Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация и проведение квалификационного экзамена как итоговая форма аттестации обучающихся по профмодулям

30.11.2018 679 1116
Коромыслова Светлана Ивановна
Коромыслова Светлана Ивановна, мастер производственного обучения

Жолобова Галина Васильевна
Жолобова Галина Васильевна, мастер производственного обучения

Кировский технологический колледж

В настоящее время в системе среднего профессионального образования наиболее актуальным является вопрос сочетания теории с практикой. Ни для кого не секрет, что учреждения среднего профессионального образования всегда давали достаточные знания и выпускали высококвалифицированных специалистов. И в настоящее время к системе профобразования обращено особое внимание в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, в котором дается поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».

Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р («Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы»), в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

В Кировском технологическом колледже уже несколько лет проводится экзамен квалификационный по завершению программы профессионального обучения, который является аналогом демонстрационного экзамена, так как во время экзамена обучающиеся демонстрируют полученные по профессиональному модулю знания, умения и навыки «здесь и сейчас».

Для проведения экзамена необходимо было разработать:

задания для обучающихся,

систему оценки выполнения заданий,

инструкцию для обучающихся,

инструкцию для экспертов,

эталон изделия.

Задание должно быть разработано так, чтобы обучающиеся смогли продемонстрировать освоенные компетенции, а система оценки понятна и обучающимся, и экспертам. Нужна была апробация. И первый такой экзамен был проведен в 2012 году с группой НПО по профессии «Портной». Апробация прошла успешно. Рекомендации представителя от предприятия были учтены и внесены изменения в экзаменационную документацию.

В последующем мы такой экзамен стали проводить с группами специальностей «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по профмодулю «Выполнение работ по профессии «Портной» и «Дизайн в текстильной и легкой промышленности» по профмодулю «Выполнение работ по профессии «Оператор швейного оборудования».

Получая одинаковые задания, обучающиеся находятся в равных условиях. Они изготовляют изделия за определенный период времени и представляют его экспертной комиссии. В состав данной комиссии входят представители от швейных предприятий города, а также независимые преподаватели технологии и конструирования колледжа и мастера производственного обучения.

Они имеют возможность наблюдать за процессом изготовления изделий студентами, высказывать свои замечания, предложения и пожелания, и давать независимую экспертную оценку выполнения заданий.

Перед экзаменом проводится инструктаж. Каждому обучающемуся во время экзамена экспертной комиссией начисляются баллы за подготовку оборудования к работе, за качество изготовления изделия, соблюдение технологической последовательности и норм времени, умение работать с нормативно-технической документацией.

Особое внимание в ходе проведения экзамена уделяется соблюдению правил техники безопасности. Экзамен проходит открыто и в доверительной атмосфере. Разработанная система оценки позволяет комиссии принять решение о результатах: «освоен» обучающимся профмодуль или «не освоен».

Баллы выставляются в специальных бланках оценок. По окончании экзамена подводятся итоги и оглашаются результаты. Как правило, с заданием хорошо справляются все обучающиеся, так как к моменту проведения экзамена проводится большая подготовительная работа. После экзамена студенты могут ознакомиться с замечаниями экспертов в бланке оценок и сделать для себя выводы над чем дополнительно необходимо поработать, чтобы в последующем подобных ошибок не допускать.

Систематически проводится работа по качеству проведения экзамена, по корректировке учебных программ по результатам экзамена при взаимодействии мастеров производственного обучения и преподавателей с представителями предприятий.

В 2017 году в нашем колледже впервые был проведен экзамен с группой по профессии «Закройщик» сразу по 5 профмодулям:

ПМ.01 «Прием заказов на изготовление изделий»,

ПМ.02 «Изготовление лекал»,

ПМ.03 «Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий»,

ПМ.04 «Пошив изделий по индивидуальным заказам»,

ПМ.05 «Проведение примерки изделия на фигуре заказчика».

Событие очень значимое и требовало больших интеллектуальных и эмоциональных затрат. Экзамен проводился в несколько этапов в течение трех дней. Студенты начинали работу над изделием со снятия измерений с заказчика и выбора модели. Изготовляли лекала, выполняли раскрой изделий, готовили их к примерке, проводили примерку и отшивали изделие. Экзамен прошел успешно, все студенты справились.

У такой формы итоговой аттестации обучающихся по профмодулям много «плюсов». Проведение экзаменов квалификационных дает возможность получить представление о том, какие знания, умения и навыки получили студенты в ходе обучения, и могут ли они их применить в условиях близких к реальным условиям производства, смогут ли они удовлетворить требования работодателей. Организация и проведение таких экзаменов позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения:

- объективно оценить содержание и качество образовательных программ,

- оптимизировать учебный процесс в соответствии с актуальными требованиями рынка труда,

- получить возможность обмена с представителями предприятий новой профессиональной информацией.

Кроме того, это стимулирует к самообразованию. Ведь главная задача мастера производственного обучения - максимально приблизить образование к реалиям сегодняшнего дня.

 

Оригинал работы:

Организация и проведение квалификационного экзамена как итоговая форма аттестации обучающихся по профмодулям




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*