Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рефлексия как неотъемлемая часть практического занятия

12.09.2018 1981 5479
Колодина Ольга Петровна
Колодина Ольга Петровна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

«Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными,

если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».

В.А.Сухомлинский

Одной из главных целей профессионального образования, в концепции модернизации Российского образования является подготовка компетентного специалиста, конкурентноспособного на рынке труда, ответственного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Ответственность за успешную реализацию этого возлагается на всех субъектов процесса обучения. Однако преподаватель – «ведущая скрипка» данного процесса, и от того насколько правильно и профессионально будет построен учебный процесс зависит в целом успех формирования будущего специалиста- профессионала.

В современной педагогической практике существует множество ресурсов, технологий и методов для достижения выше изложенной цели.

Главными задачами преподавателя в данной ситуации является рациональный выбор подходящей технологии, правильное проектирование учебного процесса и установление позитивного психологического контакта с обучающимися, раскрытие лучших качеств личности каждого. Успешной практикой в данном случае можно считать применении рефлексии как педагогического приёма и неотъемлемого этапа учебного занятия любого уровня.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Важным моментом учебной деятельности является управление преподавателем рефлексией студентов. Рефлексия является одним из важнейших условий самореализации личности студента, самостоятельного мышления, принятия важных для себя решений.

Что же такое рефлексия? Ответы на данный вопрос дают множество литературных источников.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к занятиям, рефлексия — это этап занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, знания, результаты своей деятельности.

Развитие навыков рефлексии у студентов – сложный процесс движения от взаимоконтроля к самоконтролю самооценке и самоанализу.

Психологами установлено, что нет студентов, равнодушных к оценке своих знаний.

Важным моментом в работе преподавателя является развитие у студентов навыков самооценки.

К самооценке стоит побуждать студентов с 1 курса, можно начинать с взаимопроверки, умения аргументированно комментировать ответы товарищей  и вести студентов к оценке своей работы в соответствии с предложенным образцом и критериями оценок, которые предлагает преподаватель. Важно, чтобы оценка была мотивированной.

Рефлексия побуждает к активности, помогает найти пути совершенствования личного и профессионального роста.

Очень важно понять, что рефлексия важна и необходима не только для студента, но и для преподавателя.

Для студента она заключается в осознании своей деятельности: формулируются получаемые результаты, конкретизируются этапы изучения определённой темы, обозначаются проблемы каждого студента в данной теме, проблемы группы в этой теме, рождаются способы решения этих проблем.

Для преподавателя же рефлексия состоит в том, чтобы помочь увидеть, за счёт чего достигается успех, вследствие чего были допущены ошибки, помочь осознать связь полученных результатов обучения с характером переживаний в ходе познания, помочь скорректировать образовательный путь студента.

Поэтому рефлексия является не только итогом, но и стартом для новой образовательной деятельности.

Когда же целесообразно проводить рефлексию на практическом занятии.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;

- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ; - РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

По времени проведения каждый вид рефлексии может осуществляться не только в конце, как это принято считать, но и на любом его этапе, всё зависит от цели занятия, уровня сложности учебного материала, способов, методов обучения, а также возрастных и психологических особенностей студентов.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  целесообразна и в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой, и в конце деятельности для укрепления этого контакта в будущем.

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно",

Данный вид рефлексии помогает оценить общее настроение студентов. Чем больше позитива, тем лучше понята тема.

Вариантов проведения масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д.

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности можно использовать на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ.

Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия

Рефлексию содержания учебного материала можно использовать для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективным временем проведения данного вида рефлексии на практическом занятии можно считать окончание этапа отработки практических навыков.

Среди множества рефлексивных приёмов хочется выделить приём рефлексии «Незаконченное предложение».

Позвольте привести пример из личного педагогического опыта применения такого вида рефлексии на практическом занятии по ПМ 04.,МДК 04.03.Технология оказания медицинских услуг по теме: «Постановка подкожной инъекции».

После демонстрационного момента студенты в течение 30 минут самостоятельно отрабатывают алгоритм постановки подкожной инъекции на фантомах. Сразу после этого раздаются карточки с незаконченными предложениями, где в течении 5 минут они дописывают свои ощущения, проводят самоанализ проделанной работы с конкретными комментариями по манипуляции.

Примеры предложений:

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После проделанного мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Особенно мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…"

« Я себя оценил на ….»

Анализируя ответы студентов можно составить представление об удавшихся моментах, и где стоит дополнительно уделить внимание.

Например: оценка 7 человек из 10: "Я похвалил бы себя за четкое соблюдение правил асептики при постановке подкожной инъекции", дает понять преподавателю, что вопросы инфекционной безопасности усвоены на достаточно хорошем уровне. А вот утверждения студентов: «Было трудно ввести иглу под нужным углом» или « Было трудно правильно держать ампулу при наборе лекарственного средства» даёт понимание дополнительно отработать эти моменты на занятии и в целом сформировать качественное выполнение данной медицинской услуги.

Таким образом, рефлексия - это не только этап занятия но и эффективная педагогическая технология, способствующая развитию важных качеств специалиста - медика, которые потребуются ему в будущей профессиональной деятельности:

-самостоятельность: студент осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет ошибки, меру активности и ответственности в своей деятельности;

-предприимчивость: студент осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше;

-конкурентоспособность: умение делать что-то лучше других, действовать в любых ситуациях более эффективно.

В заключении хочется отметить что, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самого себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность педагога и обучаемого, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента

 

Литература:

1.Ефстифеева Е.А.Филиппченкова С.И.Формирование рефлексивно-активной среды в медицинском образовании.\ сборник материалов 12 всероссийского совещания.

2.Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине. Академия 2006 г.

3. http://fb.ru/article/238111/refleksiya-v-kontse-uroka-primeryi-po-fgos-refleksiya-kak-etap-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-fgos

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

 

Оригинал работы:

Рефлексия как неотъемлемая часть практического занятия




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*