Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическая технология «Метод проектов»

27.11.2018 4257 7817
Канайкина Татьяна Александровна
Канайкина Татьяна Александровна, преподаватель

Боровичский автомобильно-дорожный колледж

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Такой педагогической технологией является « метод проектов», где важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. В данной технологии необходимо научить студентов самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик обучающихся учебой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед ними такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда студенты могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Творческие проекты студентов должны быть прообразами проектов в их будущей профессиональной деятельности.. Выполняя их, они приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами. Примерами образовательных Интернет – проектов являются: "Подари жизнь", " "Новгородские дарования" и др. Мои студенты принимают участие в данных конкурсах и одерживают победы.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать студентов таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.

Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, преподаватель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что студент может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности студентов, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативности.

Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в учебной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении специалиста.

В ходе проектирования, считает самым сложным для преподавателя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если студент "идут не туда". Для студента же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Я попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют студентам учиться, а преподавателям учить без принуждения, весело и интересно. Основными целями проектирования считаю:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

• через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять их на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. В своей педагогической практике на уроках истории искусства, истории мировой культуры я чаще всего использую такой виды проектов, как исследовательские, творческие.

Это способствует актуализации знаний, умений и навыков студентов, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Этапы работы над творческим проектом я хочу показать на примере проекта « Искусство Древней Руси.

Таблица «Алгоритм работы над проектом «Искусство Древней Руси»

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Подготовка

- определение темы и целей проекта;

-формирование задач проекта;

Обсуждение темы проекта с преподавателем и получение необходимой дополнительной информации. Определение целей и задач проекта.

Знакомлю студентов со смыслом проектного подхода и мотивирую студентов. Помогаю в определении цели проекта, наблюдаю за работой.

Планирование

-определение программного обеспечения выполнения проекта;

-определение способов сбора и анализа информации;

-определение способов представления результатов;

-установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формирование задач проекта, выработка и обоснование критериев успеха проектной деятельности.

Предлагаю идеи, высказываю предложения, наблюдаю за работой студентов.

Исследование

-сбор и уточнение информации;

-выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;

-выбор оптимального варианта хода проекта;

-поэтапное выполнение исследовательских задач.

Выполняет исследование и работает поэтапно над проектом.

Провожу консультирование, косвенно руковожу деятельностью студентов.

Вывод

-анализ информации;

-формирование выводов.

Анализирует информацию, оформляет проект.

Провожу консультирование, наблюдаю за оформлением проекта.

Защита проекта и оценка его результатов

-представление проекта (мультимедийная презентация);

-анализ выполненного проекта и достигнутых результатов

Представляет проект, защищает мультимедийную презентацию, учувствует в коллективном анализе и оценке проекта в виде заполнения контрольного листа проекта.

Слушаю, задаю вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляю процесс анализа и оценивание проектов, провожу анализ контрольных листов проектов.

Оценивание творческих проектов исходит не только от меня, но и мнение группы и самооценки студента. В комплексе всех критериев ставится соответствующая оценка, которая отражается в контрольном листе проекта.

Таблица «Контрольный лист проекта»

Этапы выполнения проекта

Что оценивать

Оценка (по 5-бальной системе)

Предложения по проекту

Подготовка

-выбор и обоснование проекта;

-соответствие цели и задач проекта.

 

 

Планирование

- качество информации;

-количество и качество иллюстративного материала.

 

 

Исследование

-насколько оптимален выбор хода проекта;

-соблюдение этапов проекта.

 

 

Вывод

-анализ художественных образцов искусства Древней Руси;

-сравнительный анализ архитектурных направлений в искусстве Древней Руси.

 

 

Защита проекта

-качество мультимедийной презентации;

-достижение поставленной цели.

 

 

В курсе истории искусства и культуры метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от подготовленности студента. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет студентам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность студентам выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными студентами но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Всю нашу жизнь можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача преподавателя научить студента планировать и успешно реализовывать "свои жизненные проекты". Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Студенту важно получить отклик сверстников и взрослых.. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность. Что получилось в итоге? А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции студентов и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

 

Список использованных источников:

1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 2015. – № 6, – С. 39-48.

2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2015. – № 7. – с 151-157

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013. – 112с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.

 

Оригинал работы:

Педагогическая технология «Метод проектов»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*