Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Адаптированность и дезадаптированность личности

12.09.2018 1927 3159
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Удаляются те, кто не может приспособиться, и те, кто не хочет.

Ишхан Геворгян [9]

Человек всегда стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, согласования собственных требований и притязаний с реальными возможностями окружения [3, c. 137]. По мере осуществления этого повышается адаптированность личности, т. е. степень приспособленности ее к жизни в социуме [8, с. 95].

Адаптированность может быть:

–внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенных изменениях среды (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность человека меняются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями – происходит полная адаптация личности);

–внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности);

–смешанной, при которой личность частично изменяется и перестраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я» и самостоятельность [8, с. 95].

Критерием адаптированности личности для А. Маслоу является степень интеграции личности и среды [1, c. 301].

При резком снижении показателей адаптированности, сопровождаемом отрицательными эмоциональными переживаниями, тревогой, напряжением, отчуждением, неадекватным реагированием на предъявление требований, сложившимися представлениями о собственной неэффективности, наступает кризис в адаптации. Человек, оказавшийся в кризисе адаптации, объективно не может продолжать прежнюю деятельность, отношения, образ жизни. Это заставляет его, с одной стороны, страдать и переживать, а с другой – искать новые основания жизни и, исходя из них, перестраивать отношения с собой, группой, обществом в целом [10]. Если не помочь субъекту преодолеть данный кризис, то может наступить дезадаптация, то есть психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления [4, с. 136].

Выделяют нескольких типов дезадаптрованности личности:

–устойчивая ситуативная дезадаптированность, характеризующаяся отсутствием у личности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет умения адаптироваться;

–временная дезадаптированность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную (то есть способную к адаптации [6, с. 6]) активность личности;

–общая устойчивая дезадаптированность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики [8, с. 96].

Стоит отметить, что Э. Фромм рассматривает дезадаптацию как позитивный процесс, как источник развития личности. По его мнению, разрушительным процесс дезадаптации личности становится тогда, когда развитие ее внутрипсихических процессов и поведения приводит не к разрешению проблемных ситуаций в ее жизни и деятельности, а к усугублению и усилению трудностей личности и тех неприятных переживаний, которые они вызвали [2, с. 51].

Невозможность приспособиться к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем [4, с. 137]. Кроме этого, дезадаптация влечет за собой достаточно серьезные для личности последствия: повышенную конфликтность, ухудшение состояния здоровья, непонимание своей социальной роли, срывы в учебной и профессиональной деятельности, совершение антисоциальных поступков [5].

Поэтому необходимо учитывать следующие возможности преодоления дезадаптации:

– личность может дать рациональное объяснение имеющемуся противоречию, которые могут относиться как к себе, так и к оцениваемому объекту;

– личность может «фильтровать» внешнюю информацию, осуществлять ее неосознаваемую выборку: что не соответсвует в оцениваемом объекте установкам воспринимающего субъекта, не замечается или замечается не в полной мере, то есть ее цель в конечном счете – избегание дискомфорта, недопущение возникновения конгнитивного диссонанса, то есть состояния психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций;

– личность может достичь вполне приемлемого уровня адаптации и снятия противоречия за счет активной самокоррекции и самоизменения установок, то есть адаптация может наступить не за счет выбора информации об окружающей социальной среде в соответствии с установками, а за счет изменения самих этих установок [7, с.9].

 

Список использованных источников

Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб: Питер, 2008. – 368 с.

Классическая социальная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / под общей редакцией Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 416 с.

Кравченко А.И. Новая Российская Энциклопедия в 12 т. Т.2 (А-Баяр) / редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. – М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА – М», 2005. – 960 с.

Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов -на- Дону: Изд-во РГУ, 1997. – 295с.

Панихина А.В. Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513384/ (дата обращения – 20.07.2018).

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб пособие для учеб. заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.

Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Адаптация студентов и образ ВУЗа: монография. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 168 с.

Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

Цитаты, афоризмы, высказывания про адаптация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icite.ru/citaty/pro/adaptatciya#.W5JWqTl9i1s (дата обращения – 19.07.2018).

Юрьева Т.В. Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/7421/ (дата обращения – 20.07.2018).

 

Оригинал работы:

Адаптированность и дезадаптированность личности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*