Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение влияния темперамента на мотивационную готовность к обучению танцами детей дошкольного возраста

17.09.2018 921 2748
Власова Елена Михайловна
Власова Елена Михайловна, преподаватель

Бояринцева Валерия Олеговна
Бояринцева Валерия Олеговна, студент

Вятский колледж культуры

За основу возьмем определение и теорию русского ученого И. П. Павлова. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Научное обоснование темпераментов дает теория о типах нервной системы. Согласно теории И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

Ученый открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Согласно данной теории, тип нервной системы передается по наследству и лежит в основе темперамента. Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.

Сангвиник – это человек подвижный, быстрый (однако, без резких движений), проявляющий эмоциональный отклик на все впечатления. Легкий и быстрый отклик на окружающие раздражения и воздействия объясняет активность сангвиника и легкое приспособление его к изменяющимся условиям жизни. У сангвиников проявляется частая смена настроения: он то весел и беззаботен, то печален и озабочен. Тем не менее, у людей такого типа преобладает хорошее настроение и бодрость духа. Сангвиника быстро находят общий язык с окружающими, легко налаживают связь в коллективе.

Флегматик – это человек спокойный, медлительный и уравновешенный, которого нелегко вывести из себя и задеть эмоционально; почти все его чувства проявляются внутри. Флегматик не любит перемен, склонен к порядку и «привычной» обстановке. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность порой может мешать в учебной деятельности, когда требуется быстро понять, запомнить, сообразить и сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает обычно надолго, основательно и прочно. И. П. Павлов назвал людей флегматического темперамента «спокойными, ровными тружениками жизни».

Холерик – человек активный, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам. Так как психические процессы протекают быстро и интенсивно, особенности холерического темперамента, ярко сказываются в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но если работа однообразна, требует усидчивости и терпения, то в процессе работы запас нервной энергии у холерика может быстро истощиться, также может наступить охлаждение, подъем и воодушевление исчезнут, настроение резко упадет.

Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой их силой и длительностью. Психические процессы у людей этого темперамента протекают замедленно, они с трудом реагируют даже на сильные раздражители. Длительное и сильное напряжение утомляет их и вызывает замедленную деятельность, а затем и ее прекращение, но в привычной и спокойной обстановке меланхолики чувствуют себя комфортно и работают продуктивно.

Влияние темперамента сопровождает человека на пути всей его жизни и абсолютно любую сферу его деятельности. Например, такую, как танцы. Обучение танцами подразумевает собой своеобразный процесс, имеющий ограниченные временные рамки, в ходе которых всеми участниками процесса должны быть решены четко поставленные цель и задачи. Также у детей на каждом уроке учитывается соблюдение дисциплины и развитие таких умений, как слушать и слышать педагога, выполнять его указания и взаимодействовать друг с другом. Все это влияет на мотивационную готовность детей к занятиям танцами, иначе говоря, на психологическую готовность. Психологическая готовность подразделяется на две части: интеллектуальная и личностная.

1. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению танцами:

• дифференцированное восприятие;

• наглядно-образное мышление (способность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности);

• иррациональный подход к действительности (усиление роли фантазии);

• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

• укрепление костно-мышечно-суставного аппарата;

• овладение на слух разговорной речью и способность к её пониманию;

• развитие разных типов памяти (образной, наглядной, слуховой, механической)

• развитие координации движений, ориентировки в пространстве, чувство ритма, танцевальной выразительности.

2. Личностная готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, педагогами. Ребенок приходит в зал, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими[8].

Этот компонент включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение ученика. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к занятию танцами, к учебной деятельности, педагогам, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

Мотивационно готовым к обучению танцами является ребенок, которого хореография привлекает возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Так как его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует педагог - режим занятия, программа обучения. Таким образом, у ребенка будет развиваться волевая мотивация. [5, с. 48].

Понятие "мотивационной готовности" к обучению танцами влияет на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в новом коллективе. В связи с этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию - позицию танцора.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит "теоретическое" направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая [7].

Важным этапом в развитии в жизни ребенка является дошкольный период. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками[2].

Физические возможности ребенка значительно возрастают. Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными. Типом мышления, характерным для ребенка является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша.

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. Развивается связная речь. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дети испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными [4, с. 8].

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Также основной творческой деятельностью является хореографическое искусство, которое обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребёнка.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи физиологии называют этот период возрастом «двигательной расточительности». Занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, так как бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Также нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники.

Более того, на практике доказано, что большинство детей с удовольствием посещают занятия по хореографии, потому что получают радость от движения под музыку, общения со сверстниками, применения фантазии и смекалки во время игры [2].

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

Танцы поистине можно назвать прекрасным средством воспитания и развития ребенка, так как они создают благоприятную почву для выявления потенциальных возможностей человека в раннем возрасте. Органическое сочетание музыки, движений и игры способствует формированию положительных эмоций, помогающих раскрепостить ребенка, сделать его поведение естественным и красивым, раскрыться как личности, приобщить к культурным ценностям.

Независимо от того, есть ли у ребенка физические, хореографические, музыкальные данные, творческий потенциал, развивающийся равномерно посредством хореографии и музыки, способствует гармоничному становлению личности ребенка-танцора. Чем раньше ребенок (самый оптимальный возраст – 4 года) начнет заниматься хореографией (ритмикой), тем больше у него появляется возможностей приобрести определенные навыки, с помощью которых он сможет выразить свое настроение средствами хореографии [3].

Необходимо акцентировать внимание на том, что педагогу следует создать благоприятную атмосферу для раскрытия творческого потенциала детей. Педагог-хореограф в организации работы с детьми среднего дошкольного возраста должен стремиться выполнять следующие задачи:

• развивать творческий потенциал;

• развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, танцевальную выразительность;

• воспитывать художественный вкус;

• использовать только те движения и образы, которые посильны детям данного возраста и которые способны заложить в них основы красоты, доброты, здоровья и не помешают естественному развитию растущего организма;

• проводить занятия продолжительностью не более 30–45 минут.

Педагог-хореограф должен выявить творческий потенциал в каждом ребенке, разглядеть его природные данные, подобрать к нему свой индивидуальный подход. Необходимо помнить, что средний дошкольный возраст детей подразумевает стремление детей к сотрудничеству со взрослыми, поэтому педагог должен помогать детям освоить новые способы и приемы действий, показывать пример поведения и отношения. В совместной с ребенком деятельности педагог помогает расширить область самостоятельных действий с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. Педагог-хореограф должен не скупиться на похвалу, так как ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда, у него формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия, повторить [9, с. 37].

Педагогу-хореографу не следует спешить в начале обучения. Необходимо постепенно приучать детей серьезно относиться к занятиям по хореографии, сознательно воспринимать изучаемый материал. Педагог должен учить детей слушать музыку, понимать её характер, отражать его в своих движениях, учить управлять своим телом, координировать движения. Для успешного протекания учебного процесса необходимо подбирать соответствующий музыкальный материал: в нем должны присутствовать контрастность темпа и динамики, четкие ритмические рисунки. Если ребенок будет чувствовать контрасты в музыке, то он сможет точнее передать движением свое отношение к ней, то есть у него будет развиваться творческое воображение.

Таким образом, развивая физические и музыкальные данные в ходе игры на уроках хореографии, дети раскрепощаются, учатся красиво и выразительно танцевать, раскрывают свой творческий потенциал и познают прекрасный мир искусства. Все это способствует гармоничному воспитанию и становлению личности ребенка-танцора.

 

Список использованных источников:

 

1. Блонский, П.П. Педология [Текст]: – М.: Юрайт, 2016, – 294 с.

2. Возрастные особенности детей 4-5 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru, свободный (13.02.2018).

3. Искусство танца – средство воспитания и развития ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/, свободный (21.02.2018).

4. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада [Текст]: – М.: Просвещение, 1981. – 127 с.

5. Лалаян Е., Брагина Н., Кон А. Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками [Текст]: – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017, – 368 с.

6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО – М.: Юрайт, 2016, – 236 с.

7. Мотивационная готовность ребенка к школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф, свободный (13.04.2018).

8. Понятие мотивационной готовности к школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pclever.ru, свободный (25.02.2018).

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие [Текст]: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998, – 384 с.: ил.

 

Оригинал работы:

Изучение влияния темперамента на мотивационную готовность к обучению танцами детей дошкольного возраста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*