Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование культуры межличностного общения у студентов специальности Правоохранительная деятельность

26.12.2018 1091 2070
Соклакова Алина Юрьевна
Соклакова Алина Юрьевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры общения личности, является нравственная культура общения - уровень усвоения, применения и обогащения человеком моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.

Уровень нравственного общения - это высший уровень субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному.

Для человека с развитой нравственной культурой общения само общение выступает как духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и самости.

В межличностных отношениях нередко возникают проблемы, затрудняющие контакты, но не являющиеся конфликтами. Они, например, могут быть результатом не столько антагонистических стремлений, сколько индивидуальных различий : разных способов проведения времени; различий в жизненной активности и инициативности, темпераменте и интересах. Ведущую роль в разрешении таких проблем играет умение полностью осознать их характер и определить, насколько далеко могут завести индивидуальные различия и при каких условиях они станут угрозой взаимоотношениям.

В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные ( безличные ) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений.

Главным принципом нравственной культуры общения должна быть толерантность - комплексное качество личности, состоящее в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к другому в ходе общения, способности видеть в другом полноценную личность, способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта.

Толерантность рождает взаимное понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, психологической притирке характеров. Проявления доброжелательности, равнодушия или зловредности зависят от степени готовности личности следовать морали, обусловлены ее гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья. В нравственном общении выражается признание самоценной значимости человека, в нем как в зеркале отражается достигнутый уровень личностной культуры.

Говоря о культуре общения, мы подразумеваем овладение человеком культурой речи, эмоциональной культурой, умением преодолевать коммуникативные барьеры, овладение приёмами невербального общения.

Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщен­ного отражения действительности.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. По речи судят об уровне культуры личности и всего общества. Культура речи затрагивает не только процесс создания речи (говорение, письмо), но и ее восприятие (слушание, чтение).

Проводя воспитательную работу с молодёжью, а особенно со студентами СПО, большое внимание необходимо уделять культуре речи. Она включает в себя знание норм современного литературного языка, умение выстраивать диалог и монолог, умение высказываться аргументировано, правильно подбирать языковые средства. Особые усилия педагогов должны быть направлены на борьбу с употреблением ненормативной лексики.

С целью формирования культуры речи педагогам следует приобщать студентов к чтению художественной литературы и к искусству, грамотной речи, умению аргументировано высказывать свою точку зрения.

Не малое внимание стоить уделять и тональности, в которой произносится речь. Очень важно, каким тоном говорится простая фраза. Педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке.

Говоря о таком аспекте культуры общения, как умение слушать своего собеседника, мы подразумеваем прежде всего соблюдение партнёрами по общению определённого такта. Большую роль при этом играет вежливость, как основа такта.

Для того чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения.

При этом необходимо иметь в виду, что в теории коммуникации существуют два вида коммуникативного процесса: аксиальный, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям и ретиальный, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Поэтому, культура речи тесно связана с ораторским искусством, умением выступать на публике, интерес к которому возник еще в Древней Греции.

Определяем, что речевая культура личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации.

Эмоции - особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами (переживания радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха, гнева).

Эмоциональная культура общения личности характеризует адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

Невозможно говорить о наличии у человека высокого уровня культуры межличностного общения, если он не соблюдает этические, моральные и нравственные нормы поведения. Особое внимание уделяется внешнему виду человека, его аккуратности и опрятности. Как правило, мы не можем себе представить грязного, неряшливого человека культурным и образованным.

Культура поведения, степень ее усвоения проявляется в различных аспектах деятельности человека. Но особая роль в процессе формирования поведенческой культуры принадлежит общению: у личности вырабатываются ориентиры в окружающей действительности, прежде всего, в окружающих людях. В процессе общения происходит передача и восприятие социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека, воздействие на сознание и поведение людей. Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет особые требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Эти требования обусловлены и тенденциями современного социального развития, и проблемой гуманизации общения, когда актуализируются такие его аспекты, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимопомощь.

На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют рассматривать культуру общения как системное образование, выступающее неотъемлемым компонентом социальной и личностной культуры.

Библиографический список

1 Вопросы методики преподавания юридических дисциплин/С. А. Шоткинов, М. Тюменцева, А. Огнева, М. Базюк, О. Халтаева и др.// Сибирский юридический вестник. – 2004. - №1. – С. 59-63.

2Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направленийсовременных технологий обучения// Проблемы педагогики и психологии. – 2009. - № 1. – С. 148-157.

3 Борытко Н.М Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие / Н.М.Борытко. – М.: Академия,- 2006. – 286 с.

4 Кочетов А.И., Карабасов Ю.С., Соловьев В.П., Дубровина Л.А. Всеобщее управление на основе качества / А.И.Кочетов, Ю.С. арабасов, В.П.Соловьев, Л.А.Дубровина. -  Москва, 2003 г.- 145 с.

 

Оригинал работы:

Формирование культуры межличностного общения у студентов специальности Правоохранительная деятельность




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*