Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обеспечение безопасности студентов при возможных террористических актах

11.12.2012 1449 3184
Поздеева Галина Александровна, преподаватель

Иркутский колледж экономики сервиса и туризма

В настоящее время реальную угрозу для многих стран, в том числе и для России, представляет международный и внутренний терроризм. Терроризм сегодня – это мощнейшее оружие и инструмент, используемый в борьбе против власти. Сегодня самые эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и не имеющих отношение к террору людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов как это было в Америке при взрыве торгового центра в сентябре 2001 года и в Буденновске, Москве. Объекты атаки – больницы, роддом, развлекательный центр[2].


К особо опасным угрозам террористического характера относятся:

  • взрывы в местах массового скопления людей;
  • захват воздушных судов и других транспортных средств для перевозки людей , хищение людей, захват заложников;
  • нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения или нарушение технологического процесса;
  • проникновение в информационные и телекоммуникационные системы с целью дезорганизации их работы и вывода их из строя.
  • радиоактивные вещества, отравляющие вещества, возбудители особо опасных инфекций[1].

Наиболее крупномасштабные теракты с применением химических отравляющих веществ были осуществлены членами религиозной секты «АУН синреке» в Японии. Они применили вещество зарин на 5 линиях токийского метро. Погибло 12 и 4 тысячи получили отравления различной степени тяжести, было заражено 16 подземных станций.


Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь – кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы – политические, социальные, национальные, для которых становится сомнительной законности существующей власти.


Задачи терроризма – вовлечь большую массу людей, для которых цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средства, что готовы реализовать любую мерзость. Через «возвышенные цели» обычно вовлекают молодежь, которая в силу своей умственной и моральной незрелости, легко реагирует на радикальные, социальные и религиозные идеи.


По характеру террористической деятельности терроризм делится на:

  • неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) – в этом случае теракт совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич и др.)
  • организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и осуществляется некой организацией (народовольцы, эсеры, Аль-Кайда, государственный терроризм).

По своим целям терроризм делится на:

  • националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
  • религиозный – связан с борьбой приверженцев религий между собой (мусульмане и христиане, индуисты и мусульмане), внутри одной веры (католики-протестанты, суиты-шииты), преследуют цели подорвать светскую власть и утвердить религиозную (Исламский терроризм);
  • социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя страны, привлечения внимания общества к острой проблеме. В некоторых случаях этот вид терроризма называют революционным[3].

Главный способ финансирования терроризма – криминальная деятельность, которая включает организованную и неорганизованную преступность, которая контролирует ключевые сферы криминального бизнеса. Сегодня главный источник финансирования терроризма – контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговля оружием.


В России очаги напряженности как внутри страны (республики Северного Кавказа), так и вблизи ее границ способствуют нарастанию угрозы крупномасштабных актов. Вот почему сегодня необходимо уделять особое внимание на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» стратегии противодействия данной угрозе, на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидация связанных с ним чрезвычайных ситуаций.


Нельзя забывать о таком важном аспекте, как обучение студентов правилам поведения и порядку действия в условиях угрозы и порядку действий в условиях угрозы и применения террористам различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ. От этого зависит их безопасность. Проведение разъяснительной работы во время занятий правилам безопасности и поведению при очистке местности и объектов от взрывоопасных предметов, обучению оказанию первой медицинской помощи.


Необходимо отрабатывать поведение студентов при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов:

  • при обнаружении взрывного устройства и подозрительного предмета необходимо поставить в известность дежурную часть органов полиции. При этом точно назвать точный адрес и название организации, где обнаружено взрывное устройство, номер телефона;
  • до прибытия сотрудников полиции необходимо принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50-100 метров.
  • эвакуировать из здания студентов и персонал учебного заведения на расстояние не менее 200 метров.
  • по прибытию специалистов необходимо действовать в соответствии с их указаниями.

Категорически запрещается:

  • самостоятельно предпринимать действия, нарушающие целостность подозрительного предмета, трогать и перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ними в контакте;
  • заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;
  • пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами и рацией вблизи обнаруженного предмета, проезжать на автомобиле;
  • оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет;
  • нельзя прикасаться в взрывоопасному предмету человеку в одежде из синтетических волокон.

Поскольку похищение людей с получения выкупа или обмена стало в настоящее время одним из распространенных видов уголовных преступлений. Заложником можно стать случайно, например, при ограблении магазина, банка, квартиры либо при захвате людей террористами.


Заложник – это человек, который находится во власти преступников, но это не означает, что он вообще лишен возможности бороться за благополучное разрешение той ситуации, в которой он оказался. И поэтому выбор правильной линии поведения требует наличия соответствующих знаний. Таковыми знаниями должны обладать студентами, которые могут стать потенциальными жертвами террористических актов.


Классическая схема похищения выглядит следующим образом: планирование, подготовка, захват, укрытие заложника, общение и допросы, ведение переговоров, получение выкупа, освобождение или убийство жертвы.

Реальная и в подавляющем большинстве случаев единственная возможность самому быстро вырваться из рук преступников бывает только в начальной стадии захвата, т.е. в момент захвата. Но если безуспешность попыток освободиться очевидна, лучше не  прибегать к действиям.


С момента захвата необходимо строго контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Необходимо запомнить все детали транспортировки с места захвата. Также необходимо смягчить враждебность бандитов по отношению к заложнику, искать возможность враждебность бандитов по отношению к себе, искать возможность установления индивидуальных контактов с некоторыми из них. Если начался штурм или должен начаться, необходимо прикрыть свое тело от пуль. При этом, лучше лечь на пол подальше от окон и дверей[4].


Разъяснительная работа среди студентов по правилам безопасности и поведению должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесению ущерба здоровью и материальных потерь.

 

 

Список литературы

  1. Малышев В.А. Химический и биологический терроризм. «Военные знания»,№2,2010.
  2. Прохожев А.А. Россия и национальная безопасность. «Военные знания»,№1,2011.
  3. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А.. Катастрофы и государство.- М.: Знергоиздат,1997.
  4. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими акциями, взрывами, пожарами: Методическое пособие. – Москва,2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*