Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческого потенциала студента при изучении литературы, русского языка и делового общения

23.11.2012 1271 3320
Федорова Марина Валерьевна
Федорова Марина Валерьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий
Современная педагогика предлагает достаточно большое количество различных педагогических технологий, помогающих постоянно развивать креативность студентов. Преподаватель выбирает и использует их,  с учётом множества факторов: значимости в образовательной системе, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности студентов, содержания учебного материала преподаваемых дисциплин, личных предпочтений. Главное, это стремление самого преподавателя к новизне и сотворчеству.

Выбор мною педагогических технологий и методов обучения определяется целью формирования творческого потенциала  личности, развития у выпускников креативных качеств таких как: эмоциональность, воображение, оригинальность, критичность мышления, способность анализировать и оценивать явления, выстраивать алгоритм действия литературных героев, способность преподнести свои ответы в яркой образной манере, способность к самостоятельной исследовательской поисковой работе.  Разделяю мнение о том, что творчество необходимо для любой деятельности, что недостаток в творческих личностях является причиной многих трудностей в современной жизни, что проблема творчества до сих пор остаётся одним из участков «педагогической целины». Так её называл в своё время В.А. Сухомлинский.


В своей педагогической деятельности стараюсь максимально использовать возможности нетрадиционных занятий. Использую активные формы  обучения (дискуссионные методы, «круглые столы», игровые методы, тренинги, презентации, бригадно-групповые формы деятельности студентов, работа в команде, взаимообучение в малых группах, семинарские занятия, интегрированные занятия, анализ и проигрывание ситуаций, наблюдение за коммуникативным поведением других).


Эти формы и методы способствуют развитию инициативы, повышают мотивацию и вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем, развивают  коммуникативные качества и умения. Обмениваясь информацией, высказывая свои мысли, задавая вопросы друг другу в процессе взаимообучения, студенты расширяют свой словарный запас, учатся взаимодействовать друг с другом, аргументировать свои мысли.


Основная задача нестандартных, нетрадиционных форм изучения литературы, русского языка и культуры речи  – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств студента,  его саморазвитие, самообразование, самовоспитание, формирование культурологической компетенции.


Довольно часто  провожу  уроки в форме импровизированной литературной гостиной или литературного кафе.


Такие уроки ориентированы не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие индивидуальных способностей каждого студента, на  познание  им своих творческих возможностей.


В большую серьёзную подготовку включаются все участники. Усилиями студентов создаётся соответствующая обстановка: оформляются литературные страницы, рисуются портреты, готовятся компьютерные презентации,  по моему совету ребята подбирают музыку, находят вещи, которые могли бы принадлежать поэтам  прошлого.


Один из таких  уроков  был по теме «Поэзия Серебряного века», на котором  ребята рассказали  о судьбах некоторых поэтов, читали полюбившиеся стихи, показали инсценировку рассказа Тэффи «Переоценка ценностей»  из жизни гимназистов начала 20 века, но так близкой и понятной им, послушали замечательную музыку и даже приняли участие в поэтическом конкурсе.  Студентам  были предложены рифмы:

День – тень – муз – союз

Пёс – нос – поэт – секрет

Любовь – вновь – сады – цветы

Зал – выступал – красота – мечта.


Это задание выполняется с удовольствием, ребятам разрешается работать в сотрудничестве, в микро-группах. Лучшие «шедевры» записываются в нашу «Собачью книгу», где за несколько лет уже накопилось немало интересных стихотворений.


Мы много говорим об эстетической и эмоциональной приземлённости и бедности современной молодёжи. Необходимо искать пути преодоления этого в меру своих сил и возможностей.  Задача любого преподавателя сделать изучение своего предмета увлекательным, интересным и действительно глубоким. Мы провели

интегрированный урок, где совместили, казалось бы, несовместимые учебные дисциплины, литературу и физику. Цель занятия была показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием, взаимообогащение науки и искусства. Примечательно, что урок был проведён на 90% самими учащимися. Мы, преподаватели, взяли на себя роль ведущих. На уроке звучали доклады  и сообщения по физике об источниках света, стихи, отрывки из прозы, описывающие явления природы, ребята послушали известную «Лунную сонату» Бетховена, узнали историю её возникновения, посмотрели видеофрагмент «Чудеса природы. Водопады Игуасу». Мы обратились и к живописи, к картинам, изображающим красоту природных явлений: закат, радугу и т.д. А в конце занятия студенты разгадывали кроссворд. Когда в конце уроков мы вместе пытаемся проанализировать свою работу, то всегда на анкетном листе, где я прошу отметить своё эмоциональное состояние и высказать пожелания, только положительные отзывы и просьбы о проведении таких уроков почаще.


Уроки-конкурсы проводятся в конце каждого семестра, на них используется групповой метод работы. Заранее обсуждается сценарий урока, выдаются предварительные задания, обговариваются конкурсы, причём студенты довольно часто сами предлагают варианты конкурсных заданий. Группа разбивается на команды, выбираются капитаны, которые и руководят всей подготовительной работой.  Такие уроки являются удобной формой повторения и закрепления пройденного материала перед экзаменами и позволяют использовать разные методы контроля (тесты, кроссворды, презентации рисунков, выразительное чтение и т.д.). На конкурсах у студентов нет синдрома невыученного урока, нет угнетённого состояния и плохого настроения. В команде всегда есть надежда на то, что если ты не знаешь ответа на вопрос, то его знает кто-то другой или все игроки вместе найдут его общими усилиями. Самое главное для студентов на таких уроках – это психологический комфорт и возможность реализовать себя. Для преподавателя урок-конкурс даёт хорошую возможность широкой   проверки  и объективной оценки знаний студентов. Конкурсные задания или определённые типы вопросов могут варьироваться от уровня подготовки группы.


Главная цель преподавателя – формирование творческой, созидательной, ответственной личности, способной жить в современных изменяющихся социально-экономических условиях.  Готовить студента к успешной реализации своей личности  в профессиональной и социальной среде способствуют обобщающие уроки поделовому общению с применением игровых методов по тематике, близкой к реальным производственным ситуациям, например: «Открытие фирмы, набор сотрудников, комплектование штата». В микрогруппах по 2-3 человека каждый участник игры имеет возможность выполнять определённую роль: «директора», «менеджера», «секретаря» и т.д. Важным для формирования коммуникативной культуры является  заключительный этап занятия – обсуждение, при котором необходимо указать на ошибки и положительные моменты в умении организовать своё рабочее место, в  умении правильно задавать вопросы, корректно отвечать на вопросы оппонента, в умении грамотно вести собеседование, в использовании невербальных средств общения,  в умении  находить способы решения сложных задач. Учитывается и  внешний вид.  Организуется рефлексивная деятельность. Студентам  предлагается завершить несколько анкетных  предложений:

 - Больше всего мне понравилось…

 - Мне не очень понравилось…

 - Чему я научился при подготовке к уроку…

 - Что пригодится мне в моей профессиональной деятельности…


Такие уроки позволяют студентам раскрыться, продемонстрировать свои возможности, привить ответственность, качества лидера, оценить свою работу.

Считаю, что одним из важнейших направлений и видов работ по формированию творческой личности, креативности является исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью для студентов 1-2 курсов, с которыми я работаю, мы понимаем процесс выполнения учебно-исследовательских заданий как в учебное, так и внеучебное время, результатом которого является приобретение первоначального опыта исследовательской деятельности, развития способности к исследовательскому типу мышления, формирование исследовательских умений и личностных качеств, обеспечивающих успешное осуществление исследовательской деятельности как при обучении на старших курсах в техникуме, так и в профессиональной сфере.


Процесс подготовки студентов к исследовательской деятельности мы рассматриваем как систему, проходящую в своём развитии ряд этапов. Первый этап – подготовительный. На этом этапе проводится работа в основном со  студентами 1-2 курсов. В ходе его студенты реализуют себя в определённых видах исследовательской деятельности (анкетирование, реферирование, рецензирование и т.д.). Осуществляется целенаправленное обучение студентов методам и приёмам самостоятельной работы с учебным и научным текстом. Сразу скажу, что есть определённые результаты. Выступления наших студентов на научно-практических конференциях разного уровня всегда успешны, неоднократно отмечались дипломами и грамотами. Исследовательская работа «Язык городских вывесок», выполненная студентами под моим руководством, заняла первое место в   Областной студенческой  научно-практической конференции в номинации «История развития науки, техники, культуры». Работа «Я люблю родной  язык, на котором говорю» - III место на Областной научно-практической конференции; «О бедах русского языка» - I место на межрегиональной конференции.


При организации исследовательской деятельности я опираюсь на следующие принципы:

- принцип мотивационно-ценностного обеспечения исследовательской деятельности;

- принцип внутридисциплинарной и междисциплинарной преемственности в деятельности педагогов по формированию исследовательских умений;

- принцип поэтапности;

- принцип повышения уровня сложности исследовательских заданий и увеличения степени самостоятельности студентов при их выполнении;

- принцип обеспечения рефлексии в исследовательской деятельности;

- принцип постоянного сближения учебных заданий с заданиями профессиональной направленности, поисково-творческими, исследовательскими;

- принцип интенсивного развития личности студента на основе психолого-педагогической диагностики.

Работа по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности  начинается с выбора исследовательских заданий, при разработке которых исхожу из требований:

- специфики изучаемого предмета;

- учёта при отборе заданий уровня подготовленности обучающихся к их выполнению;

- направленности заданий на приобретение знаний, умений исследовательской работы;

- направленности на развитие профессионально-личностных качеств студентов:  самостоятельности, творческой активности, инициативы.


Раскрою процесс работы над исследовательским заданием «Я люблю родной язык, на котором говорю».


Предлагая эту тему, я знала, что респондентами будут студенты  2 курса, и определила цель работы с ними:

  • повышать культуру устной и письменной речи в процессе изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Деловое общение»;
  • способствовать правильному использованию речевых средств;
  • прививать любовь к грамотной речи и нетерпимость к засорению языка жаргонизмами, стимулировать потребность в самообразовании.

Цель работы с наиболее способными студентами, которым тесно в рамках учебной программы (кроме вышеназванных), приблизить к исследовательской работе, вызвать интерес к ней, помочь овладеть практическими умениями проводить её, подготовить к участию в научно-практических  конференциях.


На этапе организации проводится  мотивирование студентов на исследовательскую деятельность; установка на возможность, реальность, доступность исследовательской работы; разъяснение целей и задач, сообщение о том, что исследовательская работа должна завершиться реальным результатом – оформлением докладов и выступлением на научно-практических конференциях. (Названная тема была выбрана студентами из разных групп, творческие группы создаются по желанию, по интересам).


Подготовительный этап включает в себя  совместную  работу преподавателя и творческой группы. Оказывается помощь студентам в распределении обязанностей, определений объекта и предмета исследования (устная и письменная речь студентов 2 курса Новокузнецкого строительного техникума), целей исследования (выявление изменений в речи студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»). Раскрывается значение и сущность методов научных исследований:

- теоретических (анализ, сравнение, обобщение, систематизация);

- эмпирических (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности человека, в частности творческих работ студентов 2 курса);

- статистических методов обработки информации, определяющих качественный и количественный результат исследования.


Совместно со студентами составляется  план исследовательской деятельности:

  • изучение  литературы  по исследуемой проблеме;
  • проведение анкетирования;
  • выявление наиболее типичных ошибок, встречающихся в устной и письменной речи студентов;
  • выработка рекомендаций по их устранению;
  • повторное анкетирование;
  • подведение итогов;
  • оформление материалов;
  • выступление на  научно-практических конференциях (разного уровня).

Рекомендую творческой группе привлекать желающих из числа студентов для выполнения отдельных видов работ. К примеру, даже самые «слабые» могут помочь в оценке словарного запаса, т.е. в подсчёте количества слов, употребляемых в сочинениях, что входит в программу исследования. Большая часть студентов способна в устных ответах сокурсников заметить и отметить речевые ошибки.


Этап – исполнительский. Проведено  анкетирование.  Респондентов  попросили оценить свою речь с точки зрения выразительности и богатства. Было опрошено  80 человек. На вопрос «Как Вы оцениваете свой словарный запас с точки зрения богатства и выразительности?» получили следующие ответы:

6,5 % оценивают  свой словарный запас, выразительность своей речи на 100%;

19 % - 80 %; 24 % - 70 %; 13 % - 60% ; 6,25 % - 50 % ; 25 % - ниже 50 %.

Практически все респонденты на вопрос о необходимости работать над культурой речи ответили положительно.


Студентам было предложено сделать описание чего-либо: зимнего утра, осеннего леса, ледохода, гор и т.д.  Описание должно быть ярким и наглядным.

После анализа письменных работ сделан вывод, что речь современных молодых людей не всегда соответствует нормам литературного языка.


Письменные работы студентов показали бедность словарного запаса, неумение пользоваться выразительными средствами языка и использовать богатые возможности синтаксиса. Оказалось, что для написания сочинения студентам хватает 270-320 слов. (Ученые считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тысяч слов, а в письменной – 20-24 тысячи).


В сочинениях наблюдаются  неоправданные  повторы слов, практически не используется  такое явление языка, как синонимия, которая позволяет полнее и точнее выразить свои мысли и чувства, избегая при этом ненужных повторений. Большая часть респондентов не умеет пользоваться выразительными возможностями языка, практически отсутствуют образные сравнения явлений природы, нет ярких красок, метафор, эпитетов. Для синтаксиса студенческих сочинений характерна однотипность, малое количество причастных и деепричастных оборотов, которые, как известно, обогащают стилистику  речи.


На рефлексивно-аналитическом этапе творческой группой под моим руководством выполнен сложный вид работы – выработка рекомендаций на основе данных анкетирования и анализа письменных работ студентов. Были использованы   ответы респондентов на вопрос «Что следует предпринимать, чтобы словарный запас пополнялся?». Кроме того, по моему совету творческая группа проводила индивидуальные беседы со студентами,  выясняя, как научиться правильно и красиво говорить и писать.


В результате было рекомендовано:

  • пополнять словарный запас путём чтения книг, общения с интересными людьми;
  • учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно и что шаблонно и серо;
  • не засорять речь жаргонами даже в общении на бытовом уровне;
  • использовать синонимические средства языка, способные выразить сложнейшие и тончайшие оттенки мыслей и чувств;
  • учиться использовать многообразие стилистических возможностей языка.

Указан основной путь к успеху – серьёзное, глубокое изучение дисциплины «Русский язык и культура речи».


Спустя пять  месяцев студентам ещё раз было предложено написать сочинение, обращая внимание на использование различных языковых средств, повышающих выразительность речи. Анализ повторных работ показал, что увеличился словарный запас студентов. Студенческие сочинения  насчитывали от 320  до 420 слов. Отрадно было отметить, что те респонденты, которые довольно низко оценивали свой словарный запас, заметно его пополнили. Сочинения отличались большей эмоциональностью, образностью, были удачно использованы сравнения, яркие краски,  эпитеты, другие изобразительно-выразительные средства языка.


Было проведёно повторное анкетирование студентов. Анкета включала в себя следующие вопросы:

- Изменилось ли  представление о собственном словарном запасе?»

- Пополнился ли их словарный запас?

- Нужно ли работать над культурой своей речи?


90 % опрошенных дали утвердительный ответ на первый вопрос, считая, что их словарный запас увеличился. Более 50% респондентов ответили, что они стали  следить за правильностью собственной речи, стали замечать неточности в речи близких и знакомых. И почти 80% опрошенных считают необходимым постоянно работать над культурой речи и не просто читать книги, а учиться хорошему слогу у русских писателей.


Положительный результат организованного мною исследования вижу в этих позитивных изменениях, в том, что в какой-то мере достигнута цель моей работы со студентами (как с респондентами, так и с творческой группой), что материал исследования представлен в докладе, с которым студенты  выступили  на Областной научно-практической конференции, где заняли третье место.


Следует сказать, что примерно в такой же последовательности, что  представлена выше, организуется работа по выполнению других исследований.


Алгоритм организации и проведения исследовательской работы состоит из следующих этапов:

 - целеполагание и организация,

 - подготовительный (планирование),

 - исполнительский  (реализация),

 - аналитико-рефлексивная деятельность (осуществление рефлексии является неоходимым условием подготовки студентов к исследовательской деятельности).


Считаю, что выполнение подобных исследований позволяет реализовать задачи подготовительного этапа формирования готовности к исследовательской деятельности, итогом является:

- приобретение студентами младших курсов опыта исследовательской деятельности;

- приобретение исследовательских умений, установка на их реализацию и совершенствование на последующих курсах.


Для создания системы условий,  развивающих креативные способности студентов,  преподаватель сам должен обладать такими качествами. Он сам должен постоянно развиваться.


У Е. Евтушенко есть слова: «Учитель – это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей». И мне кажется, что писать «живых людей» - это намного сложнее и ответственнее.

 

Литература

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы,  понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005.

2. Мартынюк О.И., Медведев И.Н.. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования. Москва, 2006.

3. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебное пособие для сред. проф. образования. М.; 2004.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*