Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивные методы обучения

08.11.2018 610 977
Фомичева Ирина Андреевна
Фомичева Ирина Андреевна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

В настоящее время актуальными становятся требования к личностным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять свои знания, вести самостоятельный поиск необходимых материалов, быть творческой личностью.

В ТЭПК г.Томска издавна весь учебный процесс был ориентирован на саморазвивающуюся личность, а это, в свою очередь, делает невозможным процесс обучения без учета индивидуальных особенностей студентов. Обучаемым всегда предоставляется право и возможность выбора путей и способов учения.

В колледже перед преподавателями стоит цель – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать возникшие перед ней проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной жизненной ситуации.

Достижение этой цели, по мнению автора, невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Исходя из собственного педагогического опыта, хочется отметить, что сегодня студенты не имеют привычки и желания учиться последовательно, по учебникам, а, скорее, склонны к обучению в форме участия, экспериментирования, решения реальных ситуаций и социальной практики. Они привыкли к избирательному и свободному восприятию потоков информации и, в основной своей массе, не терпят диктата со стороны преподавателя, им невозможно навязать свое мнение, они хотят сами разобраться в ситуации и понять данную им информацию.

В связи с этим автор полагает, что методы обучения, в настоящее время также должны претерпевать значительные изменения. В частности, студенты должны разбирать не только искусственные ситуации, но и решать реальные практические задачи; должны учиться не только у преподавателя, но и друг у друга; работать не только с учебной, но и с периодической литературой, с различными информационными базами данных; учиться мыслить критически и принимать на себя ответственность за выбор решения; формировать собственную профессиональную и жизненную позицию.

Огромное значение здесь приобретает самостоятельная работа студентов. Но суть этой работы не в том, что учащиеся должны самостоятельно трудиться над усвоением учебного материала, а в том, что это есть особая система условий обучения, организуемая преподавателем.

Роль педагога особенно важна при оценке применения новых знаний студентами. Если ознакомиться с предметом студент может самостоятельно, то особенно на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Ведь его знания еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Здесь наибольшее значение имеет именно взаимодействие студента и преподавателя.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразность, правильное планирование, и, конечно, стимулирование позволяет привить студентам умения в овладении, изучении, усвоении приобретаемых знаний. А самое главное – получить навыки повышения профессионального уровня в течение всей последующей трудовой деятельности.

Можно предложить студентам следующие формы самостоятельной работы: чтение рекомендованной литературы, составление конспектов, работа со справочниками, нормативными документами, решение задач, ответы на предлагаемые вопросы, разрешение ситуаций, решение кейсов, составление и разгадывание тестов/кроссвордов, подготовка к выступлению на семинарах, конференциях, составление глоссария по конкретной теме, написание эссе, писем – размышлений, составление планов и тезисов ответов.

Часто на своих занятиях автор использует метод кейсов. Студентам выдается описание реальных экономических ситуаций. Ребята, разбитые на несколько групп, должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить конкретные решения. Затеи преподаватель анализирует ответ представителя каждой группы и совместно со студентами выбирает лучшее из них. Кейсы должны базироваться на конкретном материале или должны быть приближены к реальной ситуации.

Если по предмету предусмотрено написание рефератов, то оправданно их защиту проводить в форме коллоквиума, то есть провести занятие в виде собрания группы, целью которого является слушание и обсуждение докладов сокурсников. Для того, чтобы занятие прошло плодотворно, преподаватель должен оказать поддержку каждому ученику, заранее обсудить с ним доклад и помочь верно построить свое выступление. Причем степень и сущность такой поддержки зависит от уровня подготовки обучаемого.

Каждая из этих видов самостоятельной работы преследует определенные цели. Они могут быть следующими:

систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, справочную и специализированную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческих инициатив;

формирование самостоятельности мышления, способности к самосовершенствованию;

развитие исследовательских умений.

Отдельно хотелось бы сказать об использовании деловых игр в процессе обучения.

Такой метод обучения является достаточно эффективным, так как он ориентирован не только на взаимодействие обучаемых с преподавателем, но и друг с другом. Роль педагога сводится к планированию игры и направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность студентам «прожить» некоторое время в изучаемой ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях.

При изучении нового материала деловую игру использовать неоправданно, так как у студентов еще нет знаний по определенному материалу или кругу вопросов. А вот на итоговом занятии по закреплению изученного материала или в качестве текущего контроля знаний студентов целесообразно провести, например, имитационную игру.

С этой целью можно воссоздать деятельность какой-либо организации и имитировать совещание, обсуждение планов, проведение беседы и др. В этом случае все вопросы и ситуации готовит, конечно, преподаватель, хотя ведущим может быть и любой студент (его либо назначает преподаватель, либо выбирает группа).

Очень хороши для закрепления материала и ролевые игры. Здесь отрабатываются тактика поведения, действий выполнение функций и обязанностей конкретного лица, например, кассира, бухгалтера расчетной группы, материально-ответственного лиц, главного бухгалтера и др. Но в этом случае очень важно разработать модель ситуации, заранее распределить роли между участниками.

Если по предмету в качестве итогового контроля предусмотрен зачет, то можно его проводить в виде «делового театра». Здесь необходимо инсценировать поведение учащихся в определенной обстановке. При этом студент должен мобилизовать все свои знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основной задачей педагога является совершенствование уменийобучаемых ориентироваться в предмете, давать объективную оценку своих возможностей и возможностей других студентов, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы. При проведении таких занятий следует заранее проработать сценарий, подготовить задания, распределить функции и обязанности студентов, их задачи.

В процесс познания включаются все студенты группы без исключения, каждый вносит свой индивидуальный вклад, в ходе игры идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

При проведении игр автор организует индивидуальную, парную, групповую работу, ролевые игры, осуществляет работу с документами и другими источниками информации.

Каждый студент группы может высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения.

Общение обучаемых в этом случае характеризуется открытостью, взаимодействием учеников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, возможность взаимной оценки и контроля.

Благотворно сказываются на повышении активности студентов и стимулировании их к обучению встречи со специалистами различных предприятий, т.е. с людьми, которые занимают определенные должности, имеют серьезную теоретическую подготовку и богатый практический, а также жизненный опыт.

Очень важным моментом при планировании и проведении таких занятий является предварительная подготовка студентов. С этой целью ребятам заранее выдаются вопросы, к которым следует найти ответы и проработать определенную специальную литературу самостоятельно.

Кроме того,под руководством преподавателя учащиеся готовятся к таким встречам – изучают литературу, придумывают вопросы, моделируют профессиональные ситуации.

Затем студенты совместно с преподавателем разбирают тему будущего урока и решают ситуационные задачи. Это необходимо делать для того, чтобы в момент самого урока ребята были не просто пассивными слушателям, а могли свободно ориентироваться в ситуации, задавать конкретные вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения.

В период встречи студенты попадают под влияние профессионала, у них появляется возможность, ориентируясь на его опыт, изучить предмет наиболее подходящим для него способом.

Такое взаимодействие является, по мнению автора, в высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим. Ведь в современном обществе, особенно в сфере бизнеса, чрезвычайно важно обладать не только способностями к саморазвитию и самореализации, но и навыками эффективного взаимодействия в группе, которая может состоять из людей различного как возраста, так и профессионального уровня.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать студента активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность и самореализацию обучаемых. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в современном меняющемся мире.

 

Оригинал работы:

Интерактивные методы обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*