Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимодействие образовательного учреждения ГПБОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» с организациями, социальными партнерами в рамках учебно-производственной деятельности по организации учебной и производственной практик, повышению качества практической подготовки студентов

11.12.2018 440 830
Карзунова Галина Владимировна
Карзунова Галина Владимировна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Среднее профессиональное образование востребовано обществом и экономикой. Его роль в деле подготовки кадров и социализации молодежи трудно переоценить. Сегодня достаточно остро стоит вопрос, насколько способны средние специальные учебные заведения (СПО) обеспечить новое качество развития производительных сил общества, урегулировать ситуацию на рынке труда, содействовать занятости населения, обеспечить переподготовку кадров.

Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая обеспечить подготовку конкурентоспособного и мобильного специалиста.

Создание эффективного социального партнёрства – достаточно длительный и трудоемкий процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него всех участников, в особенности руководителей коммерческих предприятий.

Направлений социального партнерства много, но самое важное – организация образовательного процесса: производственной практики, государственной итоговой аттестации и прочее.

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вносит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг.

Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения качества профессионального образования, в том числе и среднего профессионального, представляет собой проблему, имеющую чрезвычайно важное социальное и государственное значение. Её острота увеличивается в условиях, когда анализ многих явлений осуществляется с позиций качества: качество мира, качество культуры, качество жизни, качество человека, качество образования.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж» ведет подготовку специалистов на базе полного (общего) среднего образования. И призвано обеспечивать образовательную и профессиональную подготовку квалифицированных специалистов в промышленной области.

Одним из основных направлений работы колледжа является удовлетворение потребности студента в интеллектуальном развитии и обеспечении его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования. При этом центральной стратегической задачей колледжа является обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников путем приближения подготовки специалистов к реальным условиям производства при прохождении учебной и производственной практики с одновременным повышением их компетентности и нацеленности на достижение высших профессиональных и социальных вершин.

Учебная и производственная практика – это главные составляющие учебного процесса в колледже на них отводиться до 50% учебного времени.

С целью укрепления связи с рынком труда, обеспечения формирования нового качества подготовки, прописанного в Болонской и Копенгагенской декларациях, мы пошли по пути совершенствования механизмов социального партнерства, создания системы мониторинга потребностей рынка труда. Нами были выделены следующие направления работы по формированию концепции взаимоотношений с потребителями кадров:

Привлечение к активному воздействию на содержание образовательного процесса

- организация целевой учебной практики;

- заключение договоров на прохождение практики;

- совместное финансирование программ развития;

- проведение конкурсов профессионального мастерства на базе предприятий с привлечением ведущих специалистов;

- участие специалистов в работе цикловых методических комиссий;

- руководство и рецензирование дипломных проектов;

- привлечение студентов к научно-исследовательской работе на базе лабораторий, конструкторских и технических отделов;

- стажировка преподавателей;

- укрепление материально-технической базы специальности, совместное участие в конкурсах, выставках.

Участие потребителей кадров в организации воспитательного процесса

- встречи с ветеранами отрасли;

- совместные спортивные и культурно массовые мероприятия;

- экскурсии на производство.

Мониторинг рынка труда и образовательных услуг

- маркетинговые исследования;

- сотрудничество с центром занятости населения;

- исследования конкурентоспособности колледжа.

Для обеспечения реализации предложенной концепции интеграции и активизации взаимодействия с работодателями на этапе формирования государственного задания, подготовки квалифицированных специалистов металлургического комплекса в настоящее время колледж заключил договора о социальном партнерстве с предприятиями г.Челябинска: ПАО «ЧМК», Челябинский механический завод, Челябинский цинковый завод, Челябинский ЭМК и др. Производственная практика наших студентов осуществляется на базе этих предприятий, тут же в последствии и происходит их трудоустройство.

Трудоустройство наших студентов за 2011 – 2018 годы составляет 60% , 20% - ушли в армию,10% - поступили в ВУЗы.

Реализация предложенной интеграции образовательных ресурсов позволила нам повысить качество подготовки и востребованность специалистов по специальности подготовки, выпускаемом колледжом.

  Отвечая на вопрос: какие проблемы учебного заведения можно решить через развитие системы социального партнерства, можно сказать, что для колледжа это открывает следующие дополнительные возможности:

- упрощает доступ информации о рынке труда;

- обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;

- упрощает процедуру корректировки старых и разработки новых программ, отвечающим требованиям работодателей;

- расширяются возможности для организации практики и трудоустройства выпускников;

- упрощается прохождение краткосрочной стажировки преподавателей с целью ознакомления с новыми типами оборудования и технологических процессов;

- инициируются новые совместные проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений.

Что было бы целесообразно предпринять для развития социального партнерства в сфере профессионального образования?

Было бы целесообразным разработать и принять Положение о региональных отраслевых советах по социальному партнерству для формирования региональной социально-экономической стратегии, проведения анализа рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе, формирования регионального компонента стандарта ПО, развития обучения на предприятиях. Для активизации социального партнерства полезными были бы типовые положения о социальном партнерстве, региональные учебные семинары по вопросам организации социального партнерства. Особое внимание необходимо уделить развитию эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнеров.

Профессиональными образовательными организациями проводится большая работа в этом направлении, так как несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения, инициативы и понимания важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.

 

 Список использованной литературы:

1. Анисимов П.Ф. Современное состояние, проблемы, перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России // Образовательная политика. 2008. - № 7.-С. 2-28.

2. Анисимов П.Ф., Зуев В.М., Коломенская АЛ. Основные направления оптимизации сети средних специальных учебных заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 122 с.

3. Анисимов П.Ф., Сосопко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001. - 186 с.

4. Ю.Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.

5. П.Бакушин Г.В. Методология модульного обучения / Бакушин Г.В., Маслова А.Г. // Среднее профессиональное образование. -2007 . № 7 . С.78-80

6. Баранова В. В. Мониторинг качества образовательного процесса / В.В. Баранова // Образование в современной школе. 2008 . - № 1 . - С.3-8

7. Бурлакова И.И. Управление качеством подготовки специалистов в системе образования // Среднее профессиоиалыюс образование. — 2009. № 6. -С. 6-9.

8. Ковряков В.А. Педагогические технологии как фактор формирования самообразовательной деятельности студентов. Монография. Москва, 2008. -216 с.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Вестник образования. 2012.-№ 2.

 

Оригинал работы:

Взаимодействие образовательного учреждения ГПБОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» с организациями, социальными партнерами в рамках учебно-производственной деятельности по организации учебной и производственной практик, повышению качества практической подготовки студентов 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*