Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика

26.12.2018 3938 6165
Тихонова Ольга Святославовна
Тихонова Ольга Святославовна, преподаватель

Крамаренко Надежда Александровна
Крамаренко Надежда Александровна, преподаватель

Дубовский зооветеринарный колледж им. Героя Советского Союза А. А. Шарова

Дифференцированным называют такое обучение, для которого характерен учет  возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. 

Целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются:

  • обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
  • приспособление (адаптация) обучения к особенно­стям различных групп учащихся.

В ходе дифференцированного обучения применяются разнообразные методы, приемы, формы обучения и специальный дидактический материал, позволяющий осуществлять развитие обучающихся в соответствии с их возможностями.

Вариантом дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, при котором: 1.Преподаватель взаимодействует лишь с одним обучающимся; 2. один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебные пособия, компьютер и т. п.).

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенно­стям; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя корректировать деятельность обучающегося и преподавателя. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется ограниченно.

Дифференцированное обучение предполагает не только дифференциацию содержания. Но также и дифферен­циацию организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая, инди­видуальная), темпов изучения материала и т. д.

Основной формой учебных занятий при дифференцированном обучении является урок (традиционный и нетрадиционный).

В процессе дифференцированного подхода преподаватель изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявление у обучающихся. Выделяет  наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы.

Самым распространенным методом внутриаудиторной  дифференциации является выполнение обучающимися заданий разного уровня сложности. Кроме того, дифференцируются задания по степени самостоятельности, по уровню творчества, по объему учебного материала, по характеру помощи обучающимся.

Дифференцированное обучение возможно только в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения. Эффективными методами такого обучения являются методы проблемного обучения, активные методы обучения, в том числе дискуссии, игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к обучению, создание ситуаций успеха, творчества и другие.

Дифференцированное обучение в настоящее время рассматривается в качестве эффективного средства обучения.

Особо следует рассмотреть проблему не успевающих обучающихся. Под неуспеваемостью понимают итоговую (комплексную) неподготовленность обучающихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (раздел дисциплины, месяц, семестр). Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости.

Неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли «уличные» интересы  и т. п.).  Неуспеваемость может быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности обучающегося к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с преподавателем и т. д.) или носить характер общего и глубокого отставания в обучении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности вне зависимости от его успехов.

Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и индивидуальное обучение.

Коррекционную работу с  подростками, имеющими отставание, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей.

В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индиви­дуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. 

Важное направление работы по преодолению отставания в обучении - это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы обучающиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала.

Целями дифференцированного подхода к обучению с использованием групповой, индивидуальной  и других форм работы является  умение  увидеть каждого студента, его стремления и возможности; предлагать различные формы работы на занятиях.

 

Список используемой литературы:

  1. Гонеев, А. Д.  Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева;под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина,М. В. Моисеева [и др.]; под ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 2008.
  4. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Просвещение, 1990.

 

Оригинал работы:

Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*