Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессионального самосознания будущих педагогов в процессе производственного обучения

10.10.2018 632 1546
Никиточкина Галина Анатольевна
Никиточкина Галина Анатольевна, зам. директора

Мезенский педагогический колледж

Актуальность проблемы развития профес­сионального самосознания будущего педагога оп­ределяется спецификой педагогической деятель­ности в современном мире, которая в условиях информатизации общества, развития новых тех­нологий и высокой конкуренции на рынке труда требует от личности ответственности, адекват­ной оценки себя как профессионала и способнос­ти к дальнейшему самообразованию и самореа­лизации. Однако достаточно часто профессио­нальное самосознание складывается стихийно, и нередко у выпускника колледжа отношение к себе как к субъекту предстоящей профессиональной дея­тельности не сформировано. Это продляет сроки его адаптации в избранной профессии и, безус­ловно, тормозит профессиональное становление личности и развитие её самосознания.

Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.
Выдвинем очевидный тезис: движущей силой становления про­фессионального самосознания будущего педагога является противоречие между представлениями о профессии и её реальной сущностью, с одной сто­роны, и между представлениями о себе как субъек­те предстоящей профессиональной деятельности и своими реальными возможностями - с другой.

Разобраться в этих противоречиях, увидеть в себе субъект предстоящей профессиональной деятельности (или не увидеть вовсе) помогает, на наш взгляд, четкое функционирование следующих систем:

-системы профессионального воспитания, в том числе в рамках работы Центра содействия трудоустройству

-системы элементов дуального обучения, системы сетевого взаимодействия и всестороннего партнерства в процессе профессиональной практики. Практика, наряду с теоретическим обучением, формирует у студента опыт профессионального поведения, личностное знание, умение самостоятельно проектировать, реализовывать, анализировать и оценивать свою собственную деятельность. Педагогическая практика завершает процесс обучения по дисциплинам предметной подготовки, являясь связующим звеном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой, одной из основных форм профессионального становления студентов, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» 1.с.3. Ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях. Многообразие видов практики, её разносторонность, непрерывность, комплексность обеспечивают логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, дают возможность студентам колледжа овладеть профессиональными компетенциями в соответствии с получаемой специальностью.

Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал сферу деятельности. Педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления 2.с 365-368.

Педагогическая практика, по мнению исследователя Г. М. Коджаспировой, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую 3. С.272.

Адаптационная функция практики проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами образовательных организаций, но и привыкает к ритму педагогического процесса, к детям, с которыми постепенно устанавливает контакт, начинает ориентироваться в системе внутренних отношений и связей.

Обучающая функция практики самоочевидна и не требует значительных разъяснений. Полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т. е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных педагогических умений и навыков, формирования педагогического сознания, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов будущего педагога.

Воспитательный потенциал педагогической практики, как в положительном, так и негативном плане трудно измерить. Ведь именно на практике студент может реально научиться любить и понимать детей, какие они есть, выработать у себя терпение, выдержку, ответственность, чувство долга. Работая с детьми, студент довольно быстро понимает, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как имеющийся опыт оказывается недостаточным, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

Развивающая функция находится в теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями. На практике формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то педагогические способности у учащегося представлены слабо. В ходе практики студент развивается и в личностном, и в профессиональном плане. Он учится думать и поступать как педагог, а не просто, ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт.

Диагностическая функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить своё эмоциональное состояние при общении с детьми и родителями. В реальной педагогической деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего педагога.

Таким образом, педагогическая практика является важнейшим этапом становления и закрепления профессиональной направленности, так как она способствует развитию у студентов познавательной активности, потребности и способности непрерывно усваивать необходимые новые знания, осмысливая и принимая их в качестве средств овладения профессиональной деятельностью.

Изучая обозначенную проблему мы провели разноплановый и всесторонний социальный опрос среди студентов.

Содержание и результаты анкеты по изучению профессионального сознания у будущих педагогов:

Значимы ли для Вас в профессии педагога её внешние стороны: отпуск в летнее время, аккуратность внешнего вида и т.д.? (Да/Нет)

Имеет ли значение в работе педагога особый психологический климат, атмосфера: дети очень забавные и весёлые, оставаться молодым? (Да/Нет)

Считаете ли Вы, что педагог имеет возможность влияния на людей? (Да/Нет)

Согласны ли Вы с теми, кто считает, что педагог может оказывать влияние на будущее? (Да/Нет)

Имеют ли значение психолого-педагогические знания для Вас как будущего родителя? (Да/Нет)

Вы выбрали профессию педагога, т.к. она даёт возможность самосовершенствования? (Да/Нет)

Значимо ли для Вас в профессии педагога признание другими людьми? (Да/Нет)

Существует ли для Вас профессиональный эталон? (Да/Нет)

Оцените уровень социальной значимости профессии педагога (высокий, средний, низкий).

Удовлетворены ли Вы успехами в овладении педагогической профессией? (Да/Нет)

Анкета состояла из 10 вопросов, что позволяло собрать информацию об интересующих нас особенностях педагогического сознания студентов 2,3,4 курсов. В процессе анализа данных было установлено, что содержание представлений будущих учителей о педагогической деятельности касается, прежде всего, ее привлекательных сторон и различается у второкурсников и выпускников. Студенты младших курсов подчеркивают ее отдельные характеристики: внешние стороны (45%),

особый психологический климат, атмосферу (38%),

возможность влияния на людей (13%),

значение психолого-педагогических знаний для себя как будущего родителя (4%).

Выпускники делают акцент на возможности самосовершенствования (27%),

признание другими людьми (44%),

возможности влияния на будущее (56%).

Многие студенты в достаточной степени осознают цели педагогической деятельности. Для второкурсников наиболее важным является осознание социальной значимости педагогической профессии (88% положительных ответов), а для студентов-выпускников — осознание профессионального эталона (77%).

Считаем, что это не случайно. Студенты 2-го курса, серьезно относятся к своей будущей профессиональной роли, которую они видят в огромной ответственности перед обществом за обучение и воспитание подрастающего поколения. Для выпускников же, находящихся на пороге самостоятельной деятельности, более важным становится гуманное отношение учителя к детям, понимание их, создание обстановки доверия и психологической безопасности, что достигается постоянным совершенствованием имеющихся знаний, опыта, значение собственной личности и деятельности.

Результаты анкетирования свидетельствует о том, что, обучаясь на 2-м курсе, студенты, тем не менее, отчетливо представляют важность стремления учителя стать профессионалом, мастером своего дела.

В целом представления выпускников о педагогической деятельности более разнообразные, глубокие, дифференцированные и конкретные (По результатам дополнительно проведённого устного опроса выпускники в большинстве своем видят современных детей образованными, прогрессивными, находчивыми, самостоятельными, раскрепощенными, более свободными в плане мышления, чем прежние поколения, целеустремленными, но, в то же время самоуверенными, прагматичными, с узким кругозором, загруженными, мало читающими, не желающими учиться, невоспитанными, неуважительными; в то время, как второкурсники видят неуправляемыми, непослушными, избалованными, агрессивными детьми, способными поставить их в тупик. Современные школьники, по их мнению, сложны в общении, не сильно заинтересованы в знаниях, не очень любят ходить в школу.

Вывод: необходимо проведение целенаправленной работы по управлению процессом формирования профессионального сознания студентов, т.к. только при правильном руководстве можно избежать ошибок в становлении адекватных представлений о профессиональной деятельности, ценностного отношения к детям.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Формирование профессионального самосознания будущих педагогов в процессе производственного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*