Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебное пособие «Практикум по неорганической химии» для студентов очного отделения специальности 070208 «Театральная и аудиовизуальная техника (по видам)»

03.12.2012 1305 4224
Бубенщикова Тамара Владимировна
Бубенщикова Тамара Владимировна, преподаватель

Иркутский филиал ВГИК
ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие  «Практикум по неорганической химии» разработано для студентов, обучающихся в Иркутском филиале ВГИК. Составлено учебное пособие на основании рабочей программы, разработанной преподавателем в соответствии с учебным планом Иркутского филиала ВГИК.

 

Цель настоящего пособия - не только экспериментальное раскрытие теоретических положений неорганической и общей химии, но также формирование навыков самостоятельной, исследовательской деятельности у студентов первого курса очного отделения специальности 070208 «Театральная и аудиовизуальная техника (по видам)».

 

Для овладения общими способами организации самостоятельной работы предлагается схема последовательности действий, которой следует руководствоваться при подготовке к лабораторно-практическим занятиям, их проведении и оформлении отчета. Кроме того, дано краткое описание техники химического эксперимента, основных теоретических материалов.

 

Практикум рассчитан на 16 часов, проводится по окончании теоретического изучения неорганической химии в первом семестре. По каждой теме лабораторно-практических занятий формулируются задания, которые должны будут выполнить студенты. Студенты должны будут:

1. Определить:

а) какие реакции нужно осуществить;

б) какие реактивы, посуду, оборудование необходимо использовать;

г) в какой последовательности будут выполнены все необходимые действия; какие меры предосторожности следует соблюдать;

д) в какой форме производить запись наблюдений, измерений (предпочтительно это делать в виде таблицы).

2. Провести опыты, тщательно наблюдая за всеми происходящими явлениями, и сделать записи в тетради для лабораторных и практических работ в соответствии с продуманной ранее формой.

3. Ответить на контрольные вопросы и сдать отчёт преподавателю.

 

При выполнении работы студентам необходимо соблюдать правила работы с реактивами:

1. Оберегать реактивы от загрязнения. Не сливать излишки растворов и не ссыпать твердые вещества обратно в сосуд, из которого они взяты. Не путать пробки разных склянок! После употребления реактива склянку тотчас закрыть пробкой и поставить на место.

2. На всех склянках с реактивами всегда должны быть этикетки с названием вещества или химической формулой и указанием его качества. Для растворов должна быть указана концентрация.

3. Реактивы брать в возможно малых количествах.

4. Твердые вещества брать при помощи стеклянных, фарфоровых, пластмассовых шпателей, лопаточек, а жидкие - с помощью пипетки.

5. При отборе реактива склянку брать этикеткой в ладонь и последнюю каплю снимать о край сосуда, в который отливают.

 

При выполнении работ часто приходится использовать нагревание. В зависимости от свойств веществ и цели нагревания применяют различные способы. При кратковременном нагревании веществ в пробирках, в фарфоровых и металлических тиглях пользуются непосредственно "голым" огнем. Нагревание производят в верхней зоне пламени, закрепляя пробирку в деревянном держателе. Жидкости в стеклянной термостойкой и фарфоровой посуде нагревают на спиртовках через асбестовую сетку.


Если необходимо длительное нагревание при высокой температуре (прокаливание, сплавление и т.д) используют электроплитки (температура до 300о) и электропечи (температура 300 - 1000о).


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1:

Расчёты по химическим формулам и уравнениям.

 

 Цель:

  1. Закрепить знания об основных химических понятиях.
  2. Развитие памяти, настойчивости посредством решения задач.
  3. Воспитание аккуратности, сосредоточенности.

 

Основные химические понятия:

Относительная атомная масса элемента - Аг;

Относительная молекулярная масса вещества - Мг = X Аг;

Молярная масса вещества - М, численно равна относительной молекулярной массе;

Массовая доля элемента - IV= Аг/ Мг* 100%;

Количество вещества - V (моль).

 

Ход работы:

Задание № 1.

Определить массовые доли элементов предложенных веществ:

Na2 S04; КВг; А1Brз; Na2СО3.

Задание № 2.

Рассчитайте массовую долю раствора, если 5 грамм хлорида калия растворили в 25 мл воды.

Задание № 3.

Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 13 граммов цинка с соляной кислотой?

 

После выполнения практической работы ответьте на контрольные вопросы:

  1. Даны серная, азотная, соляная и фосфорная кислоты. Напишите их формулы и укажите классификацию.
  2. Определите вид связи в предложенных соединениях: NаВг, НI, N2.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2:

Характеристика элементов с учётом местонахождения в периодической системе. Определение элемента по его электронной формуле

 

Цель:

  1. Закрепить умения характеризовать химические элементы, определять элемент по электронной формуле.
  2. Продолжать развитие формирования общеучебных знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

 

Периодический закон был открыт Д.И.Менделеевым. Элементы в созданной им таблице располагаются в соответствии их свойств, причём это соответствие носит периодический характер. Каждый элемент расположен в определённой группе и периоде, согласно его порядковому номеру. Порядковый номер определяет заряд ядра атома и общее количество электронов в атоме. Группа - это вертикальные столбцы. Их восемь. Группы делятся на главные и побочные. Номер группы показывает количество электронов на последнем слое в атоме. Периоды - горизонтальные ряды. Их семь. Периоды делятся на малые и большие. Номер периода определяет число электронных слоев в атоме.

 

Ход работы: 

Задание № 1: Дать характеристику элементам с порядковыми номерами:№ 13, 17, 22, 25, 39.

Задание №2.

По предложенным электронным формулам определить химические элементы, составить формулу их оксида, определить его характер и доказать с помощью уравнений реакций.

1s22s263 s263d104 s2; 1s22s263 s23р'.

 

После выполнения практической работы ответьте на контрольные вопросы:

Какие факторы, и каким образом влияют на скорость химических реакций?

 

Лабораторная работа № 1: Гидролиз солей.

 

Цель: Закрепить знания о гидролизе солей в водных растворах, а также уме; в составлении уравнений реакций гидролиза.

 

ТБ: инструктаж преподавателя по правилам ТБ (памятка).

 

Реактивы и оборудование: метиловый оранжевый, фенолфталеин, Na2СОз, Аl(NОз)з, КСl, химическая посуда.

 

    Гидролиз - это реакция обмена между ионами соли и воды. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, среда будет щелочная. Если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, среда будет кислой. Если соль образована сильным основанием и сильной кислотой, среда будет нейтральной.

 

Изменения цвета индикатора в различных средах:

 

Индикатор

 Среда и цвет индикатора

нейтральная

кислая

щелочная

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метиловый оранжевый

оранжевый

красный

жёлтый






 

Ход работы:

 

Используя индикатор, определите экспериментально, какую среду имеют растворы выданных солей, и составьте уравнения реакций гидролиза для подтверждения полученных экспериментальных данных.

Весь ход работы и наблюдения запишите в таблицу:

 

Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы, уравнения

 

 

 

 

После работы приведите рабочее место в порядок и сдайте его преподавателю.

 

Контрольные вопросы:

Запишите условия, при которых происходит гидролиз солей.

 

Лабораторная работа № 2:

 

Проведение качественных реакций на ионы СО-2з, С1-,S04-2, Р04-3.

 

Цель: Закрепить знания о качественных реакциях.

Реактивы и оборудование: 2S04, НС1, ВаС12, NаС1, АgNOз, Nа3Р04, химическая посуда.

 

Качественные реакции на ионы:

 

Ион

Реагент

Признак

С03-2

Любая кислота

Вскипание

Р04-3,

Нитрат серебра

Жёлтый творожистый осадок

С1

Нитрат серебра

Белый творожистый осадок

S04-2

Хлорид бария

Белый молочный осадок

 

Ход работы:

 

Имея выданные реактивы, проведите известные вам качественные реакции.

Все наблюдения и выполнение работы запишите в таблицу:


Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы и уравнения

 

 

 

 

После работы привести рабочееместо в порядок и сдать его преподавателю.

 

Контрольные вопросы:

  1. Классификация солей.Примеры.
  2. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции при увеличении tна300 С, если y =2.

 

Лабораторная работа № 3. Общие свойства металлов.

 

Свойства гидроксида железа, качественные реакции на Fе+2 , Fе+3 .

 

Цель: Закрепить знания о свойствах металлов, понятие «амфотерность»; навыки составления уравнений в молекулярной форме, полной ионной и сокращенной ионной форме.

ТБ: инструктаж преподавателя по правилам ТБ (памятка).

Реактивы и оборудование: магний, сульфат меди, соляная, серная, азотная кислоты, гидроксид натрия, хлорид железа (II, III), гидроксид натрия, гексацианоферрат калия (красная кровяная соль), тиоцианат калия (жёлтая кровяная соль), химическая посуда.

 

Металлы - это распространённые вещества. Атомы металлов на внешнем слое имеют малое количество электронов, поэтому они всегда окисляются, и являются восстановителями. Их активность отражена в химическом ряду напряжений (или активности). Металлы побочных подгрупп в соединениях могут иметь переменные валентности (железо, хром, марганец и другие).

Для железа наиболее устойчивые соединения, где его валентность - II и III. Различать железо в разных степенях окисления можно с помощью следующих реагентов:

+2- гексацианоферрат калия (красная кровяная соль) K3Fe(CN)6. Признак - тёмно-синий осадок (турнбулева синь);

+3- тиоцианат калия (жёлтая кровяная соль) KNCS. Признак - кроваво-красная окраска.

 

Ход работы:

 

  1. Проведите реакции взаимодействия магния с кислотами. Опишите наблюдения и составьте уравнения реакций, учитывая, что при взаимодействии с азотной кислотой водород не выделяется.
  2. Получите гидроксид железа (II, III) из имеющихся реактивов. Докажите, что гидроксид Fе+3– амфотерен, а гидроксид Fе+2 не проявляет амфотерности.

 

Весь ход работы и наблюдения запишите в таблицу:

 

Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы, уравнения

 

 

 

 

После работы приведите рабочее место в порядок и сдайте его преподавателю.

 

Контрольные вопросы: Сколько граммов соли образуется при взаимодействии железа (II) с соляной кислотой  массой 14,6 грамма?

 

Лабораторная работа № 4:

 

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».

 

Цель: Закрепить умение применять теоретические знания в практических ситуациях; навыки составлять ионные уравнения реакций и осуществлять важнейшие качественные реакции на катионы и анионы.

ТБ: инструктаж преподавателя по правилам ТБ (памятка)

Реактивы и оборудование: карбонат натрия (Nа2СОз), фосфат натрия (NaзРО4), соляная кислота (НС1), нитрат серебра, цинк, метиловый оранжевый, фенолфталеин, химическая посуда.

 

Качественные реакции на ионы:

 

Ион

Реагент

Признак

СО3-2

Любая кислота

Вскипание

Р04-3,

Нитрат серебра

Жёлтый творожистый осадок

Сl -

Нитрат серебра

Белый творожистый осадок


Изменения цвета индикатора в различных средах:

 

Индикатор

Среда и цвет индикатора

нейтральная

кислая

щелочная

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метиловый оранжевый

оранжевый

красный

жёлтый


Ход работы:

 

  1. Дан раствор соляной кислоты. Подтвердите опытным путём её качественный состав. Составьте уравнения реакций в полной и сокращённой ионной форме.
  2. Определите, в каких пробирках находятся растворы: фосфата натрия, карбонат натрия.
  3. Исследуйте среду карбоната натрия индикаторам и с помощью ионных уравнений объяснить наблюдаемое явление.

Весь ход работы и наблюдения запишите в таблицу:

 

Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы, уравнения

 

После работы приведите рабочееместо в порядок и сдайте его преподавателю.

 

Контрольные вопросы:

  1. Классификация кислот. Примеры.
  2. Определить вид химической связи в соединениях: NНз, МgS, N2, Zп. 


Список рекомендуемой литературы:

  1. Ерохин Ю.М.; Химия, Учебник для средних специальных учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия»; НМЦСПО, 2000г.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.
  3. Ахметов Н.С. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. М., 1979.
  4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Л.,1983.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*