Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование ценностей здорового образа жизни на уроках химии

01.10.2018 622 1165
Максимова Вера Ивановна
Максимова Вера Ивановна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»

Сигенри Генри Эрнст (американский медик)

В настоящее время данные слова обретают особую актуальность, ведь здоровье молодых людей – одна из острых проблем современной жизни. И решать эту проблему поможет систематическое образование студентов в области здоровья и здорового образа жизни.

Химия, как одна из естественнонаучных дисциплин, обладает широким спектром реализации задач сохранения и укрепления здоровья студентов.

Урок является основной формой организации обучения. Современный урок химии –технологичен, а значит имеет высокую информационную нагрузку, динамичность, эмоциональное напряжение, поэтому выявление компонентов здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на основе здоровьесберегающей технологии является важнейшей задачей преподавателя. [2]

Здоровьесберегающая образовательная технология - это качественная характеристика любой инновационной образовательной технологии. Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, педагогов и др.). Поэтому каждый урок, должен содержать в себе оздоровительный компонент. [1]

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

Рис. 1 Основными компонентами здоровьесберегающей технологии

─Знаневый, направлен на приобретение необходимых знаний и умений для познания себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

─Социальнозначимый, направлен на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровьесбережение, как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения.

─Здоровьесберегающий, включает систему ценностей: соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений, заболеваний, стрессоустойчивости.

─Эмоционально-волевой, направлен на проявление психологических механизмов: положительные эмоции, переживания, проявление воли, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

─Экологический, учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает его определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.[2]

На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных факторов, способствующих формированию правильного отношения студентов к своему здоровью.

Таблица 1 «Компоненты здоровьесбережения на уроках химии»

Формируемые ценности

Тема занятия

Компонент здоровьесбережения

Физическое

Здоровье

 

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

Вводный урок.

Техника безопасности поведения в кабинете химии.

Раздел 1.Неорганическая химия

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

Практическая связь предмета химии с жизнью.

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Химический состав клетки: макро-, микро- и ультромикроэлементы. Радиоактивность.  

Тема 1.3. Строение вещества

Агрегатное состояние вещества. Коллоидные растворы, гели, золи. Вода, воздух - экология. Образование угарного газа при курении. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Способы сокращения экологических следов.

Тема 1.4. Вода. Растворы. Растворение.

Биологическая роль воды. pH кожи человека. Жесткость воды. Минеральная вода. Приготовление растворов заданной концентрации.

Тема 1.5. Химические реакции

Биологическая роль химических реакций в организме человека.

Тема 1.6. Металлы и неметаллы.

 

Биологическая роль металлов в организме человека. Токсическое воздействие солей тяжёлых металлов на организм человека. Биологическая роль галогенов. Влияние препаратов йода на умственную активность.

Тема 1.7. Классификация неорганических соединений и их свойства

Неорганические вещества клетки

Агрессивная среда: кислоты, щелочи, соли. ТБ при работе с бытовой химией.

Раздел 2. Органическая химия

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических веществ

Биологическая роль органических

соединений в клетке. Круговорот

углерода в природе.

 

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

 

 

Влияние углеводородов нефти и сероводорода на организм человека. Экологические аспекты добычи и переработки углеводородов.

Тема2.3. Кислородосодержащие органические соединения

 

 

Влияние алкоголя на организм человека. Формирование навыков здорового питания. Диеты. Пищевые добавки. Витамины, гормоны, лекарства. Гигиена рабочего места.

 

Тема2.4. Азотосодержащие органические соединения

Пластмассы. Волокна. Экологические проблемы современных производств. Генномодифицированные продукты. Пестициды. Полимеры для изготовления имплантантов. Проблемы утилизации искусственных материалов.

Компоненты здоровьесбережения на уроках химии (таб.1) показывают, как каждая тема может содержать материал по здоровьесбережению, что повышает уровень знаний, формирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, расширяет кругозор студентов, усиливает воспитательное воздействие на формирование здорового образа жизни.[1] Позволяет изменить отношение студентов к предмету химии, формирует познавательный интерес, инициативу, ответственность за результат.

Целенаправленная совместная образовательная и воспитательная работа преподавателя на уроке способствует формированию у студентов знаний принципов здорового образа жизни, умений их применять, анализировать и прогнозировать своё будущее.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Формирование ценностей здорового образа жизни на уроках химии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*