Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время актуальным стал вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Министерства образования и науки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Декларация о правах инвалидов определяет инвалида как любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [1, с. 211]. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» гласит, что лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Инклюзия, по мнению Сьюзен Д. П., –это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» [2, с. 3]. Под инклюзивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностями, создания безбарьерной образовательной среды для них.
Основная цель психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью - создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту обучающихся в социуме.
В текущем учебном году в колледж поступило 20-инвалидов и 32 обучающихся с ОВЗ, все они обучаются по очной форме.
Большая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд особенностей:
-они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, темп их деятельности также снижен;
-связь с семьей у них намного сильнее, чем у других студентов, причем роль родителей и их психологические особенности оказывают колоссальное влияние на процесс инклюзии;
-чаще всего лица с ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых;
-для них свойственны манипулятивные реакции.
Физический недостаток переживается такими обучающимися как дефект личности. Бывают трудности в социально-психологической адаптации, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми. Студенты с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации.
С целью успешной адаптации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья к обучению, я применяю следующие формы и методы психологического сопровождения.
Диагностика оценки состояния обучающегося и его адаптивных возможностей. Психодиагностика осуществляется с использованием многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Опросник предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития и включает шкалы: нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, моральную нормативность и интегральную шкалу личностного адаптационного потенциала. Рекомендуемый период диагностики 1-2 неделя октября.
Разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации студента. В коррекционные мероприятия входят различные беседы, тренинги, деловые игры, психологические акции. В этом году, мы со студентами провели:
-деловую игру «Вот мы и студенты!». Цель игры: сплочение коллектива обучающихся, принятие особенностей друг друга, посвящение в студенты.
-психологический тренинг «Мы выбираем толерантность!». Цель тренинга - формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
-психологическую акцию «Журавлик в ладошке». Цель акции – показать обучающим, что внешность бывает обманчива. Что человек может выглядеть агрессивно, но на самом деле он добрый и открытый. И что делится радостью, добром – это не сложно и даже увлекательно.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью в период адаптации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.