Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование элементов дуального обучения как условие обеспечения практикоориентированности среднего профессионального образования

06.12.2018 247 465
Шлыкова Елена Викторовна
Шлыкова Елена Викторовна, заместитель директора по СПР

Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса

Вопрос практикоориентированности профессионального образования актуален во все времена существования этого образования. Иначе просто не может быть, так как цель профессионального образования – подготовка такого рабочего или специалиста, который после окончания образовательного учреждения готов к самостоятельной деятельности в условиях реального производства без дополнительных затрат работодателя на его обучение.

Именно такая цель ставится перед образовательными организациями Федеральными государственными стандартами и 3-го, и 4-го поколений, но ФГОС-4 акцентирует внимание на практикоориентированности подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Во-первых, содержание стандартов 4-го поколения учитывает профессиональные стандарты, что «приближает» образовательные организации к работодателям, четко определяя результат образования в соответствии с потребностями рынка труда. Это открывает возможности учреждениям профессионального образования использовать не только внутренние педагогические кадры, но и привлекать к обучению студентов высококвалифицированных специалистов предприятий. Реализация такого сотрудничества возможна, в том числе и при использовании элементов дуального обучения.

Во-вторых, ФГОС-4 предлагает иное соотношение в части практикоориентированности программ: 30% - теоретическая подготовка, 70% - практическая подготовка. Таким образом, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо актуализировать технологии практикоориентированного обучения, чтобы достичь результатов образования, которые определены стандартом.

В-третьих, снижена самостоятельная нагрузка студента, так как практикоориентированный характер профессионального образования с высокой долей программ практики невозможен без непосредственного участия педагога.

В-четвертых, увеличение объема вариативной части учебного плана ( не менее 30%) обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателей. Кроме того, на проведение учебной и производственной практик определен объем не менее 25% от профессионального цикла. Это, в свою очередь, позволяет образовательным учреждениям установить тесное сотрудничество с предприятиями - социальными партнерами для подготовки выпускников не только для конкретного предприятия, но и для конкретного рабочего места. Такое сотрудничество возможно при возрождении института наставничества на предприятиях и в образовательных учреждениях: в недалеком прошлом именно наставники успешно реализовали принцип практикоориентированности профессионального образования.

Дуальная система обучения – самая распространенная, популярная в обществе и среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.

Более 50% выпускников средних школ Германии, по данным национального доклада страны о развитии профессионального образования за 2012 год, выбирают именно эту траекторию. Система подразумевает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в профессионально-техническом училище [ 2].

Дуальная система профессионального образования и обучения в Германии глубоко укоренена и тесно связана с производством. Конкурентоспособность немецкой экономики в прошлом и настоящем опирается на квалифицированных рабочих и служащих среднего уровня квалификации – это стратегически важный, главный тип квалификации для пути развития промышленности и экономики, выбранного в Германии.

Основные черты дуальной системы образования в Германии [ 2]:

Наличие законодательных и нормативных актов на федеральном уровне, которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Утверждение образовательных программ по отдельным профессиям, требующим формального образования, входит в обязанности федеральных министерств, ответственных за соответствующую профессиональную область.

Главная роль в области профессионального образования в рамках дуальной системы принадлежит предприятиям, которые заключают договор с каждым учеником отдельно, специально выделяют средства на подготовку инструкторов, наставников, которые обеспечивают образовательный процесс на предприятии, составляют индивидуальный план обучения каждого ученика на весь срок образовательной программы, предусматривающий практическое обучение на предприятии и теоретическое обучение в профессионально-техническом училище.

Общую ответственность за ученика несет предприятие, оно контролирует посещение учеником училища, успехи по программе, организует итоговую аттестацию (сертификацию квалификации) в торгово-промышленной палате.

Особую роль в образовательном процессе дуальной системы играют торгово-промышленные и ремесленные палаты. Немецкие компании обязаны регистрироваться в палатах и делать взносы, которые идут на обеспечение образовательного процесса. В торгово-промышленные палаты с предприятий направляются договоры с учениками, палаты проверяют их и регистрируют. Торгово-промышленные и ремесленные палаты следят за общей организацией экзаменов: устанавливают даты и формируют экзаменационные комиссии, которые проводят экзамены, палатами утверждаются формы документов, которые выдаются по итогам экзаменов.

Независимость оценки, сертификация квалификаций – залог качества результатов дуальной системы Германии. Принципы оценивания: независимость (в качестве экспертов выступают представители профессионального сообщества (не предприятия, где проходило обучение), обладающие опытом и высокой квалификацией в определенной трудовой деятельности), объективность (осуществление оценивания независимыми экспертами на основании показателей и критериев, объективно значимых для качества выполнения деятельности), этапность (результаты «книжки» (дневника) студента, аттестат с оценками их профессиональной школы, характеристика с предприятия).

Важная роль института наставничества на предприятии. Краеугольный камень немецкой дуальной системы – работа с преподавательским корпусом системы профессионального образования, который преимущественно формируется из работников организаций работодателей. Предприятие готовит инструкторов-наставников и мастеров (мастер – высшее звание, для этого нужен стаж по профессии не менее 5 лет, курсы повышения квалификации в объеме 90 часов и успешное прохождение экзамена в торгово-промышленной палате или ремесленной палате; звание мастера приравнивается к диплому бакалавра, дает право открывать собственное дело в определенной отрасли).

В условиях другого государства с другой структурой экономики и образования применять немецкую систему дуального обучения в «чистом» виде не имеет смысла, но использование элементов дуальной системы обучения позволяет достичь высокой степени практикоориентированности в реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Безусловно, в данном случае в выигрышном положении находятся образовательные учреждения, социальными партнерами которых являются крупные предприятия или консолидированные работодатели. Для них алгоритм реализации элементов дуального обучения таков:

Заключение договора (соглашения) о дуальном обучении с предприятием – социальным партнером.

Заключение ученического трехстороннего (студент - образовательная организация – предприятие) договора о дуальном обучении.

Создание совместно с предприятием коллегиального органа, участвующего в решении возникающих вопросов (например, Совета по развитию профессионального образования).

Совместная разработка учебного плана, в котором предусмотрено изучение теоретической части в образовательном учреждении, практической части и всех видов практики – на предприятии с использованием материально-технической базы социального партнера.

Совместная разработка рабочих программ профессиональных модулей, учебной и производственной практики.

Привлечение к преподаванию профессиональных модулей действующих специалистов предприятия, что позволяет обеспечить качество подготовки специалистов и отрасли в целом.

Назначение наставников из числа работников предприятия во время освоения практической части профессионального цикла. Обычно наставников назначают приказом по предприятию и определяют им дополнительные стимулирующие выплаты по итогам оценки качества подготовки студента на рабочем месте.

Привлечение специалистов предприятия в качестве тренеров по подготовке студентов для участия в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства различного уровня и в качестве экспертов подобных конкурсов.

Организация проведения практической части ГИА (или демонстрационного экзамена) на площадке предприятия - социального партнера.

Образовательные учреждения, социальными партнерами которых являются либо мелкие неконсолидированные предприятия, либо индивидуальные предприниматели, не имеющие массового производства или функционирующие на рынке сервиса и услуг, также в целях реализации практикоориентированности профессионального образования могут использовать элементы дуального обучения. Например:

Федеральный государственный образовательный стандарт разрешает осваивать программу учебной и производственной практики концентрированно, т.е. студент может быть направлен и на учебную, и на производственную практику на предприятие. В данном случае заключается соглашение о сотрудничестве с несколькими небольшими предприятиями, в котором предприятие выступает в качестве учебной базы практики и готов сотрудничать на постоянной основе, а затем заключается договор с каждым отдельным студентом на прохождение практики.

В договор о прохождении производственной практики возможно включение пункта о назначении наставника со стороны работодателя, который сопровождает студента во все время практики.

Если учебная и производственная практики проводятся раздельно, то, по сути, мастер производственного обучения или преподаватель, ведущие практику, являются наставниками. Поэтому необходимо в образовательном учреждении разработать локальный нормативный акт о наставничестве.

Привлекать высококвалифицированных специалистов предприятий в качестве тренеров по подготовке студентов для участия в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства различного уровня и в качестве экспертов подобных конкурсов.

Федеральный государственный образовательный стандарт в части кадровых условий реализации образовательных программ профессионального образования предполагает наличие у педагогов профессионального цикла не только специального и педагогического образования, но стажа работы в соответствующей сфере. В целях решения данной проблемы образовательной учреждение может воспользоваться еще одним элементом дуальной системы: привлечь к преподаванию специалистов предприятий (по совместительству).

Таким образом, в соответствии с «Концепцией федеральной программы развития образования на 2016-2020 годы» применение элементов дуального обучения в образовательном процессе в значительной степени обеспечивают соответствие результатов профессионального образования требованиям отраслей экономики [1] .

Библиографический список

1.«Концепция федеральной программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

2. Аникеев А.Н., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии.// Журнал «Alma mater», № 3, 2012, стр. 67-68.

 

Оригинал работы:

Использование элементов дуального обучения как условие обеспечения практикоориентированности среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*