Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКонцепция модернизации российского образования ставит ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное содержание образования. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Вообще ключевые компетенции формируются лишь на личном опыте, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Я считаю, что один из вариантов создания таких условий - это внедрение и использование современных педагогических технологий. А также использование активных педагогических форм, методов и приёмов организации образовательного процесса на уроках английского языка, применяя индивидуальный подход к каждому обучающемуся и используя элементы рейтинговой системы оценивания. Решение этих проблем позволяет мне создать на уроках психолого-педагогические условия для успешного овладения предметом.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка и развитие коммуникативных качеств на уроках. В наши дни преподаватели пересматривают арсенал воздействия на умы и эмоции обучающихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Причина столь повышенного интереса в настоящее время к играм на уроке – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует отметить также, что при сохранении мотивации возникает проблема - снижение познавательного интереса к изучению английского языка. Данное явление происходит в связи с тем, что обучающиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирует учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках английского языка игровых технологий. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению английского языка с использованием занимательных материалов и игровых приёмов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных учёных ( И.Л Бим, С.Т.Занько, С.С.Полат, В.М.Филатов, Е.И.Пассов и др). Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность общения, в процессе которой формируются помимо знаний, иноязычные речевые умения. Познавательные мотивы обучающихся, содержатся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл.
Основными коммуникативными качествами, формирующимися в игре являются - познавательная потребность обучающихся к изучению языка, желание общаться на английском языке, а также выражение своего мнения на иностранном языке.
Привлечение
игры как приёма обучения – есть действенный инструмент управления учебной
деятельностью, активизирующий мыслительную деятельность обучающихся,
позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.
«Учебный предмет сам по себе настолько серьёзен, что следует считать удачей всякую возможность изложить его хотя бы чуть занимательнее»- писал Б. Паскаль. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция даёт возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Иностранный язык, как учебный предмет, отличается от других общеобразовательных дисциплин тем, что основная цель его преподавания - это формирование речевых навыков на чужом для обучающихся языке. Воспитание обучающихся осуществляется через систему личностного отношения к изучаемой культуре и предполагает формирование у них:
- оценочно-эмоционального отношения к миру;
- положительного отношения к иностранному языку, культуре народа;
- понимание особенностей своего мышления;
- сопоставление изучаемого языка с родным;
- знания о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка и включения обучения в «диалог культур».
Академик Щерба Л.В указывал, что иностранный язык оказывает определённым образом воспитательное воздействие на изучение и родного языка обучающихся.
Игровые технологии - это технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Й.Хейзинг сказал: «Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра».
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Считаю, что использование на уроках элементов игровых технологий, обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создаёт у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Существуют такие функции игры как:
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений. Усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, а также в модель типа человеческих отношений.
Игру как метод обучения использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более широкой технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Игровая форма, применяемая на моих уроках, создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Особенностями игры в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В игре все равны. Она посильна почти каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке обучающийся, может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре всё «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, что очень важно также для адаптации в социуме.
Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство воспитания коммуникативных качеств, а именно:
- воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость (фразы-клише речевого этикета);
- создаёт атмосферу иноязычного общения, объединяет коллектив обучающихся;
- устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;
- снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему;
- гармонично развивает личностные качества для активизации резервных возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.