Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Диагностический инструментарий для формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Право и организация социального обеспечения»

08.10.2018 774 1356
Семина Ольга Анатольевна
Семина Ольга Анатольевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

Современные условия трудовой деятельности и требования работодателей способствуют тому, что при подготовке будущих специалистов профессиональные образовательные учреждения должны, во-первых, подготовить конкурентно способного выпускника, который не только обладает определенной совокупностью знаний по выбранной специальности, но и умеет применить их на практике. Во-вторых, молодой специалист должен быстро адаптироваться к условиям труда, к своим трудовым обязанностям. В третьих, он должен быть способен быстро ориентироваться в текущей ситуации и разрешать проблемы самым оптимальным способом. Для выпускника специальности «Право и организация социального обеспечения» актуальным является умение ориентироваться в постоянно изменяющемся пенсионном законодательстве. Сформировать эти качества – профессиональные компетенции (ПК) - возможно в процессе изучения студентами профессиональных модулей (ПМ), предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Для успешного освоения профессиональных компетенций студент должен иметь интерес к изучаемому материалу, к заданиям, которые он должен выполнить. Он должен понимать, что на учебные занятия во многом имитируют будущую профессиональную деятельность.

На предметно-цикловой комиссии юридических дисциплин в течение нескольких лет ведется работа по формированию мотивации обучающихся к освоению профессиональных модулей. Одним из этапов работы является разработка, корректировка и апробация диагностического инструментария освоения материала профессиональных модулей.

Организация диагностики освоения материала модулей, а также диагностика субъективных особенностей обучающегося в соответствии со спецификой модуля, является одним из факторов, влияющих на формирование положительных мотивов в обучении. Кроме того, педагогическая диагностика позволяет преподавателю выявить уровень знаний студентов по преподаваемой дисциплине, создает преподавателю условия для самоконтроля своей деятельности с целью совершенствования процесса обучения, показывает, насколько конкурентно способным является наш выпускник.

 Изучение педагогической литературы показало, что педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.

А.И.Кочетов также отмечает, что сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и, можно добавить, в уровне освоения тех компетенций, которые необходимы современному специалисту.

Федеральный государственный образовательный стандарт специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» содержит чёткие требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Закрепленные стандартом общие и специальные компетенции позволяют определить критерии освоения студентами учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также разработать необходимый диагностический инструментарий, позволяющий контролировать результаты учебного процесса и воспитательной работы.

Диагностику освоения компетенций при преподавании междисциплинарного курса «Право социального обеспечения», входящего в состав профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» можно проводить при помощи разработанных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, заданий по учебной и производственной практике. На выполнение практических заданий учебным планом отведено 180 часов, на самостоятельную работу – 141 час. Такой объем учебной нагрузки позволяет проследить динамику заинтересованности студентов в будущей профессии.

Практические задания сосредоточены в Методических указаниях к практическим работам и содержат задания разного уровня сложности. Есть задания репродуктивного характера, которые не вызывают затруднений даже в начале изучения междисциплинарного курса. Например, в задании требуется определить периоды страхового стажа, применяя только требования ст.11 или ст.13 ФЗ РФ «О страховых пенсиях». Но, выполняя такие задания, студенты пока не проявляют заинтересованности, расчеты кажутся скучными. Понимание значимости того, что они делают на уроке, приходит позже, когда появляются задания другого уровня, для выполнения которых надо проанализировать фабулу, правильно подобрать норму права, решить практическую ситуацию по существу и оформить правовой документ. Например, в Методических указаниях есть такая ситуация: в марте 2017 г. В результате производственной травмы умер гражданин М.  У него осталось двое детей. Одному из них исполнилось 7 лет, а другому - 12 лет. Сестра умершего, которой 27 лет, ухаживает за детьми умершего и не работает. Вдова умершего работает. Его родители являются пенсионерами. Студентам предлагается определить, имеет ли право сестра умершего на страховую пенсию по случаю потери кормильца, и произвести расчет ее размера для лиц, имеющих право на получение данной пенсии, а также оформить протокол решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан по данной ситуации.

В процессе выполнения предложенного задания необходимо проанализировать нормативную базу, выбрать нормативный правовой акт, необходимый для решения предложенной практической ситуации, использовать формулу для определения размера страховой пенсии по случаю потери кормильца и применить навыки составления правового документа. Подготовленный продукт и обоснование ответа позволяют преподавателю сделать вывод о готовности будущего специалиста к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

В Методических указаниях для выполнения самостоятельной работы предложен более широкий круг заданий: от составления конспектов учебника, таблиц и схем, до выполнения домашних практических работ. Проверяя выполненные задания, преподаватель оценивает результативность освоения студентами профессиональных компетенций.

Диагностика проводится на занятиях по учебной практике, в ходе которой студенты выполняют следующие практические задания: определяют права, размер и сроки назначения различных видов страховых и государственных пенсий, оформляют макеты пенсионных дел, составляют процессуальные документы, моделируют профессиональную деятельность.

Производственная практика студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» проводится в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также органах и учреждениях социальной защиты населения, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки. Когда наши студенты приходят на практику, диагностику их готовности к профессиональной деятельности проводят уже руководители практики, которые представляют работодателя. В чем особенность предложенного диагностического материала результативности производственной практики? При разработке заданий преподаватель учитывает пожелания работодателей, а оценка за производственную практику выставляется с учетом характеристики и данных аттестационного листа, подтвержденных работодателем.

Проверить уровень профессиональной подготовки студента позволяет качество выполненной им курсовой работы и выпускной квалификационной дипломной работы.

Курсовая работа по междисциплинарному курсу «Право социального обеспечения» является результатом учебной и научно-исследовательской деятельности студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» и выполняется в соответствии с учебным планом.

Студентам предлагаются актуальные темы, позволяющие провести практическое исследование, показать сои профессиональные навыки, умения и знания. Опять же при разработке темы курсовой или дипломной работы преподаватель ориентируется на то, какие профессиональные компетенции сможет показать студент при их защите.

Приведем пример. Выполняя дипломную работу по теме «Специальный (профессиональный) стаж и выслуга лет: их сравнительный анализ», выпускник показывает, что он может осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.1 согласно ФГОС), осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.2 согласно ФГОС), консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.6 согласно ФГОС) и т.д.

Все задания, которые используются в учебном процессе, позволяют проводить диагностику на всем этапе обучения. Практико-ориентированные задания, учет мнения работодателя при их составлении позволяет повысить показатели качества знаний студентов от 60,5% в начале изучения профессионального модуля до 75,93% на выпуске, а абсолютную успеваемость за тот же период – от 89,13% до 100%.

Как уже отмечалось выше, в процессе обучения должна проводиться и диагностика результативности воспитательного процесса. Согласно требований Федерального образовательного стандарта по рассматриваемой специальности, студенты должны понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, уметь работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Основным методом диагностики здесь является наблюдения за деятельностью студентов при проведении внеаудиторных мероприятий по плану работы студенческого клуба «ЮристЪ».

Так, для студентов первого курса, готовых изучать правовые дисциплины проводится знакомство со специальностью. Первокурсники узнают, в чем заключается сущность выбранной профессии. На таких мероприятиях традиционно выступают сотрудники Отделения Пенсионного фонда Алтайского края, поддержку оказывает информационный центр «Гарант». Студенты старших курсов выступают в традиционной рубрике «Специальность глазами студентов».

Для студентов старших курсов проводится конкурс «Лучший по профессии». Целями конкурса является выявление среди учащихся колледжа, обучающихся, наиболее глубоко освоивших дисциплины и модули по специальности «Право и организация социального обеспечения» определение степени подготовленности учащихся, к самостоятельной трудовой деятельности, создание условий и среды для профессионального общения юристов, развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Во время обучения проводятся заседания студенческого клуба по темам: «История развития законодательства о материальном обеспечении работников, получивших трудовое увечье и профзаболевание», «Материнский (семейный) капитал как средство помощи молодой семье», «Избирательные права женщин», «Проблемы реформирования пенсионной системы и т.д.

Подготовка к таким мероприятиям и участие в них помогает студентам показать себя как творческую личность, а преподавателям диагностировать сформированность общих компетенций, предусмотренных ФГОС.

Грамотно подобранный диагностический инструментарий позволяет эффективно проводить диагностику знаний и умений студента, а в учебном процессе обеспечивает необходимую накопляемость оценок. Также педагогическая диагностика в необходимых случаях позволяет увидеть проблемы с обучением у отдельных студентов и проводить корректировку формирования общих и специальных компетенций при помощи индивидуальной работы с ним, или выбрать особые приёмы и способы работы с группой студентов, показавшей невысокие результаты в обучении.

 

Список использованной литературы

1 Борытко Н.М Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие / Н.М.Борытко. – М.: Академия,- 2006. – 286 с.

2  Кочетов А.И., Карабасов Ю.С., Соловьев В.П., Дубровина Л.А. Всеобщее управление на основе качества / А.И.Кочетов, Ю.С. арабасов, В.П.Соловьев, Л.А.Дубровина. - Москва, 2003 г.- 145 с.

3 Ногаческая О.Л. Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования [Электронный ресурс] /О.Л.Ногачевская.- Форма доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo

4 Федеральный государственный образовательный стандарт специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 508 //Российская газета. - N 258/1

5 Рабочая программа профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

Оригинал работы:

Диагностический инструментарий для формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Право и организация социального обеспечения»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*