Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возрастные особенности первокурсников в период адаптации к образовательному процессу

12.12.2018 1651 3136
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальный школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. На протяжении первого года обучения новоиспеченного студента ждет немало сложностей: вхождение в студенческий коллектив, рациональная организация умственной деятельности, осознание призвания к выбранной профессии, оптимизация режима труда, досуга и быта, развитие и воспитание профессионально значимых качеств личности, формирование требуемых компетенций и др.

Сложность данного периода обостряется и возрастными особенности первокурсников, то есть особыми чертами, свойственными развитию личности в данном возрасте. В основном возраст первокурсника колледжа – это 15-16 лет. Так как границы между подростковым и юношеским возрастом размыты, то одни авторы относят возраст 15-16 лет к подростковому, другие к юношескому, третьи считают, что данный возраст относится к пограничному между старшим подростковым и ранней юностью, то есть является переходным этапом от отрочества к самостоятельной жизни, в связи с чем является одним из самых сложных и вбирает в себя специфические особенности каждого из данных возрастных периодов. Отсюда следует, что ведущие потребности первокурсника колледжа – это интеграция подростковых потребностей в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности, в самопознании и самоопределении.

Действительно, у подростка очень ярко проявляется стремление в общении и совместной деятельности со сверстниками, жить коллективной жизнью, иметь близких друзей. Для него имеет огромное значение быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Самое сложное в этом возрасте – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Тогда подросток начинает комплексовать, испытывать чувство растерянности и тревоги. Поэтому уже на начальных этапах обучения в колледже важно обратить внимание на устанавливающуюся систему отношений первокурсника с окружающими людьми, так как данная система с социальной средой определяет направленность его психического развития. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает первокурснику автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное в период адаптации чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Необходимо использовать в период адаптации то, что участие первокурсников в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками. Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Активный поиск путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности обостряет потребность первокурсника в самоопределении, самореализации, ведь успехи в среде сверстников в данный возрастной период ценятся наиболее всего. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, первокурсник стремиться выйти за рамки программы обучения в какую-то новую сферу, дающую возможность применить свои возможности, проявить себя, самоутвердиться. Поэтому обучающиеся первого курса с удовольствием принимают участие в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно-полезной и т.д., что расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности, помогает в самореализации.

С другой стороны, необходимо учитывать, что центральным процессом юности является формирование целостного представление о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, то есть открытие собственного «Я». Поэтому немаловажным видом психологической деятельности для первокурсника является самосознание. Именно поэтому первокурсников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Первокурснику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Данную особенность можно использовать при обучении в колледже, активно привлекая первокурсников к участию в мероприятиях, которые дают возможность обратить на себя внимание и раскрыть свои способности.

Особенность самосознания и самооценки в данном возрасте непосредственно отражается на поведении. При завышенной самооценке первокурсники склонны выдвигать завышенные требования к себе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Эта беспочвенная самоуверенность нередко вызывает многочисленные конфликты и разочарования.

Однако гораздо опаснее пониженная самооценка. Первокурсники с такой самооценкой испытывают трудности в общении, стремятся спрятаться от окружающих, прикрываясь ложной маской. Необходимость играть не свойственную им роль усиливает внутреннюю напряженность, они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на мнение о них других людей. Пониженный уровень притязаний, являющийся следствием низкой самооценки, побуждает таких первокурсников уклоняться от деятельности, в которой есть элемент состязательности, и они часто отказываются от достижения собственной цели, так как не верят в собственные силы. Таким образом, при заниженной самооценке первокурсник недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию и профессиональному росту.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в воспитании первокурсника обычно помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисное явление и комплексы, характерные для данного возраста и периода адаптации. Именно в этом возрасте появляется потребность в доверительном общении со взрослыми людьми, а пример взрослого играет большую роль в воспитании. И несмотря на подростковые противопоставление себя миру взрослых, для первокурсников авторитет взрослого является важным фактором в жизни. Это обусловлено не только материальной зависимостью, но и отсутствием умений действовать самостоятельно. Поэтому на первых порах первокурсникам должна быть оказана максимальная помощь по адаптации к новой социальной среде, поддержка со стороны взрослых наставников-педагогов.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности первокурсников. Основной особенностью ее в 15-16 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактно-логическому мышлению. Восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля, поэтому фантазии сейчас критически осмысляются. Внимание и память в этом возрастном периоде характеризуется большим развиваемым потенциалом и высокой устойчивостью, наряду с большой избирательностью внимания. В значительной мере возрастает объем памяти, при этом не столько за счет качественного запоминания воспринятого материала, сколько за счет его эмоционального и логического осмысления. Повышается также интерес к интеллектуальной деятельности, отношение к учению становится более серьезным, что ведет к повышению интеллектуальных возможностей. Но оценка учебного процесса происходит с точки зрения того, что он дает для будущего. Поэтому мотивы личности первокурсника, связывающие его с потенциальным будущим, на фоне роста интеллектуального потенциала, памяти и внимания обеспечивают хорошую основу для усвоения и осознания важности учебно-профессиональной подготовки.

Но в данном возрасте человек еще не способен к сознательному, адекватному профессиональному самоопределению. Этот этап наступает позже, к 18-20 годам, когда обучающийся, например, получив среднее общее образование, поступает в ВУЗ. По сути, перед подростком, окончившим 9-ый класс, стоит задача по выбору дальнейшего жизненного пути и, как важнейшей его составляющей, выбору будущей профессии. Указанные особенности контингента учреждений среднего профессионального образования следует учесть при моделировании процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Со студентами-первокурсниками должна проводиться активная профориентационная работа и быть приложены максимальные усилия к переводу внешней мотивации учения во внутреннюю.

Таким образом, период обучения в колледже является сензитивным для становления профессиональных ценностей, формирующихся при адаптации студентов, поэтому так важно учитывать возрастные особенности студентов уже с первых дней обучения в колледже. Это поможет более быстрой и эффективной адаптации к образовательному процессу, легкому вхождения первокурсника в новую социальную среду, усилит желание студента работать в выбранной сфере, его стремление к саморазвитию и самореализации.

 

Список литературы

Бажин А. С., Светайло Р. В., Овчинников А. С. Адаптация студентов направления подготовки «Управление персоналом» к образовательной среде ВУЗа URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/01/3125.pdf.

Брилякова А.Н. Адаптация студентов первого курса к новой системе обучения в медицинском техникуме // Информио / URL: http://www.informio.ru/publications/id1447/Adaptacija-studentov-pervogo-kursa-k-novoi-sisteme-obuchenija-v-medicinskom-tehnikume.

Ермолаева М.В. Психологи развития. – 3-е изд. – М.: Издательсво МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.

Ильин Е.П. Психология: учебник для сред. учеб. зав. – СПб: Питер, 2004. – 560 с.

Карелова Р.А. Учет возрастных особенностей студентов колледжа при формировании готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт // «Наука. Мысль: электронный периодический журнал». - № 4. - 2016. - URL: http://wwenews.esrae.ru/pdf/2016/%204/336.pdf.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 11-е изд. – М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 640 с.

Немов Р.С. Психология: учебник для ВУЗов. в 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

Психология подростка: учебник / ред. А.А. Ранина. - Спб: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 480 с.

 

Оригинал работы:

Возрастные особенности первокурсников в период адаптации к образовательному процессу




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*