Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ новых условиях обучения увеличиваются значимость и объем самостоятельной работы студента по учебным дисциплинам, появляются новые виды самостоятельной работы, преподаватели используют новые формы ее организации. Поэтому сегодня студентам необходима поддержка в выполнении различных видов самостоятельной работы в рамках учебного модуля или курса. В связи с этим идет активный поиск новых организационных структур, позволяющих достигать нового качества образования.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений на самостоятельную работу студентов (СРС) отводится более 1000 часов. Этот факт говорит о том, что образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Самостоятельная работа рассматривается:
как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя,
как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Признаками самостоятельной работы являются следующие факторы:
наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
проявление умственного напряжения студентов для правильного и наилучшего выполнения действия;
проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач;
наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;
владение навыками самостоятельной работы.
Комплекс условий при организации СРС:
возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута реализации СРС;
использование накопительной системы оценивания СРС;
системная организация оценивания учебных и личностных достижений студентов;
совместное планирование и запуск СРС как необходимый этап технологии;
информационно-методическое и нормативное обеспечение СРС.
Самостоятельная работа подразделяется на:
аудиторную- под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию;
внеаудиторную - планируемая работа,во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
При разработке заданий для СРС следует учитывать:
примерные нормы времени для выполнения задания;
логику и структуру учебного материала;
практическое назначение задания, которое предстоит решать будущему специалисту;
характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
постепенное нарастание сложности и проблемности.
В тематическом планировании преподаватель отражает:
темы учебной программы, которые студент осваивает самостоятельно;
темы, которые студент осваивает по индивидуальному плану;
темы индивидуальной СРС;
виды заданий;
сроки выполнения заданий;
критерии оценки самостоятельной работы.
«Три кита» самостоятельности: мотив, умение, воля.
Показателями умственной самостоятельности являются:
перенос знаний и способов действий в новую ситуацию;
свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане;
возможность применять общие принципы при решении задач.
Самостоятельная работа студентов проводится в несколько этапов:
этап целеполагания - преподаватель предъявляет студенту технологическую карту(или план) самостоятельной работы по дисциплине. Студентвыбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности.
этап консультирования - преподаватель является консультантом по образовательному запросу студента. Типы образовательного запроса:информационный, ресурсный, технологический, учебный, психологический.
Модели консультирования: экспертное - оценка работ, выполненных студентами; проектное - сопровождение проектных работ студентов; процессное - сопровождение студента при реализации им образовательной программы.
рефлексивный этап -оценивание учебных достижений обучающихся.
аналитический этап -преподаватель анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания.
Технология организации самостоятельной работы студента заключается в следующем:
на первом уровне – преподаватель управляет деятельностью студента.
на втором уровне – студент является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность.
Студент самостоятельно (или с помощью преподавателя) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, способы самоконтроля, способы учета достижений, осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.
Примерная классификация заданий для СРС:
по дидактической цели: познавательные, практические, обобщающие.
по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие).
по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику.
по типам решаемых задач. Здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские.
К нетрадиционным технологиям и приемам организации самостоятельной работы студентов относятся: составлениебиблиографии по проблеме; проведение обзора сайтов; разработка анкет и проведение анкетирования субъектов; выступление на конференции; подготовка презентации; обработка результатов.
Самостоятельную работу студентов на лекциях по МДК 02.01 Основы качественного и количественного анализа природных и промышленных материалов организуется по методике «Бортового журнала», требующей очень хорошей подготовки преподавателя; прямого перефразирования, что особенно хорошо использовать после серии текстов или документов по одной проблеме; составления опорной схемы-коллажа по учебным материалам, предусматривающей схематически фиксированного отображения некоторойчасти предметногосодержания, объединенного ключевым понятием или проблемой, например, коллаж «солнечная система», в центре которой «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией или «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть нет.[1]
Таким образом, в целях реализации компетентностного подхода необходимо использовать в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой, что позволит формировать и развивать у студентов общие и профессиональные компетенций. Например, по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений к таким относятся: выбирать оптимальные методы анализа; оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. [2]
Использованные источники
1 Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов//Высшее образование в России, 2003. № 6.- с. 105-109.
2 Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений, 2014
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.