Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКогда человека рождается, он еще не обладает знаниями, навыками, умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровья, самообеспечению, самообслуживанию. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах.
Адаптируясь к новым условиям, человек стремиться к эмоциональному комфорту, удовлетворению, к гармонизации отношений с обществом. Эти состояния достигаются людьми по-разному. Например, для одних, чтобы почувствовать эмоциональное равновесие в деятельности и общении надо быть такими как все, у других гармонизация наступает тогда, когда они побывают в роли лидеров, для третьих главное – преодолеть препятствия, для четвертых сделать все, чтобы их не замечали. Иными словами, одни личности в новых условиях чувствуют себя комфортно, другие не комфортно, но смиряются; третьи – борются. [4, с. 10]
Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в образовательной организации [6]. Начало обучения в колледже обусловлено принятием учеником школы новой социальной роли – роли студента, для успешной деятельности которого необходимо освоить новые правила жизни и учебы. В течение первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности [2].
Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению студентов в колледже: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он закончил. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.
Любое обучение, особенно профессиональное, является делом не из легких. Это связано с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера. Существуют как общие трудности, типичные для всех студентов, так и частные, характерные только для студентов младших курсов, например, стрессовые состояния, возникающие у выпускников школ в связи с переходом к другой форме деятельности.
Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, то есть на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.
Т.И. Попова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде колледжа следующие стадии:
·начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды колледжа и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
·стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
·аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
·ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [5, с. 5]
К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии адаптации проходят благополучно, в результате – у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации – это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности. Кризис может привести к дезадаптации. Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.
Дезадаптация – это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. [3]
Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.
Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. [1]
Адаптационный период студентов состоит из нескольких этапов:
1) адаптационная неделя, которая проводится с целью знакомства, снятия стресса от первичного контакта и обеспечение необходимой информацией для возможности свободного ориентирования к началу учебного процесса;
2) период интенсивной адаптации (привыкание) для диагностики и помощи в налаживании взаимодействия;
3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.
Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором.
В период интенсивной адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал в форме диагностики.
Затем в период коррекционной работы устраняются выявленные в ходе 2 этапа проблемы. Они могут быть связаны с отношением к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, внеурочным занятиям (в творческих коллективах, спортивных секциях). Поэтому в ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в колледже необходимо проводить работу по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста. [7]
Таким образом, можно сказать, что процесс адаптации в колледже влияет на развитие личности профессионала, во-вторых, процесс адаптации по большей части зависит от личностных качеств человека, которые в свою очередь изменяются в процессе адаптации. Так же существуют 4 стадии адаптации, которые каждый студент должен пройти. Если студент не проходит эти стадии адаптации, то наступает кризис адаптации, что приводит к дизадаптации.
Список использованной литературы
Адаптация студентов первого курса [Электронный режим]. - Режим доступа http://diplomba.ru/work/112191 (дата обращения – 18.03.18).
Дезадаптация [Электронный режим]. - Режим доступа http://center-yf.ru/data/stat/dezadaptaciya.php (дата обращения – 28.03.18).
Молодцова Т. Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации [Текст] / Т. Д. Молодцова - Ростов, 2016. - 295с.
Попова Т. И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза. [Текст] / Т. И. Попова – С-п., 2007- 53с.
Чурянина Д.А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/194/83731.php.
Шабарина И. Ю Информио [Электронный режим]. - Режим доступа http://www.informio.ru/publications/id2767/Adaptacija-pervokursnikov-k-novym-uslovijam-obuchenija (дата обращения - 10.01.18).
Брилякова А. Н. Адаптация студентов первого курса к новой системе обучения в медицинском техникуме [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1447/Adaptacija-studentov-pervogo-kursa-k-novoi-sisteme-obuchenija-v-medicinskom-tehnikume.
Оригинал работы:
Особенности адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.