Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ условиях реализации федеральных государственных образовательных
стандартов нового поколения большое значение приобретает материально-техническое
обеспечение профессий и специальностей. Для формирования у студентов
профессиональных компетенций необходимо более качественное оснащение
материально-технической базы.
В государственном бюджетном образовательном учреждении среднего
профессионального образования Иркутской области Профессиональном колледже
города Железногорска-Илимского осуществляется подготовка специалистов по
специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном).
На данный момент колледж является единственным учебным заведением в области,
осуществляющим подготовку специалистов среднего звена железнодорожного профиля.
Являясь ведущим преподавателем дисциплин железнодорожного профиля, я столкнулся
с проблемой переоснащения кабинетов, лабораторий и полигонов в соответствии с
требованиями ФГОС.
В современных условиях образовательные учреждения профессионального образования только в тесном контакте с работодателями – непосредственными потребителями образовательных услуг, могут осуществлять подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Основными социальными партнёрами колледжа являются железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская и предприятие ОАО «Коршуновский горно-обогатительный комбинат». Нынешняя ситуация диктует требования к уточнению квалификационных характеристик выпускников со стороны работодателей с учётом конкретных интересов социальных партнёров. Это способствует совершенствованию учебно-методического комплекса и материально-технической базы по специальности. В связи с этим мною проводится работа по оснащению кабинета, лаборатории и железнодорожного полигона наглядными пособиями, макетами и другими устройствами, которые применяются на железнодорожном транспорте, с привлечением средств работодателя.
Я считаю, что в процессе преподавания железнодорожных дисциплин большую роль играет мотивация студентов, способствующая формированию устойчивого интереса к изучаемому материалу, повышению качества знаний и побуждению к решению поставленных задач. Для приобретения студентами практического опыта я использую примеры из собственной практической деятельности, реальные производственные ситуации с элементами деловой игры, которые воспроизводятся с помощью действующих устройств, применяемых на железнодорожном транспорте. К примеру, в ходе изучения дисциплины «Системы регулирования движения поездов» используются:
- действующий централизованный стрелочный перевод типа Р-50, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам принцип работы стрелочного перевода, показать из каких деталей он состоит, провести промеры для выявления отклонений от норм и допусков по содержанию;
- действующие поездной и маневровый линзовые светофоры и стенд «Поездные светофоры», которые позволяют продемонстрировать студентам принципы сигнализации на железнодорожном транспорте, ознакомиться с основными сигнальными цветами, применяемыми в поездной и маневровой работе;
- действующий стрелочный электропривод невзрезного типа СП-6, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам принцип действия электропривода по переводу остряков стрелки, показать из каких деталей он состоит, осуществить ручное управление стрелкой в случае её неисправности;
- стенд реле постоянного и переменного тока, который позволяет изучить устройство и принцип действия реле различных типов, условные обозначения реле постоянного и переменного тока и их контактов в электрических схемах; определить состояние реле (рабочее или нерабочее) и по условному обозначению определить тип реле в электрической схеме;
- башмакосбрасыватель типа Р-50, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам принцип действия устройства при торможении движущихся отцепов, распускаемых с сортировочных горок и профилированных вытяжек;
При изучении дисциплины «Технические средства» использую:
- макет токоприёмника электровоза переменного тока типа 2ТЛ-13У, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам устройство и принцип действия данного устройства;
- автосцепку грузового вагона типа СА-3, которая позволяет наглядно продемонстрировать студентам детали автосцепки, принципы сцепления и расцепления подвижного состава, основные неисправности автосцепки;
- детали автотормозного оборудования подвижного состава (тормозной цилиндр, тормозные рукава, концевые краны, главная и магистральная части воздухораспределителя, ручной тормоз, тормозные колодки), которые позволяют наглядно продемонстрировать студентам назначение, устройство и принцип действия автотормозного оборудования;
- трёхосную тележку грузового вагона типа ЦНИИ-Х3-О, позволяющую продемонстрировать студентам устройство ходовых частей вагона: колёсных пар, буксового узла, рессорного подвешивания, рамы тележки вагона.
- комплект кранов машиниста позволяет наглядно продемонстрировать студентам типы кранов машиниста, их назначение, устройство и принцип действия при работе автотормозного оборудования поезда;
- буксу грузового вагона, которая позволяет наглядно продемонстрировать студентам назначение, устройство и принцип действия.
При изучении дисциплины «Техническая эксплуатация и безопасность движения» использую:
- стенд «Техническая документация» позволяет наглядно продемонстрировать студентам основную техническую документацию, обеспечивающую работу станции: правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт участковой станции, приложения к техническо-распорядительному акту участковой станции, технологический процесс работы участковой станции, приложения к технологическому процессу работы участковой станции, приказы, руководящие указания и распоряжения;
- стенд «Поездная документация» наглядно демонстрирует студентам образцы заполнения журналов и бланков для организации движения поездов при различных средствах сигнализации и связи в нестандартных ситуациях: журнал движения поездов формы ДУ-2, журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46, журнал поездных телефонограмм формы ДУ-47, книга выдачи предупреждений на поезда формы ДУ-60, журнал диспетчерских распоряжений формы ДУ-58, бланк зелёного цвета формы ДУ-52, бланк зелёного цвета формы ДУ-54, бланк путевой записки формы ДУ-50, бланк письменного извещения формы ДУ-56, бланк белого цвета с двумя красными полосами по диагонали формы ДУ-56, бланк предупреждения с жёлтой полосой по диагонали формы ДУ-60, бланк белого цвета с красной полосой по диагонали формы ДУ-46;
- уголок по безопасности движения поездов демонстрирует студентам перечень документации для обеспечения безопасности движения поездов и производства маневровой работы на станции;
- уголок по охране труда демонстрирует студентам перечень документации для обеспечения безопасных условий и приёмов труда, соблюдения техники личной безопасности работниками станции;
- лабораторный комплекс по управлению движением поездов с программным обеспечением; содержит программу «Приём и отправление поездов», которая позволяет продемонстрировать студентам порядок приёма и отправления поездов при различных средствах сигнализации и связи, производства маневровой работы, заполнения поездной документации, порядок действий дежурного по станции в нестандартных ситуациях;
В своей
работе использую видеофильмы, основанные на реальных событиях по случаям
крушений, аварий, браков в работе, а также производственного травматизма на
предприятиях железнодорожного транспорта.
Необходимо отметить, что всё перечисленное оборудование по специальности оформляется и приобретается собственными силами студентов, выпускников, в результате тесного взаимодействия преподавателя с социальными партнёрами, без привлечения бюджетных средств.
Основой организации работы железнодорожного транспорта является безопасность
движения поездов, которая обеспечивается строгим соблюдением действующих
правил, инструкций, приказов и распоряжений. Для обеспечения безопасности
движения нужно улучшать условия работы персонала, подбирать кадры
соответствующей квалификации, улучшать техническое оснащение станций,
перегонов, вводить новые технические средства в эксплуатацию, улучшать систему
технического обучения. Новая техника и современные технические мероприятия
повышают безопасность движения и способствуют улучшению охраны труда на
предприятии. На железнодорожном транспорте в
настоящее время проходит реорганизация системы
управления, выделение дочерних и структурных подразделений, разделение железнодорожных хозяйств на ремонтные,
эксплуатационные и управленческие,
поэтому изменяются требования к подготовке выпускников учебных заведений. Перед образовательным учреждением стоит задача
подготовки технически грамотного и компетентностного специалиста, умеющего принимать
правильные решения в производственных ситуациях, и нести ответственность по
кругу своих обязанностей.
Тесное сотрудничество с работодателем позволило мне пройти стажировку на железнодорожной станции Коршуниха-Ангарская по теме «Структурная реформа на железнодорожном транспорте», отследить изменения и нововведения на предприятии, внедрение ресурсосберегающих технологий с последующим применением полученных знаний в своей профессиональной деятельности.
Одним из основных показателей качества работы учебного заведения профессионального образования является трудоустройство выпускников и их последующая профессиональная ориентация, что достигается тесным взаимодействием с работодателями. Выпускники нашего учебного заведения востребованы на предприятиях железнодорожного узла станции Коршуниха-Ангарская. Колледж активно взаимодействует со своими выпускниками. В отзывах работодателей отмечается достаточная теоретическая и практическая подготовка выпускников, соответствующая требованиям, предъявляемым к современному специалисту.
Интернет-ресурсы
1. Вагонное хозяйство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интрасеть v.esrr.mps, с регистрацией.
2. Дорожный центр научно-технической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интрасеть dcnt:.esrr.mps , с регистрацией.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.