Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие самооценки детей дошкольного возраста посредством танцетерапии

29.08.2018 744 1161
Власова Елена Михайловна
Власова Елена Михайловна, преподаватель

Гомзякова Валерия Сергеевна
Гомзякова Валерия Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

Слово «оценка» происходит от латинского «aestimare», означая оценивание, которое человек делает по отношению к собственной значимости. Самооценка служит источником пополнения знаний личности о себе.

Самопонимание человека складывается из представлений о себе в целом и об отдельных присущих ему качествах, чертах, свойствах и т.д. Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [1].

Что касается видов самооценки, то их выделяют несколько:

Завышенная самооценка. Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал.

Адекватная самооценка. Адекватная личностная оценка себя – это та, которая соответствует реальным фактам и результатам, по возможности объективное оценивание своих возможностей, не завышенное и не заниженное, исключающая ограничения своего места среди людей и вообще своего места в жизни.

Низкая самооценка. Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, застенчивостью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины.

Самооценка проявляется у людей с раннего детства. Что касается детей младшего дошкольного возраста, то самооценка у них формируется с одной стороны – посредством похвалы взрослых, их оценок по отношению к действиям ребенка, а с другой стороны под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Решающее значение в развитии самооценки на первых этапах развития личности имеет общение ребенка со взрослыми. Ребенок раньше начинает понимать те особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. [2].

Самооценка детей среднего дошкольного возраста действительно по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. В различных её видах самооценка у одного ребенка может быть дифференцированная, например, в пении он оценивает себя правильно, в рисовании переоценивает, а в грамоте недооценивает себя.

Существует множество способов развития и проявления самооценки у людей, в частности у детей. Одной из таких является танцетерапия. Данная методика обладает огромными возможностями для гармоничного духовного и физического развития.

Танцетерапия обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Слияние танцевальной терапии подразумевает развитие и двигательных и музыкальных навыков, способствует сохранению и укреплению здоровья; помогает формированию основ нравственной культуры: основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, совершенствуют образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, но и помогают повысить самооценку детей. Развитие самооценки является важным аспектом воспитания, так как именно от самооценки зависят уверенное или неуверенное поведение, отношения с людьми, отношение к собственным победам и поражениям [5].

Сегодня танцевальные занятия с детьми практикуются в каждом хорошем детском саду. Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Занятия танцами представляют собой очень позитивную встряску для всего организма, отлично повышают стрессоустойчивость, развивают координацию движений и выводят из депрессии. Это не только оздоровительный фактор, но также замечательная возможность выразить эмоции, почувствовать ритмическую структуру музыки и ее темповые изменения, воплотив все это в собственном хореографическом произведении [4].

Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, совершенствуют образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, но и помогают повысить самооценку детей. [5].

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Она использует танец как способ избавиться от ненужного напряжения – это выход физической энергии. [8].

Танцетерапия основывается на том, что ритмические движения очень благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека.

По сути танцевальная терапия применяется при работе с детьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Танцы – приятный способ лечения. С её помощью осуществляются процессы укрепления здоровья, совершенствование психомоторных способностей, развитие творческих способностей, адаптация – положительная психологическая динамика детей [3].

Результаты танцевальной терапии:

Улучшение соматическое состояние человека. Регулярные тренировки – это фактически нормированные занятия спортом, которые укрепляют не только мышечный аппарат, но и благотворно влияют на иммунную систему человека.

Развитие уверенности. Каждый танец предусматривает возможность показать себя с другой стороны или под маской хореографического образа. Это своеобразная защита между человеком и его реальными страхами, фобиями.

Повышение коммуникабельности. Вместе с уверенностью, человек преодолевает также робость.

Увеличение запаса энергии. Особенно полезной танцтерапия является при хронической усталости, психологическом истощении, когда внутренние резервы пустеют.

Снижение проявление агрессии. Лучше всего излишки энергии можно выплеснуть с помощью физических нагрузок, которые нужно совмещать с грациозностью и самоконтролем.

Повышение самооценка. Важную роль в мировоззрении каждого человека играет его субъективная оценка себя, как отдельной личности со своими недостатками и позитивными качествами [9].

Танцетерапия помогает не только развиваться физически, но и духовно – благодаря ей повышается мнение о собственных умениях и возможностях. Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения. Она подходит для детей разного возраста. При этом занятия могут проходить в двух формах: групповой и индивидуальной.

Индивидуальные занятия лучше подходят для робких и замкнутых детей, которым сложно свободно выражать себя на публике. И тогда целесообразно применять эту форму занятий. Такому ребенку нужно научиться высвобождать свои ощущения, говорить то, что чувствуешь и при этом выполнять физические упражнения. Лучше, если каждая запертая внутри тела эмоция проговаривается после конкретного движения. Как только ребенок научится правильно это делать и вслух проговаривать проблему, он подсознательно свяжет танцевальные движения со сбрасыванием тяжелого груза с души. И, со временем, он будет просто танцевать, а психотерапия будет работать сама на себя.

Как правило, в индивидуальных занятиях техника танцевальной терапии основана на выполнении простых упражнений. Но при этом происходит обязательная привязка эмоциональной составляющей к выполнению двигательной композиции. При этом особенно важно во время занятий найти нужные слова, которые помогут ребенку раскрыть и выразить свои накопленные эмоции.

Данную форму танцевальной терапии эффективно также использовать для занятий с детьми с повышенной эмоциональной возбудимостью, агрессивных детей. Она позволяет выплеснуть излишки энергии с помощью физических нагрузок, которые нужно совмещать с грациозностью и самоконтролем. [7].

Групповая форма занятий танцтерапией направлена больше на решение социальных проблем и взаимоотношений. В коллективе ребенок учится социализации, взаимодействию с другими. Таким образом, её целесообразно назначать при нарушении межличностных отношений. Ведь умение работать в команде или в паре предусматривают много танцев. Такой тесный контакт помогает ребенку ощутить свою значимость, улучшить социальные навыки и способствует развитию общительности через телесные движения. А кроме того такая форма занятий позволяет повысить самооценку ребенка. Благодаря обучению стандартным танцевальным движениям и отработке их в коллективе, у ребенка появляется чувство гордости за свои успехи и достижения, и, тем самым повышается мнение о собственных возможностях и способностях.

Танцевальная терапия для детей должна обязательно проходить с подбором группы приблизительно одного возраста для того, чтобы каждый ребенок ощущал себя комфортно и не чувствовал преимущества со своей стороны или от других. Это важно для создания положительных доверительных взаимоотношений в группе [8].

Данная разновидность психотерапии может стать отличным вариантом для коррекции сложностей во взаимоотношениях в семье, в коллективе и просто хорошим средством для улучшения самочувствия [6].

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из популярных способов развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. Ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

С целью повышения самооценки детей среднего дошкольного возраста были разработаны и проведены два занятия по танцетерапии.

Первое занятие называлось «Репка». За основу данного занятия взята известная русская народная сказка «Репка». Ведущий, рассказывая сказку в измененной форме, предлагает детям вжиться в роль героев сказки и попробовать почувствовать их эмоции, усилия, которые они прилагали для общего дела, способствует взаимодействию со всеми участниками коллектива. Данное занятие сопровождалось музыкальными композициями. На протяжении всей сказки дети находились в кругу, что позволяло им хорошо видеть ведущего и друг друга. Основное движение занятия - ритмичный марш. Занятие длилось 20 минут.

Стоит отметить, что данное занятие по танцетерапии вызвало положительные эмоции у большинства детей. Все дети с удовольствием «проживали» роли героев сказки. В конце занятия все ребята благодарили педагога-хореографа громкими аплодисментами.

Второе занятие по танцетерапии называлось «Колобок». Как и первое, оно разработано на основе русской народной сказки с одноименным названием. Второе занятие отличалось от первого тем, что в нем были задействованы игрушки-помощники (герои сказки), движения уже более сложные и абсолютно разные по своему характеру: то ритмичный марш колобка, то быстрый бег от медведя, то нежные, ласковые покачивания хвостом лисы. Данное занятие сопровождалось музыкальным материалом. Дети находились в кругу большую часть занятия и основным движением по кругу также являлся ритмичный марш. Больше всего детям понравилось играть в инсценировку «У медведя во бору», потому что они явно вжились в роль Колобка и быстро убегали от Медведя.

Таким образом, целесообразно сказать о том, что танцетерапия положительно влияет на развитие самооценки детей младшего дошкольного возраста, а как показывают и многие другие исследования, людей всей возрастов.

 

Список использованных источников:

 

Бороздина Л.В. «Что такое самооценка // Психологический журнал.» / [Текст]: – Бороздина Л.В. 1992. № 4. С. 99-100

Б.С Волков, Н.В Волкова. Психология детства. Учебное пособие. / [Текст]: – научн. ред. Волков Б.С – М.: АПО, 1997, 152 с

Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. [Текст]: – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

Платонов, К.К. Психология: Учпедгиз [Текст]: – Москва, 1953, – 251 с.

Территория знаний, Виды самооценки: ее диагностика, уровни, функции и развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tagweb.ru/2017/04/30/vidy-samoocenki/, свободный (22.03.2018).

Танцтерапия для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dolgo-zivi.ru/tanceterapiya-dlya-detej, свободный (22.03.2018).

7. Танцевальная терапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/1689669/psihologiya/tantsevalnaya_terapiya, свободный (03.05.2018).

8. Хореография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=9_782, свободный (24.05.2018).

9. Черемнова, Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей. 2008 – 121, [2] с.: [8] л., ил. – (Мир вашего ребенка).

 

Оригинал работы:

Развитие самооценки детей дошкольного возраста посредством танцетерапии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*