Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Движение WorldSkills как средство совершенствования подготовки кадров

28.11.2018 822 1517
Папина Оксана Валерьевна
Папина Оксана Валерьевна, мастер производственного обучения

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

В современном мире предприятия, работающие в сфере услуг, такие, как салоны красоты, парикмахерские нуждается в творческих, самостоятельных, инициативных, предприимчивых специалистах, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения к профессиональному образованию, к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания, обучающихся достаточно проблематично подготовить специалистов с хорошими профессиональными знаниями. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

В 2014 году на территории нашего края впервые прошел Региональный чемпионат WorldSkills Russia. Worldskills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Конкурс профмастерства WorldSkills направлен на повышение практико - ориентированности образования. На чемпионате участники демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые изучаются и выполняются ими на рабочем месте. Соревнования, которые проводятся в рамках движения WorldSkills, направлены на практическую работу участников. Их успех или поражение говорит не только о личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в том учебном заведении, которое они представляют.

Участие в первом чемпионате, это что-то новое, интересное, это эксперимент для участника, который был удачный и принес нам 3 место в компетенции «Парикмахерское искусство». Одновременно были выявлены слабые места в подготовке будущих специалистов для сферы услуг: неспособность будущего выпускника быстро ориентироваться и принимать решения в стандартных и нестандартных рабочих ситуациях; неумение анализировать качество выполненной работы с целью устранения допущенных дефектов в процессе отведенного на выполнение услуги времени; пренебрежение к соблюдению техники безопасности и санитарной гигиены на рабочем месте. Тщательно проанализировав ошибки, допущенные во время соревнований, я пришла к выводу, что в учебном процессе необходимо сделать упор на практико-ориентированное обучение. Конкурсная работа стала для меня точкой отсчета, с которой началось планомерное формирование у обучающихся навыков практической деятельности с учетом требований сегодняшнего и даже завтрашнего дня. Прежде чем выработать алгоритм действий и произвести корректировку учебных программ, мною был произведен обзор требований, предъявляемых работодателями к мастеру-парикмахеру не только в нашей стране, но и за рубежом. Были организованы встречи и круглые столы с работодателями нашего края на предмет развития долгосрочных взаимно заинтересованных связей по профилю обучения и создания действенной системы поиска и стимулирования талантливых обучающихся, участие работодателей в качестве экспертов на чемпионатах и экспертов по разработке и внедрению учебных программ. Учебный процесс был выстроен так, чтобы формирование у обучающихся профессиональной компетенции шёл за счёт выполнения ими реальных практических задач. Были изменены перечни учебно-производственных работ, выполняемых на учебной и производственной практике, в которых был сделан акцент на отработку умений устранения допущенных дефектов в процессе отведенного на выполнение услуги времени. Произведена корректировка учебных программ профессиональных модулей (увеличены часы на лабораторно-практические работы для интенсивной наработки опыта практической деятельности; переработаны временные нормы, отводимые на различные виды работ с учетом современных требований для парикмахерских различных категорий):

ПМ.01 Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг;

ПМ.02 Моделирование и художественное оформление причесок;

ПМ.03 Внедрение новых технологий и тенденций моды;

ПМ.04 Выполнение работ по профессии Парикмахер.

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в системе практико-ориентированного обучения. Был выбран метод, в соответствии с которым практико-ориентированное образование направлено на приобретение (кроме знаний, умений, навыков) опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение обучающихся в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно – компетентностным подходом[2]. Чтобы добиться эффективных результатов, применяя данную методику в обучении, необходимо соблюдать ряд требований:

1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик обучающегося с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости обучающихся с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у обучающегося мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения [3].

На базе колледжа были созданы все условия для реализации учебного процесса с учетом перечисленных требований – открыты два современных парикмахерских салона, в которых обучающиеся проходят производственную практику, оказывая услуги населению; заключены долгосрочные договоры с работодателем о сотрудничестве и об организации и проведении производственной и преддипломной практик; закуплено необходимое для отработки технологических процессов оборудование и инструменты (электроплойки современных форм, аккумуляторные машинки для стрижки волос, триммеры, манекен головы, климазон); работниками колледжа было разработано и оформлено современное методическое учебное обеспечение – плакаты поэтапного выполнения различных технологических процессов, учебные тетради по дисциплине «Колористика».

Внедряя с 2015 года данную систему подготовки обучающихся по профессии «Парикмахер» и специальности «Парикмахерское искусство», могу сказать, что она оправдала не только мои ожидания, но и ожидания наших работодателей. Результатом ее применения стали 2 место на Региональном чемпионате Красноярского края WorldSkills Russia в 2015 году и 1 место на V Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Красноярском крае в 2018 году.

Начиная своё участие от истоков конкурсного движения WorldSkills Russia в нашем крае с 2014 года, когда в конкурсе было заявлено всего 8 компетенций и продолжая его по сегодняшний день, могу с уверенностью сказать о том, что чемпионаты принесли нам не только призовые места, но и заставили нас, наше учебные заведения, наших работодателей посмотреть на процесс подготовки и обучения специалистов со стороны. Они помогли увидеть свои ошибки, признать их, произвести анализ данных ошибок, а самое главное - выстроить учебный процесс так, чтобы избежать их в будущем. Для системы образования каждого отдельно взятого учебного заведения показателем качества его работы являются высококлассные, востребованные на рынке труда выпускники. В связи с этим считаю, что было бы неправильным использовать практико-ориентированный подход в обучении лишь с целью отбора одаренных обучающихся для дальнейшего их участия в конкурсе Worldskills. Время показало, что, используя данную методику, можно добиться высоких, а главное качественных показателей в нашей работе.

Библиографический список:

1.Цель и миссия WorldSkills. [Электронный ресурс]. URL:https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (дата обращения: 17.11.2018).

2.Студопедия. Сущность практико-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. URL:https://studopedia.su/20_75136_sushchnost-praktiko-orientirovannogo-obucheniya.html (дата обращения: 17.11.2018).

3.Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов. Карюкина О. А. [Электронный ресурс]. URLhttps://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (дата обращения: 15.11.2018).

 

Оригинал работы:

Движение WorldSkills как средство совершенствования подготовки кадров




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*