Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация добровольческой деятельности студентов педагогического колледжа по содействию социальной адаптации детей-сирот

01.06.2011 1509 5561
Андреева Марина Леонидовна
Андреева Марина Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе

Опочецкий индустриально-педагогический колледж

Недостаточная интеграция воспитанников интернатных учреждений в общество - одна изострых проблем современного российского общества. У детей данной категории чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора и поиска достойного построения своей жизни. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо использовать воспитательные ресурсы не только самих интернатных учреждений, но и всего социума, в том числе и студенчества.  Группа студентов и преподавателей ГОУ СПО Опочецкого педагогического колледжа (ОПК) поддержала  инициативу Детского фонда «Виктория» создать Региональную программу по социализации детей-сирот. С сентября 2008 года на базе Красногородской и Печорской школ-интернатов Псковской области началась реализация Региональной программы «В мире людей».


Цель программы – проведение работы по социализации и социальной адаптации детей-сирот,осуществляемой при участии студентов-добровольцев, содействие интеграции детей в общество.


Задачи программы:

- осуществить мероприятия, направленные на личностное и социальное развитие детей, на их профессиональное самоопределение и способствующие повышению степени их социальной адаптации;

- развивать студенческие добровольческие инициативы;

- осуществлять мониторинг степени социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений.


Задачи и ключевые направления работы со студентами по развитию добровольчества:

- Развитие студенческих добровольческих инициатив.

- Активизация деятельности студентов по апробированию социально-педагогических технологий.

- Повышение качества подготовки будущих педагогов (в том числе к работе с детьми, проживающими в интернатных учреждениях).


В основу  концепцииПрограммы положены идеи социальной  обусловленности развития человека как личности. Лишь во взаимоотношениях с различными общностями в системе социальных связей семьи и общества происходит личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация человека. Исходя из того, что ребенок не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного саморазвития, можно решать задачу превращения его в активного, думающего человека, готового к социальной мобильности и личностному росту и способного преобразовывать окружающий мир и самого себя.  


В программе участвует 55 воспитанников интернатов, 31 студент, 11 преподавателей ОПК, 19 педагогов интернатных учреждений. Основное содержание работы – это проведение мероприятий студентами-добровольцами по социальной адаптации детей-сирот, осуществляемых через реализацию 8 модульных подпрограмм:


1. «Эстафета добра». Формыработы: добровольческая акция («Поздравь пожилого человека», поздравление ветеранов войны с Днем Победы, оказание помощи пожилым людям, поздравление с Новым годом  детей-инвалидов, воспитанников Печорского детского дома; социальные проекты(«Наши руки не для скуки»,  «Мы в мире не одни»).


2. «Трудовая инициатива». Основные формы работы: трудовые акции, профдиагностика, экскурсии в профессиональные образовательные учреждения и на предприятия, практические занятия поручному труду, занятия кружка «Программист». На занятиях кружка совместно со студентами ребята  создавали презентации, имеющие социальную и профессиональную направленность: «Кем мне стать?», «Я буду экологом», «Хочу быть пожарником», «Я познаю мир». «Чистая река», «И это все о нем», «Мой кумир».


Студентами ОПК проведено диагностирование профессиональных склонностей и интересов,консультирование детей по полученным результатам, отраженным в индивидуальных портфолио воспитанников. Для выявления профессиональных склонностей и интересов детей использовалась методика экспресс-профориентации, которая включает в себя  анкету «Ориентация» и карту профессий.


3. «Лидер здоровья». Особой популярностью у детей пользуются спортивные мероприятия: веселые старты, баскетбол-шоу, мастер-классы по степ-аэробике, спортивный праздник; викторина«Марафон здоровья», занятия кружка «Красота силы», практические занятия по привитию навыков ЗОЖ,например,«Помоги себе сам» и др. Большое внимание уделялось подготовительной работе: студенты разрабатывали методические рекомендации по проведению тренировочных занятий в тренажерном зале, положения и сценарии соревнований, конкурсов, памятку «Компьютер и здоровье». Спортивные мероприятия, проведенные студентами с детьми, мотивировали детей к ЗОЖ, развивали у них такие качества, как чувство товарищества, взаимопомощи, сплоченности; умения адаптироваться в новых условиях,  сопереживать за участников конкурсов, анализировать неудачи.


4. «Возвращение к истокам». Студенты проводили тренинговые занятия по  духовно-нравственному развитию, например, на темы: «Живительная сила истоков», «Бесценный дар слова», «Родной очаг. Имя», «Родные просторы. Лес». Яркие впечатления остались у ребят от посещения святых мест Псковщины: Словенские ключи в Изборске, Печорский и Снетогорский монастыри; от экскурсий в Псков, в Санкт-Петербург. Интерес детей вызвал социальный проект «Семья и род». На занятиях активно использовалась методика ресурсного круга: в интерактивной форме обсуждаются вопросы становления человеческой индивидуальности, связи с кровной семьей, родным очагом, осознания себя социальным существом.


5. «Эстетическое воспитание».Данное направление осуществлялось  через работу кружка «Театр кукол», через социальные пробы: посещение музеев, дельфинария, кафе, просмотры спектаклейПсковского театра кукол  и Псковского драматического театра,а такжетворческие встречис фольклорным ансамблем «Глубочане», с мастерами по флористике, любителями бардовской песни. Особый интерес детей вызывает творческая работа, например,  оформление салфеток на занятии «Правила поведения в кафе», сочинение синквэйнов на занятии «Красота спасёт мир» и др.


Занятия в кружке «Театр кукол», проводимые студентами, позволили ребятам развивать свои творческие, артистические способности; помогали быть более эмоциональными, открытыми, свободными в проявлении чувств и эмоций. Результатом работы кружковцев стала поставка кукольных спектаклей для дошкольников и младших школьников.


1. «Школа гражданского общества». С детьми проводились ролевые игры, беседы, мини-проекты, социокультурные тренинги по  разрешению конфликтных ситуаций, развитию навыков самопрезентации, рефлексии, предвидению последствий своих поступков. Темы занятий разнообразны: «Познай себя», «Моя визитная карточка», «Человек и его сущность», «Мои жизненные ценности».  Формированию мотивов нравственного поведения, гуманистической позиции личности способствовали такие занятия, как «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения», «Твои права и обязанности» и др. Так, на занятии «Я - гражданин России» детям было предложено создать мини-проектпоразделам:

1. Моя жизненная позиция.

2. Я воспитанник школы-интерната.

3. Я житель города Печоры (Я житель Красногородска).

4. Мои жизненные планы.


В разделе «Я - воспитанник школы-интерната» детьми были предложены реальные, возможные дела по благоустройству кабинетов, спортивного зала, стадиона, проявлению заботы о материальном положении педагогов, воспитанников,  по приобретению спортивного оборудования (велосипеды). Будучи жителями г. Печоры или п.Красногородск подростки предлагали возможность участия в озеленении, благоустройстве города, выращивании цветов для клумб; в строительстве стадиона, открытии Интернет-клуба, кафе. В целом, жизненные планы воспитанники связывают с правильным выбором профессии, стремлением стать хорошими людьми.


Эффективным приемом на тренингах является моделирование ситуаций. Так, на занятии «Роскошь человеческого общения» воспитанники были участниками таких смоделированных ситуаций:

1. Вы едете в переполненном пассажирами автобусе. Вам нужно выйти.

2. В парке стоит одна скамейка. У вас резко заболела голова. Вы хотите отдохнуть, но скамейка занята.


Действуя в данных ситуациях, ребятам нужно было проявить тактичность, компетентность, воспитанность, найти необходимые речевые обороты, увидеть и понять проблему ДРУГОГО.


2. «Дом. Семья. Россия». Воспитанники интернатов участвовали в социокультурных тренингах на темы семейного воспитания: «Что такое семья?», «Я и моя семья», «Что такое любовь?». Цель данных тренингов: учить детей высказывать свои мысли, соотнося их с чувствами и переживаниями; расширять знания детей о таких понятиях как самооценка, самокритичность, добро, зло, толерантность; расширять преставления о дружбе и любви, их значении в жизни современного  человека.


Коллективно-творческая работаназанятиях «Путь к обретению себя», «Психология отношений между людьми», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек»  включала в себятакие приемы, какбеседа, решение тестовых заданий и анализ результатов, разыгрывание смоделированных ситуаций, анализ и самоанализ поведения и др. В процессе занятий решались следующие задачи: учиться понимать особенности отношений между людьми, формировать умения адекватно выражать собственные чувства  и отношение к происходящим событиям и другим людям, формировать позитивные межличностные отношения, способность и желание понимать мысли и стремления другого человека, помочь в  самоизучении, самосовершенствовании и адекватной интеграции в социум. Так, на тему «Умеете ли вы знакомиться?» детям было предложено разыграть смоделированные  ситуации:

- Представьте себе, что вы едете  в междугороднем автобусе, ехать несколько часов, рядом с вами сидит девушка (юноша),  вы хотите с ним познакомиться, ваши действия.

- Вы с другом гуляете по парку, а впереди вас прогуливаются две симпатичные девушки, вы с ними хотите познакомиться.


3. «Международные обмены».

На базе школ-интернатов шла работа над социальным проектом «Ищем друзей». В рамках данного проекта ребята учились писать личные и коллективные письма, работать с электронной почтой; знакомились с сайтами для общения на английском языке, а также с официальным сайтом Санта Клауса (каждый воспитанник написал и отправил письмо Санта Клаусу и получил от него ответ). В целом, мотивация изучения английского языка повысилась, а главное – дети получили опыт по установлению международных контактов через Интернет.

Из вышеизложенного следует, что в работе с детьми используются активные формы работы: социальные пробы, социальное проектирование, решение смоделированых ситуаций, тренинги, развивающие занятия, коллективно-творческие дела, ролевые  игры, спортивные соревнования, благотворительные акции,экскурсии и  др.


Чтобы судить обэффективности добровольческой деятельности студентов, были определены следующие критерии оценки:

- социальная адаптация детей-сирот;

- социальная активность детей-сирот;

- удовлетворенность участников процессом и результатами работы;

- желание детей и студентов продолжить участие в программе.


В ходе мониторинга эффективности добровольческой деятельности студентов использовались следующие методы: анкетирование, опрос детей;   наблюдение, отзывы и оценка специалистов детских учреждений и преподавателей педагогического колледжа, психологическая диагностика. По итогаммониторинга получены следующие результаты:


1. Социальная адаптация детей-сирот:

Уровни

Показатели на начало мониторинга (январь 2009г.)

Показатели на конец мониторинга (май 2010г.)

высокий

26%

58%

средний

42%

30%

низкий

32%

12%







2. Социальная активность детей-сирот Печорской школы-интерната:

Уровни

Показатели на начало мониторинга (май 2009г.)

Показатели на конец мониторинга (май 2010г.)

высокий

48%

67%

средний,

выше среднего

9%

19%

низкий, ниже среднего

43%

14%











Социальная активность детей-сирот Красногородской школы-интерната:

Уровни

Показатели на начало мониторинга (май 2009г.)

Показатели на конец мониторинга (май 2010г.)

высокий

26%

52%

средний,

выше среднего

64%

36%

низкий, ниже среднего

10%

12%











Общие итоги по определению уровня социальной активности детей-сирот:

Уровни

Показатели на начало мониторинга (май 2009г.)

Показатели на конец мониторинга (май 2010г.)

высокий

35%

57%

средний,

выше среднего

42%

30%

низкий, ниже среднего

23%

13%











3. Степень удовлетворенности детей в участии в проекте (май 2010г.):

- высокая степень – 73%;

- средняя степень – 24%;

- низкая степень – 3%.


4. Проявление желания продолжить участие в проекте (май 2010г.):

- высокая степень – 86%;

- средняя степень – 9%;

- низкая степень – 5%.


Показатели мониторинга позволяют считать, что были достигнуты следующие результаты:

  • Расширение реальных  возможностей интернатных учреждений по осуществлению процесса социальной адаптации воспитанников.
  • Рост степени социальной адаптации детей-сирот.
  • Активизация  деятельности преподавателей и студентов ОПК по апробированию современных социально-педагогических технологий.
  • Активизация добровольческого движения в коллективе студентов.
  • Принятие ценности добровольческой деятельности всеми участниками программы.

Результаты мониторинга показывают, что проведенная работа способствует реализации задач интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество. Нужно отметить, что у студентов педагогического колледжа повысился интерес к работе с детьми, возросла мотивация собственного профессионального выбора. Кроме того, важнейшим результатом реализации программы «В мире людей» стало изменение  отношения студентов к добровольному труду как базовой ценности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*