Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мультимедиа презентации как метод обучения

21.08.2018 887 2265
Струкова Елена Алексеевна
Струкова Елена Алексеевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно ему необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учениками.

Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Мультимедиа уроки, таким образом, наиболее оптимально и эффективно способствуют достижению цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции. Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность: - дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; - повысить роль наглядности в учебном процессе; - удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся; - экономит учебное время. С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно: - при изучении нового материала,

- предъявления новой информации;

- при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- при обобщении, систематизации знаний.

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке преподаватель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – преподаватель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями.

На таких уроках желательно присутствие презентации, но при ее создании необходимо опираться на следующие дидактические принципы: - научности; - наглядности; -доступности; -системности и последовательности; -сознательности и активности; -прочности; -связи теории и практики; -интерактивности; -индивидуализации; - перманентности комплексного восприятия информации.

Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся знаний, умений и навыков. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

При создании учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения урока, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Необходимо четко придерживаться поставленным дидактическим и познавательным целям и задачам, так как мультимедиа – это всего лишь средство реализации дидактических задач. Иными словами, успешность проведения урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования: - Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока. -Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимися. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки. - Постановка учебной цели и учебных задач с использованием презентации. - Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся. - Максимальное вовлечение студентов в активную деятельность на уроке. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование.

Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся по любой дисциплине с использованием мультимедиа проекторов;

2) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование дополнительного обучающего и развивающего материала;

3) четкая постановка триединой цели урока;

4) мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного материала, но не заменяет живого общения преподаватель- ученик на уроке;

5) широкий подбор иллюстрирующего материала для всестороннего, детального раскрытия темы урока;

6) роль и место мультимедиа на данном уроке, на данном этапе урока.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением: - допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; - допускает возможность постоянного обновления; - имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; - допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради; - допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования; - допускает возможность нелинейности прохождения материала благодаря множеству гиперссылок; - устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных уроков. Сегодня перед нами стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Таким образом, каждый преподаватель, используя информационно - коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему, обучение станет радостнее и увлекательнее.

Не следует забывать об утомляемости подростков однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке.

И в то же время мы нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости. Поэтому, можно отметить необходимое условие овладение преподавателем приемами и методами использования мультимедиа как средство реализации здоровьесберегающих технологий.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к уроку, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися. Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Литература:

Дьяконов В. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С. 33-38

Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С. 21-27.

Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

Сахарусова Т.А. «Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса» 2008г.

Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий /

 

Оригинал работы:

Мультимедиа презентации как метод обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*