Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие памяти детей младшего школьного возраста посредствам внеклассной работы

17.09.2018 1939 3570
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Комлева Анастасия Михайловна
Комлева Анастасия Михайловна, студент

Вятский колледж культуры

Память лежит в основе способностей каждого ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.

Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка: пользуясь рекомендациями, используя различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию [7].

Лучше всего это делать во время внеклассных мероприятий. Но в последнее время на них практически не уделяется внимания развитию таких важных качеств, как память, мышление, восприятие и внимание. Даже в учебнике И. В. Дубровиной, Е. Е. Даниловой, А. М. Прихожан «Психология» говорится о том, что в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными [4, с. 404].

Память есть у всех живых существ, но у человека она достигает наиболее высокого уровня своего развития. Никакое другое живое существо в мире не располагает такими же мнемическими возможностями, какими обладает человек [10, с.185].

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение и последующее воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов [4, с.123].

И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова и А. М. Прихожан условно разделяют виды памяти на 3 группы:

1. Что запоминает человек (предметы, явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.

2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.

3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, оперативная, долговременная [7, с.159].

Двигательная или моторная память позволяет запоминать различные движения и действия, умения и навыки. Эмоциональная память помогает помнить переживания, эмоции, чувства, которые мы испытывали в каких-либо ситуациях. Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, размышлений, словесных формулировок, понятий. Образная память – это вид памяти, связанный с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели - запомнить, которую ставит человек и производит волевые усилия, применяет для этого соответствующие приемы. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, явление, случай, они запоминаются сами с собой, без волевых усилий, без применения специальных приемов [7, с.159].

Кратковременная и долговременная память – эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает [7, с.158]. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-либо сведений на время, необходимое для выполнения отдельного акта деятельности, операции.

Все виды памяти самоценны и необходимы, в процессе взросления и жизни человека они не исчезают, а обогащаются и взаимодействуют между собой [4, с.125].

Наилучшее время развития памяти – это младший школьный возраст, то есть годы жизни с 6 до 11 лет [2]. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста возрастает роль детского сообщества, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они становятся осознанными и произвольными и начинают приобретать опосредствованный характер. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, восприятием.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление [14]. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению [5, с. 424]. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия [5, с. 435]. К началу младшего школьного возраста восприятие детей, еще очень несовершенно, несмотря на его большие возможности [4, с. 399]. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Восприятие в этом возрасте тесно связано с эмоциями [15].

Актуальной проблемой в работе с младшими школьниками является внимание. Их внимание действительно еще слабо организовано, плохо распределяемо, неустойчиво, имеет небольшой объем, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания [7, с.102]. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

В младшем школьном возрасте, как и все другие психические процессы, память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Память в этом возрасте становится мыслящей [5, с. 438].

Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, высокая познавательная мотивация, его активная позиция являются необходимыми условиями развития памяти [6, с.194]. Практика показывает, что одного лишь интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции [4, с. 403]. Опора на мышление, использование различных средств и способов запоминания (составление плана, группировка материала, осмысление связей различных частей и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию произвольную, осознанную, опосредованную. Память ребенка из эмоциональной и непосредственной становится смысловой, логической [11, с. 105].

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Даже самый удачный урок имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким- либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жёсткими плановыми и временными рамками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.

Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле воспитания и обучения учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен [13].

Если обратиться к источнику под редакцией В. Я. Никитина «Словарь педагогических терминов» то, внеклассная работа - организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Целью внеклассной работы учебного характера является углубление и расширение знаний школьников по определенным областям психологических знаний, которым не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса психологии.

Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме [8].

Индивидуальная работа – это работа с отдельными учащимися с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций.

Групповая работа – это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся, направленная на углубление их знаний и практических умений. Среди групповых занятий различаются: а) эпизодические (в целях подготовки праздника и другого массового действа); б) кружковые занятия, факультативы [1].

Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, которые позволяют привлечь к участию в мероприятии весь коллектив школьников [9].

Внеклассная работа создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности [3].

На базе общеобразовательной школы в 3 классе было проведено несколько внеклассных мероприятий, в составе которых: входная диагностика и выходная диагностика для определения повышенности уровня внимания, тренинги на развитие видов памяти.

Первое внеклассное мероприятие было направлено на диагностику начального уровня памяти детей. Диагностика включала в себя четыре теста. Первый тест – оценка уровня развития словесно-логической памяти, где ученикам предлагалось определить тип логической связи в 14 парах слов в соответствии с шифр-буквами [12]. Далее предлагался тест на определение уровня эмоциональной памяти. В этом случает ученикам было предложено записать 10 слов в 2 столбика: левый столбик – слова, которые вызывают какие-либо эмоции, правый столбик – слова, не вызывающие никаких эмоций [12]. Следующий тест на определение уровня образной памяти. Учащимся предлагалось 9 образов, которые они должны были запомнить в течение 20 секунд. А затем записать или зарисовать все запомнившиеся образы за 1 минуту [12]. Завершал диагностику тест - оценка уровня развития двигательной памяти. Учащимся предлагалось повторить 10 движений с ведущим, а затем воспроизвести их самостоятельно [12].

В ходе внеклассного мероприятия было продиагностировано 17 учащихся. Показатель успешности оценивался по 3-бальной шкале: 3 балла – высокий уровень развития памяти, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень. Результаты входной диагностики таковы, что 2 из 17 учеников, что составило 11,8% - справились с тестированием на отлично, показав высокий уровень развития памяти. Средний уровень развития памяти показали 11 человек, что составило 64,7% от общего количества, и 4 из 17 респондентов показали низкий уровень развития памяти, что составило 23,5 % учащихся.

Для знакомства детей с видами памяти в рамках первого мероприятия была проведена беседа, включающая в себя знакомство с понятием и видами памяти. Для улучшения памяти и более эффективного запоминания информации были разработаны методические рекомендации родителям по развитию детей младшего школьного возраста (рекомендации для родителей в приложении), которые были выданы детям на дом.

Для развития каждого вида памяти было разработано и проведено второе внеклассное мероприятие. В рамках данного занятия ребятам предлагались различные тренинги на улучшение каждого вида памяти, затем для замера эффективности проведенных игровых тренингов на развитие уровня памяти в рамках второго мероприятия была разработана и проведена повторная диагностика – выходная диагностика уровня развития памяти детей, которая включает в себя подобные входной диагностике задания. Первый тест был направлен на измерение повышения уровня развития словесно-логической памяти. Детям предлагалось прослушать 10 пар слов, связанных по смыслу, а затем записать пару к каждому слову [12]. Во втором случае использовался тест для измерения повышенности уровня развития эмоциональной памяти. Ученикам было предложено записать 10 слов в 2 столбика, как и на входной диагностике, но слова были уже другие. Третий тест на измерение повышенности уровня образной памяти был похож на тест входной диагностики, но образы были другие и более сложные (взята из домашних методических рекомендаций). Четвертый тест, который помог понять, повысился ли уровень развития двигательной памяти, был таким же, как тест на входной диагностике, но с использованием других, более сложных, движений.

Анализ результатов выходной диагностики показал, что уровень развития памяти учащихся значительно повысился. Если в результате первой диагностики высокий уровень развития памяти показали лишь 2 из 17 респондентов, то в выходной диагностике их количество увеличилось до 8 человек, то есть на 35,3%, что составило 47,1% от общего числа диагностируемых. Число учеников в статусе «средний уровень развития памяти» составило 8 (47,1%). Их баллы варьировались от 1,75 до 2,25. Низкий уровень внимания, по сравнению с входной диагностикой, оказался лишь у одного участника, который набрал 1,25 балла. В ходе опроса в рамках второго мероприятия выяснилось, что данный ученик не проходил тесты и тренинги в предлагаемой памятке для родителей (то, что нужно было сделать дома).

Таким образом, можно сделать вывод, что те ребята, кто занимался дома по разработанной методике в памятках для родителей, в выходной диагностике показали значительно улучшенный результат уровня развития памяти по сравнению с входной. Те ребята, кто не занимался с родителями по предлагаемой методике, смогли незначительно улучшить результаты уровня своего внимания. Поэтому, с целью дальнейшего развития внимания учеников, помимо памятки для родителей, была разработана памятка для учителя по улучшению уровня памяти (памятка для учителя в приложении).

Список использованных источников

Внеклассная работа с младшими школьниками при обучении психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00274816_0.html (дата обращения – 15.04.2018)

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1112912.html (дата обращения – 20.03.2018)

Глава 1. Теоретические основы формирования межэтнической толерантности младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/9/26402.html (дата обращения – 29.03.2018)

Дубровина И. В. Психология [Текст]/ И. В. Дубровина, Данилова Е. Е., Прихожан А. М. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 464с.

Дубровина И. В. Психология [Текст]/ И. В. Дубровина, Данилова Е. Е., Прихожан А. М. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 496с.

Ермолаева М. В. Психология развития [Текст]/ М. В. Ермолаева – Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376с.

Ефимова Н. С. Основы общей психологии [Текст]/ Н. С. Ефимова – Москва: ИД «ФОРУМ», 2009. – 288с.

Массовые формы внеклассной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/12-88010.html (дата обращения – 10.04.2018)

Массовые формы внеклассной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bookfi.ru/priroda/massovye_formy_vneklassnoj_raboty.html (дата обращения – 10.04.2018)

Немов Р. С. Психология [Текст]: учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений / Немов Р. С. – в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.– Москва: Просвещение, 1994. – 576с.

Немов Р. С. Психология [Текст]: учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений / Р. С. Немов – – в 2 кн. Кн. 2. – Москва: Просвещение, 1998. – 608с.

Пронина Т.Н. Диагностика памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/08/31/diagnostika-pamyati-podrostkov (дата обращения – 28.04.2018)

Раздел 1. Теоретические основы внеклассной работы младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5473559/ (дата обращения – 13. 04.2018)

Рублева Т. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/12/11/vozrastnye-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения – 18. 03.2018)

Шевелева О.В. Особенности памяти и способы её развития у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/statya-na-temu-razvitie-pamyati-mladshih-shkolnikov-73831.html (дата обращения - 25.04.2018).

 

Оригинал работы:

Развитие памяти детей младшего школьного возраста посредствам внеклассной работы

Приложения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*