Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инклюзивное образование как фактор здорового образа жизни

15.08.2018 707 2872
Тушева Наталья Николаевна
Тушева Наталья Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

АКТУАЛЬНОСТЬ:

По экспертным оценкам в настоящее время

- Людей с инвалидностью около 11 миллионов

- Детей с инвалидностью до 18 лет – более 600 000

- Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.

1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования.

 

Мировая практика инклюзивного образования.

 

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей лиц с ОВЗ. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов

Мэйнстриминг предполагает, что обучающиеся с ОВЗ общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

Включение, или инклюзия   реформирование образовательных учреждений и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Правовая основа

Международные документы

1948 г. – Декларация прав человека

1989 г.- Конвенция ООН о правах ребенка

1990 г. – Всемирная декларация по образованию для всех

1993 г. – Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для всех инвалидов

1994 г. – Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями

2005 г. – Конвенция ООН о правах инвалидов

Федеральное законодательство

1993 г. – Конституция РФ

1995 г. – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

2012 г. – ФЗ «Об образовании в РФ»

2012 г. - ФЗ «Об образовании лиц с ОВЗ»

Законы волгоградской области

03.10.2013 г.- «Об образовании в Волгоградской области»

30.07.2014 г. – Приказ министерства образования и науки Волгоградской области «Об образовании инклюзивного образования лиц с ОВЗ на территории Волгоградской области»

«Образование для всех»

Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, каждый человек должен иметь возможность учиться.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться, независимо от каких – либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

Инклюзивное образование

Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные возможности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со всеми сверстниками.

Инклюзия (включение) означает раскрытие каждого обучающегося с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые обучающимся и преподавателям для достижения успеха.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной.

Задачи  инклюзивного образования: состоят  в том, чтобы включить всех детей  в образовательную систему и обеспечить их равноправие.

Восемь принципов инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.    Все люди нуждаются друг в друге;
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего  образования.

Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Специальное образование включает работу с особыми детьми. Под них подстраиваются и образовательные организации, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

В инклюзивном образовании каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Обучающегося со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены образовательного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Образовательные организации осуществляющие инклюзивное образование действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть, приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен к ним.

(декларация Саламанки, 1994 г.) 

Плюсы инклюзивного образования

1.Новый социальный подход к инвалидности

2.Приветствует разнообразие

3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему

4.Личностное развитие и социальные навыки

5.Развитие самостоятельности и самоопределения 

6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Три аспекта инклюзивного образования

1. Создание инклюзивной культуры

построение образовательного сообщества

Принятие инклюзивных ценностей

2. Разработка инклюзивной политики

развитие образования для всех

организация поддержки разнообразия

3. Развитие инклюзивной практики

управление процессом обучения

мобилизация ресурсов

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только образовательных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом

Необходимо подготовить позитивное общественное мнение родителей о совместном обучении детей

Так же должна быть приспособлена к потребностям лиц с ОВЗ городская среда (включая транспорт)

Важным является так же адекватная поддержка семей с детьми – инвалидами.

От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями

 

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками

Таким образом:

В Российской Федерации законодательно закреплены разнообразные формы получения образования лиц с ОВЗ.

Инклюзивное образование

Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

• Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

• Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

• Признает, что все дети могут учиться

Очень важно понять:

При создании инклюзивных ОУ, ОУ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 №288 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» // СПС Консультант Плюс

2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» // СПС Консультант Плюс

3.Письмо МО РФ от 27.06.2003 г. №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» // СПС Консультант Плюс

4.Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302

5.Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». - С.102

6.Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 2006. - С. 400

7.Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: - СПб.: Реноме, 2012. - С. 206

8.Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132

9.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 126

10.Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование» - 2006. - С. 223

11.Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов Петровский А.В. - М.: Просвещение, 2012. - С. 465

12.Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С.47.

13.Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№1. - С.54.

14.Семаго, Н.Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе / Н.Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: ЦАО, 2009. - С. 56.

15.Семаго, Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. - №3. - 2009. - С. 12.

16.Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200

17.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С.136.

18.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010 г. - С. 136.

19.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - С. 192

20.Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - С. 400

21.Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009. - С. 80

22.Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в РФ и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - С. 96

23.Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200

 

Оригинал работы:

Инклюзивное образование как фактор здорового образа жизни




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*