Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью в период адаптации

28.11.2018 583 1046
Штыховская Светлана Сергеевна
Штыховская Светлана Сергеевна, психолог

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

В настоящее время актуальным стал вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Министерства образования и науки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Декларация о правах инвалидов определяет инвалида как любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [1, с. 211]. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» гласит, что лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Инклюзия, по мнению Сьюзен Д. П., –это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» [2, с. 3]. Под инклюзивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностями, создания безбарьерной образовательной среды для них.

Основная цель психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью - создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту обучающихся в социуме.

В текущем учебном году в колледж поступило 20-инвалидов и 32 обучающихся с ОВЗ, все они обучаются по очной форме.

Большая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд особенностей:

-они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, темп их деятельности также снижен;

-связь с семьей у них намного сильнее, чем у других студентов, причем роль родителей и их психологические особенности оказывают колоссальное влияние на процесс инклюзии;

-чаще всего лица с ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых;

-для них свойственны манипулятивные реакции.

Физический недостаток переживается такими обучающимися как дефект личности. Бывают трудности в социально-психологической адаптации, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми. Студенты с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации.

С целью успешной адаптации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья к обучению, я применяю следующие формы и методы психологического сопровождения.

Диагностика оценки состояния обучающегося и его адаптивных возможностей. Психодиагностика осуществляется с использованием многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Опросник предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития и включает шкалы: нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, моральную нормативность и интегральную шкалу личностного адаптационного потенциала. Рекомендуемый период диагностики 1-2 неделя октября.

Разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации студента. В коррекционные мероприятия входят различные беседы, тренинги, деловые игры, психологические акции. В этом году, мы со студентами провели:

-деловую игру «Вот мы и студенты!». Цель игры: сплочение коллектива обучающихся, принятие особенностей друг друга, посвящение в студенты.

-психологический тренинг «Мы выбираем толерантность!». Цель тренинга - формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

-психологическую акцию «Журавлик в ладошке». Цель акции – показать обучающим, что внешность бывает обманчива. Что человек может выглядеть агрессивно, но на самом деле он добрый и открытый. И что делится радостью, добром – это не сложно и даже увлекательно.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью в период адаптации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*