения качества социального обслуживания необходимо: повышение профессиональной квалификации руководителя; направление на обучение и повышение квалификации специалистов социальной работы. Требуется организация использования и предоставления клиентам специализированного оборудования, средств и материалов в отделении социального обслуживания населения.
Востребовано создание психолого-педагогической службы, организация стационара (ночного пребывания) в отделении. Актуально расширение культурно-досуговой деятельности, учитывающей как потребности клиентов в общении и социальном признании, так и возможности здоровья.
В завершение необходимо отметить, что полученные результаты пилотного исследования должны служить ориентиром для выдвижения рабочих гипотез при организации полноценного социологического исследования, связанного с комплексным определением качества социальных услуг, предоставляемых в муниципальном образовании. Такая комплексная оценка должна включать не только оценку потребителей, но и оценки качества заказчиками и поставщиками социальных услуг.
Список литературы:
Косинцева Ю.Ф. Мониторинг качества жизни населения как инновационная технология определения приоритетов в социальной работе // Теоретико-методологические основы инновационных технологий в социальной работе и образовании: коллективная монография/под ред. профессора Н.П. Клушиной. - Ставрополь: Альфа Принт, 2014.
2.История социальной работы: документы и практикумы: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Сост. М. Н. Коныгина и др.-М.: Дашков и К, 2011.
3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В.Г. Бочарова. – М.: Лидер, 1999.
Ильченко Е.В. Потребности людей с инвалидностью в социальном обслуживании // Теоретико-методологические основы инновационных технологий в социальной работе и образовании: коллективная монография/под ред. профессора Н.П. Клушиной. - Ставрополь: Альфа Принт, 2014.
Пациорковский В.В. Сельская Россия: проблемы и перспективы / В.В. Пациорковский // Социологические исследования. – 2007. – №1.
Федеральный закон от 28.12.2014 г. № 442- ФЗ “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.
Оригинал работы:
К вопросу определения качества социального обслуживания в условиях сельского поселения
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.