Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Курсовое проектирование как способ вовлечения обучающихся в практическую деятельность

07.09.2018 654 1144
Чикинева Ольга Николаевна
Чикинева Ольга Николаевна, преподаватель

Ачинский техникум нефти и газа имени Е.А. Демьяненко

С учетом нового компетентностного подхода к формированию личности, цель профессионального образования начинает осознаваться не как изучение профессиональных и общеобразовательных дисциплин, а как исполь­зование их для развития необходимых качеств и профессиональной самореализации личности.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Мудрая китайская поговорка гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Курсовое проектирование как раз и является одним из способов вовлечения обучающихся в практическую деятельность, что в дальнейшем будет развиваться и применяться в работе на производстве.

Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов.

Целями курсового проектирования являются:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;

углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

подготовка к итоговой Государственной аттестации.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений»обучающиеся выполняют две курсовых работы:

профессиональный модуль ПМ. 02Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа МДК 02.01 Основы качественного и количественного анализа природных и промышленных материалов;

профессиональный модуль ПМ. 03 Организация работы коллектива исполнителей МДК 03.01 Управление персоналом химических лабораторий.

Выполнение курсовых работ способствует развитию профессиональных компетенций, необходимых для соответствия обучающегося квалификации техника. Например, таких как:обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий; подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа; обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий; проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами; проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами; проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов; работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности; планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений; организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка; анализировать производственную деятельность подразделения; участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

В техникуме разработаны и эффективно применяютсяметодические рекомендации, где указывается необходимая литература для самообразования, требования к качеству содержания и оформления работы, требования к оформлению электронных презентаций, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Для обучающихся разрабатываются индивидуальные задания по конкретным темам, которые выдаются в установленные сроки каждому обучающемуся. При выборе тем учитываются особенности региона, например, наличие крупного нефтеперерабатывающего завода в г.Ачинске, требования предприятия-работодателя к квалификации специалистов по данной специальности. Поэтому в курсовых работах приводятся методики, выполняемые непосредственно при анализе нефти и нефтепродуктов на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе.

Обязательным разделом курсовой работы является литературный обзор по заданной теме, что позволяет расширить кругозор обучающихся, ознакомиться с передовыми технологиями проведения физико-химических и химических анализов.

В технологической части курсовой работы обучающиеся приводят методики анализов, руководствуясь имеющимися ГОСТами и Техническими условиями, описание устройства и работы оборудования, применяемого для анализа.

В завершающем разделе курсовой работы обучающиеся приводят санитарную характеристику лаборатории и меры по безопасной работе при проведении конкретного анализа.

В курсовой работе по МДК 03.01 обучающиеся проводят экономический анализ работы конкретной лаборатории, рассчитывают материальные затраты на проведение анализа, разрабатывают мероприятия по экономии материальных ресурсов.

Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если преподаватель видит, что обучающиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у обучающихся вопросы. Здесь просматривается прогрессивная роль преподавателя. Он продолжает руководить деятельностью обучающихся, оказывает им помощь, вмешивается, когда возникает необходимость. По мере возрастания самостоятельностиобучающихся уходит в тень и тактично контролирует все, что происходит. Обучающиеся также показывают каждый свои чисто субъективные способности. Каждая фаза проекта, вплоть до окончания, связана с индивидуальными интересами, способностями, стремлениями и потребностями обучающихся. [2]

Поэтому консультации по курсовому проектированию проводятся как групповые (в начале проектирования), так и индивидуальные, непосредственно в ходе выполнения разделов курсовой работы.

Защита курсовых работ проводится в виде публичного доклада, сопровождающегося электронной презентацией, что способствует развитию грамотной профессиональной речи и коммуникативных навыковобучающихся.

Оценка курсовых работинтегрированная. Она складывается из оценок этапов выполнения работы (от задания до полученного результата), и результатов защиты работы.

Таким образом, под воздействием происходящих в стране демократических и экономических преобразований меняются функции среднего профессионального образования как существенного фактора профессиональной самореализации работника. Это вызывает необходимость совершенствования педагогических условий формирования личности обучающегося, всего учебно-воспитательного процесса в системе СПО. Курсовое проектирование является важной ступенью к получению обучающимися качественных знаний, необходимых для последующей трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

 

Использованные источники

 

Абасов 3. А. Педагогические технологии и инновации в учебнойдеятельности школьников // Школьные технологии. 2002. № 5 .

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.М.: Издательский центр Академия, 2010. - 368 с.

 

Оригинал работы:

Курсовое проектирование как способ вовлечения обучающихся в практическую деятельность  




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*