Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие коммуникативной культуры студентов медколледжа

19.12.2018 576 993
Сергеева Лена Робертовна
Сергеева Лена Робертовна, преподаватель

Подрясова Сардаана Федоровна
Подрясова Сардаана Федоровна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Коммуникативная компетентность - один из основных показателей оценки кадров в любой профессиональной области. Особое значение этот показатель приобретает для профессий системы «человек - человек», к которым относится широкий спектр медицинских специальностей. Органы управления здравоохранения, анализирующие жалобы от населения, констатируют, что большинство из них обусловлено скорее неудачами общения с пациентами, нежели действительно плохой медицинской помощью. Отсутствие хороших взаимоотношений между медицинским работником и пациентом или в коллективе лечебно-профилактического учреждения увеличивает вероятность медицинских ошибок.

Согласно нашим наблюдениям 60-80% произнесенных на занятии слов принадлежат преподавателю.  А время говорения отдельно взятого «среднего» студента составляет в среднем около 1-2 минут на занятии. Студенты чаще всего озвучивают в ходе своего ответа именно то, что хотел услышать преподаватель и о чем он «намекнул» путем постановки так называемых «наводящих» вопросов. Нередко ответы студентов на вопросы преподавателя представляют собой не законченные, логически построенные предложения, а лишь ключевые слова или, в лучшем случае, словосочетания. Нет никакого сомнения в том, что при таком ходе событий уровень коммуникативной культуры студентов и далее будет оставлять желать лучшего.

Сложившаяся ситуация связана еще с тем, что в процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируется установка на качественное выполнение различных манипуляций, без акцентирования значимости коммуникативной компетентности в будущей деятельности. Нужно отметить, что нередко на занятии вообще царит молчание со стороны студентов. И в случае призыва преподавателя принять участие в обсуждении какой-либо проблемы, то желающих принять участие в дискуссии не так уж и много.

Следует добавить, что студенты молчат в силу своей неуверенности, страха, боязни совершить ошибку в ходе ответа. Еще одной из причин низкой коммуникативной культуры, является национальный состав обучающихся, для которых русский язык являлся вторым родным языком. По этой причине многие и не показывают имеющийся в их арсенале речевой потенциал. Вот и возникает вопрос о том, как в таком случае студенты могут развивать свои коммуникативные способности?

Кроме того, нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, уметь позитивно строить свои взаимоотношения. И если определить основной смысл образования как развитие практических способностей, умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из важных является его коммуникативная компетентность.

Использование разнообразных форм и методов совместной деятельности педагога со студентами на всех проводимых занятиях, позволяет оптимизировать процесс формирования и развития коммуникативной культуры студентов. Работу по формированию коммуникативной культуры со студентами возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных форм и методов работы: дискуссия, беседа, лекция-диалог, мозговой штурм, семинары – конференции, ролевые игры, деловые игры, использование информационных технологий, метод проектов.

Разрабатывая технологические карты занятий, мы исходим из того, что задать цели обучения - значит выявить и сформировать систему умений, в том числе и коммуникативных, которыми должны овладеть студенты, руководствуясь требованиями квалификационной характеристики конкретной специальности среднего медицинского образования. Основной организационной формой обучения на этом этапе явилась работа «малыми группами», это позволило включать студентов в течение занятия в разнообразные виды деятельности, активизировать личностную позицию каждого студента, целенаправленно выстраивать продуктивные взаимоотношения субъектов обучения. Мы учитываем тот факт, что процесс коммуникации социально задан, поэтому логичным представлялось использование ролевых, деловых, сюжетных и пр. игр, моделирующих те или иные коммуникативные ситуации на практической направленности. На этапе теоретической подготовки на занятиях по дисциплинам ОГСЭ создаются условия для формирования речевой культуры будущих специалистов как основы вербальной коммуникации, предполагающей лингвистическую компетентность, знание основ логики и риторики, теории доказательства и аргументации, умение не только информировать, но и убеждать. Последовательное усложнение и сочетание предложенных методов обучения позволило: индивидуализировать учебный процесс; оптимизировать взаимодействие преподавателя и студента; подготовить к реалиям трудовой деятельности; интенсифицировать процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих медиков; студентам объективно оценить качество своей подготовки и определить основные направления его дальнейшего повышения.

Таким образом, следует особое внимание уделить более глубокому изучению мотивационной готовности студентов к профессиональному общению; влиянию психологических особенностей обучающихся на процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности и осуществлению дифференцированного подхода в практическом обучении.

 

Оригинал работы:

Развитие коммуникативной культуры студентов медколледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*